Борис Москалюк
Есть немало дат, оставивших заметный след в истории. Одна из них – 27 ноября. Дата основания Луганска. В сознании многих луганчан она связана с датой Указа Екатерины II от 14 ноября 1795 года (по старому стилю) о заложении литейного завода. Находиться он должен был у реки Лугань, откуда и пошло название города.
За год до Указа в этих местах побывал горный инженер британец Карл Гаскойн. Он высказал предложение организовать здесь промышленную добычу угля и выплавку чугуна, что потом и легло в основу Указа Императрицы
Зачастую в различных материалах, посвященных прошлому нашего любимого города, можно услышать или прочесть разные толкования. Смысла пересказывать их тут нет необходимости.
История города завязана на многих исторических деятелях, каждому из которых принадлежит свое особое место в исторической памяти потомков. Тесно связана она с именем британского инженера и предпринимателя Чарльза (Карла Карловича) Гаскойна (ориент. 1737 г., Шотландия — 20.07.1806 г., село Колпино, Санкт-Петербургской губернии). К сожалению, точная дата рождения великого реформатора промышленности России пока не установлена. Исследователи и его биографы более склонны принимать за эту дату1737год. И есть повод (на основании изысканий, изучений Таракановой Е.С – одного из ведущих исследователей, биографа личности К. Гаскойна) справедливо считать 2017 год юбилейным – годом 280-летия Карла Карловича Гаскойна.
Родился Чарльз Гаскойн в семье капитана английской армии, мать принадлежала к старинному роду лордов Элфинстонов. Около 1760 г. молодой человек поступил на Карронский пушечный завод в Шотландии. После женитьбы на дочери совладельца завода был назначен управляющим директором завода.
Яркая личность Карла Гаскойна проявилась в России 231 год назад, когда он директор шотландского пушечного завода в мае 1786 года приехал в Петербург по приглашению императрицы Екатерины II, где ему была поручена реконструкция Александровского завода в г. Петрозаводске (ныне Онежский тракторный завод - авт.). Здесь же он получил и новое имя - Карл Карлович.
Яркая личность Карла Гаскойна проявилась в России 231тод назад, когда он, директор шотландского Карронского пушечного завода, в мае 1786 года приехал в Петербург. по приглашению императрицы Екатерины II.
В России Карл Гаскойн построил и реконструировал шесть заводов, внедрил целый ряд мировых технических достижений того времени. В Петербурге он основал одну из лучших в стране текстильных мануфактур и Банковский монетный двор. Используя передовые технологии, наладил выпуск современных орудий и снарядов, что способствовало укреплению боевого могущества армии и флота. Он первым в стране построил и использовал для различных работ паровые машины. Ему была доверена ответственная отрасль и эксплуатация каменноугольных и рудных недр Донецкого бассейна. Нововведения Гаскойна затронули саму основу развития металлургии и литейного производства. Он изменил отношение к чугуну, который становится материалом, идущим на изготовление сложных деталей. Применив для отделки пушек неизвестные до этого в России металлорежущие станки, он по праву считается одним из зачинателей отечественного станкостроения.
Это далеко не полный перечень деяний «реформатора промышленности», к которым он приложил руку за двадцать лет, проведенных в России.
В Луганске — это строительство Луганского литейного завода (кстати, первенца южнорусской и украинской металлургии) и каменноугольных шахт и рудников Донбасса, сооруженных по последнему слову передовой английской техники. В его заверениях, быстро наладить здесь, на заводе, эти процессы было немало технического риска. По словам Юрия Темника, автора ряда книг, инженера ПО «Луганский станкостроительный завод», одного из первых исследователей истории предприятия и края: «Луганский литейный завод был трудным детищем Карла Гаскойна».
Почему? Были причины. Приведу цитату Юрия Александровича из его статьи «Реформатор промышленности Юга. Выдающиеся люди завода»» в газете «Луганский завод» № 48 от 02.12.1994 г:
«Мне нередко задают вопрос, почему я так много внимания в своих публикациях уделяю этому шотландцу, приехавшему в Россию ради большой наживы, к тому же ещё и заносчивого, крутого нрава. О характере Карла Гаскойна сегодня говорить трудно. Но то, что он сделал за двадцать лет своей деятельности для развития промышленности России, не позволяет предавать его имя забвенью».
Надо подчеркнуть, что неподдельный интерес к этой исторической личности на то время в Луганске проявлял узкий круг лиц: Темник, Головченко, Редькин и … Мало? Но, других не было. Так обстояло дело вплоть до официального открытия памятника Гаскойну.
Полный текст по ссылке:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.