Григорий Ладыженский
В одной луганской семье бережно хранится большой зелёный альбом, в котором аккуратно сложены фотографии, театральные программки, билеты на концерты и спектакли, афиши, газетные вырезки…
Певец Его Императорского Величества
«Баяном русской народной песни» называл великий Шаляпин талантливого певца Юрия Морфесси, выступавшего в первой половине ХХ века на сценах лучших музыкальных театров страны. А позднее и зарубежья. Родословная Юрия Спиридоновича романтична и даже экзотична. Кровь греческая, русская еврейская, украинская – более 10 народов «отметились» в его генеалогическом древе.
Он не одессит, как считалось прежде. Родился в Греции, в семье Спиридона Морфесси и Марии Каспари. Когда Юрию исполнился год, семья в поисках лучшей доли переехала в Одессу, где находилась греческая колония. Обучаясь в греческом коммерческом училище, Юрий выказал незаурядные способности в черчении и рисовании. Мечтал стать архитектором. Даже «отметился» в проектировании дома в Одессе. Но на том дело и кончилось…
С юных лет мальчик с увлечением пел в церковном хоре, а также в частных домах. Гонорары отдавал маме. Как-то гонорар ему выдали в виде мешка бубликов и булок… В юные годы Юрий впервые записал на входившем в моду фонографе романс «Задремал тихий сад». А первое «боевое крещение» будущий певец получил в Одессе во время встречи со знаменитым итальянским баритоном Маттиа Баттистини, которого голос Морфесси привёл в восторг. Однако совершенствовать свой талант в Италии, как советовал итальянский маэстро, Морфесси не смог: нужно было помогать семье. Юрий стал вольноприходящим учеником Одесской kонсерватории по классу вокала. Руководитель класса Павел Борисов, артист Большого театра, обратил внимание на красивого тембра баритон и импозантную внешность Юрия. Он устроил его суфлёром в Одесскую оперу, разучил с ним несколько оперных партий. И, наконец, пригласил его участвовать в своём бенефисном спектакле-опере Ш. Гуно «Фауст». Морфесси вёл партию Валентина, сам Борисов – Мефистофеля. Спектакль прошёл блестяще, о молодом певце заговорили.
После первого успеха Морфесси пел в Киевской опере. Неожиданно поступило предложение – сменить оперный жанр на оперетту. И вот мы видим его премьером Ростовского театра оперетты. Здесь у него роли самые центральные: Баринкай в «Цыганском бароне», Ян в «Нищем студенте», граф Данило в «Весёлой вдове», Адам в «Продавце птиц»…
Но не забыта и опера. В послужном списке Юрия – «Манон Леско», «Демон», «Травиата»… Едва ли не лучше всех других певцов он исполнял русские и цыганские романсы, народные песни. В его обширном репертуаре – «Я помню вальса звук прелестный», «Разбита арфа, струны немы», «Уснуть, умереть», «Я вас люблю, боготворю», «Мой вальс», «Скажите, почему?», «Лунная рапсодия», другие.
Юрий Морфесси был не только популярным исполнителем, но и популяризатором отечественного искусства. Вёл активную гастрольную деятельность, ездил по всей стране с концертами. После революции Юрий Спиидонович, вслед за большинством своих слушателей, эмигрировал. Но и в концертных и театральных залах Франции, Югославии, Румынии он активно пропагандировал русское искусство, напел десятки грампластинок. Скончался в Париже в 1957 году. Советская пресса, не написавшая ни слова о певце при его жизни, умолчала, естественно, и о его кончине.
А теперь давайте вместе перелистаем Зелёный альбом, упомянутый в начале очерка. И творческий портрет «певца Его Императорского Величества» (этот титул, как сообщают специалисты, носил только Юрий Морфесси) предстанет перед нами.
Итак:
«В зале Городской Думы Одессы состоится концерт Юрия Морфесси (баритон) при благосклонном участии известного скрипача Яна Крейца (концертмейстер Гор.театра) и Марии Теодориди (сопрано). В программе – оперные арии из «Демона», «Манон Леско», «Фауста», «Паяцев» и др.». (Концертная программка, 9 ноября 1903 г. г. Одесса).
«В понедельник 27 декабря 1910 г. состоится концерт первого в России Оригинального исполнителя русских народных бытовых песен Ю. С. Морфесси: «Шумел-гудел пожар московский», «Песня ямщика», «На последнюю пятёрку», «Сарафанчик», «Ухарь-купец», «Не весь я твой»… Билеты от 3,6 руб. до 50 коп.». Это была афиша очередного концерта Морфесси в Одессе, которую он считал своим родным городом. Отзыв одесской газеты о выступлении Юрия: «Этот гречонок за 5 минут заставил всех поверить, что он – разудалая русская душа. Певец русской печали!»
Анонсы в газетах: «Первое всероссийское турне Юрия Морфесси, известного исполнителя цыганских романсов и русских песен: Рыбинск – Ярославль – Нижний .Новгород – Казань – Симбирск – Саратов – Царицын – Астрахань. Затем – Крым и Кавказ». «Концерт Юрия Морфесси в Малом зале Московской консерватории. Все билеты проданы».
Продолжаем листать Зелёный альбом. Вот подборка концертных афиш и программ: «Постановка комической оперы Лекока «Али-Баба и 40 разбойнков».
В роли дровосека Али-Бабы – Юрий Морфесси» (Ростовская оперетта, 23 января 1907 г.); «Опера «Травиата» Д.Верди. Жорж Жермон – Юрий Морфесси» (Казённый театр при Галерее в Ессентуках, 25 июля 1907 г.); «Новый репертуар Ю.Морфесси: «Гаснул закат», «Разбита арфа, струны немы», «Ветка сирени», «Мой вальс», «Вы просите песен – их нет у меня», «Я помню вальса звук прелестный», «Мой милый вальс», «Я Вас люблю, боготворю»…» (Петроград), «Бенефис Юрия Спиридоновича Морфесси. Русские песни. «Пытки любви» Чужого-Чуженина, в роли Аквилона – Ю.Морфесси». (Одесский театр «Гармония», 13 февраля 1911 г.); «Благотворительный концерт Юрия Морфесси в Малом зале Петроградской консерватории 21 апреля 1915 года. Часть сбора направляется в пользу лазарета для раненых воинов Петроградской консерватории».
А вот трогательное письмо в адрес любимого певца от имени 400 раненых и больных русских воинов, лежащих в Петроградском городском лазарете №3: «Мы ждём-не дождёмся того блаженного часа, когда услышим в Вашем исполнении стариые, но вечно юные русские романсы и песни».
Другой драгоценный раритет любимца публики: письмо его семье: «Я имею большой успех у здешней публики (далее в письме говорится о быте, политике и т.д.). Целую вас всех крепко. Юрка, актёр Морфесси-младший. Прошу не смешивать с другими. Чернигов, 11.07.06 г.)». Контрастные, не выцветшие за столетие, чернила. Чёткий почерк.
Ещё одно письмо певца: «Так, как я живу, можно жить только в Петербурге. Не имея в данный момент ни гроша в кармане, я всё-таки бываю каждый день в лучшем обществе, в самых лучших ресторанах, театрах, клубах, катаюсь на автомобилях. А если кто-нибудь на меня посмотрит, то думает, наверное, что у меня есть, по крайней мере, 10 тыс. руб. годового доходу» (Санкт-Петербург, 26 октября 1911 г.).
В отдельном кармашке Зелёного альбома-шёлковая муаровая лента с надписью: «Бенефицианту 8 июня 1910 г. Ю.С.Морфесси от Ж.М.». Кто такой (такая) Ж.М.? Вероятно, это останется тайной навек.
И ещё в альбоме множество фотографий Ю.Морфесси, его близких, родни, друзей. Кстати, музыку к некоторым песням из репертуара певца написал его брат Дионисий Спиридонович.
А теперь плавно перейдём ко второму герою моего очерка.
Поющий драматический актёр
У певца Ю.С. Морфесси был брат Дионисий (о нём упоминалось выше), отец двоих сыновей – Аркадия и Юрия – и дочери Зои. Аркадий был прекрасным баянистом и певцом, его бархатистый баритон напоминал голос знаменитого дяди. Аркадий до войны работал в Луганской филармонии. Но мой сегодняшний рассказ – о его брате Юрии Денисовиче Морфесси, родившемся в 1915 году, скончавшемся в 1996-м. Его называли поющим драматическим актёром.
Перед Великой Отечественной войной Юрий служил в театрах Одессы и Харькова, в годы войны, вместе со своей женой, актрисой Марией Лотешко, в составе концертно-театральных коллективов выступал перед бойцами действующей армии и моряками Черноморского флота. Участвовал более чем в 1000 концертах и 1500 спектаклях, был удостоен многочисленных наград, личной благодарности Министра обороны СССР.
После освобождения Луганска, в 1944 году, Ю. Д. Морфесси, вместе с женой, переехали в этот город, работали во вновь организованном Луганском украинском муздрамтеатре, причем Юрий Денисович не покидал этот театр практически до конца жизни…
Ю. Морфесси был талантом многогранным: сыграл сотни ролей в опереттах, в Драматических и оперных спектаклях, в качестве театрального художника оформил десятки спектаклей. Писал акварелью. Сочинял стихи. Выступал с концертами романса и песни.
Последний свой вечер романса провёл в Луганском доме творческой интеллигенции «Светлица» за несколько месяцев до кончины, последний спектакль с его участием состоялся в Луганском театре за несколько дней до смерти артиста. Когда его провожали в последний путь, впереди гроба несли его портрет в сценическом костюме и гриме цыгана Будулая – в соответствии с завещанием покойного.
Мне довелось в последние годы жизни артиста быть с ним знакомым, бывать на его выступлениях, он приглашал меня к себе домой, рассказывал о своём знаменитом дяде, о других артистах, музыкантах, певцах, художниках, писателях, с которыми водил дружбу. Показывал он мне и экспонаты своего интереснейшего домашнего музея, знакомил с содержимым того самого Зелёного альбома, который сам завёл много лет назад в память о своём дяде.
Романтик моря
Жизнь Игоря Морфесси, сына Юрия Денисовича и Марии Гордеевны, была удивительна и романтична. Сын артистов, он родился под Харьковом, во время гастролей театра, в котором служили его родители. В школу пошёл в Куйбышеве, тоже во время гастролей родителей-непосед. И сам вырос непоседой.
Его мечта детства – стать моряком – сбылась. Инженер-судоводитель-штурман Игорь Морфесси приводил свои корабли в сотни портов сорока стран!
О своих морских походах Игорь мог рассказывать часами: о Генуе – городе Христофора Колумба, об острове Иф неподалёку от Марселя, где жил легендарный граф Монтекристо, о памятнике первому коммунисту – Христу, поставленному на Кубе женой кубинского диктатора Баттисты…
А какой великолепный домашний музей собрал Игорь! Уникальная коллекция «боцманских» курительных трубок со всего света, десятки морских вымпелов, камни. взятые во всех городах и портах, где побывал за свою беспокойную жизнь Игорь Морфесси. Он собственноручно изготовил два десятка макета парусников. У него была великолепная библиотека морской литературы. А его фотоальбомы можно листать часами! Несколько лет назад Игорь, увы, ушёл из жизни.
Талант в четвёртом поколении
И несколько слов о правнучке «короля романса» – Карине. Выпускница Луганского высшего училища культуры, она сыграла в ряде театральных постановок. Пишет весьма недурные стихи. Активно занимается журналистикой. Её поэзия, очерки на темы искусства, рецензии на театральные постановки отличаются всё большей зрелостью, искренностью, востребованностью читателями.
Работала корреспондентом газеты «Луганский завод» (именно так назывался наш город в первые годы существования, после основания его в 1795 г. по указу Екатерины Великой). Сейчас Карина – социальный работник. Она активно занимается очень благородным делом – продолжает вести и по мере возможностей пополняет Зелёный альбом.
Карина Морфесси считает меня своим наставником в журналистике, спасибо! Но ещё большая моя благодарность ей за неоценимую помощь, оказанную при подготовке данного материала. Много интересного рассказала мне Карина о своих знаменитых предках. Кроме того, она предоставила в моё распоряжение на целые сутки ценнейшую семейную реликвию – Зелёный альбом, ни разу за многие десятилетия не пересекавший прежде порога гостеприимной луганской квартиры дружного семейства Морфесси.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.