Ирина Анастасиади
Рождество Христово один из самых значительных праздник литургического года и один из главнейших праздников в большинстве Христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).
Празднование христианами Рождества прослеживается с 4 века. Причём, дата его празднования вовсе не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. По всей вероятности, день его рождения приходится не на зимнее время. И как мы все знаем, в древности вопрос этот был предметом бесконечных споров церковных авторов. Пример тому — один из самых ранних дошедших до нас текстов, принадлежащий Клименту Александрийскому, который упоминает как дату рождения Иисуса 20 мая. Люди, знающие законы Мироздания вовсе не удивятся тому факту, что днём рождения Христа был установлен Римской Церковью 25 декабря. (это произошло в начале 4 века. И первое свидетельство обнаружилось в так называемом «Календаре Филокала»в 336 году. Некоторые ученее считают, что 25 декабря вовсе не случаен. А связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого». Простым языком это просто навсего после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 века, в других — вплоть до 6 века. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения.
В 4 веке Елена Константинопольская (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг.) — мать Византийского императора Константина I, прославившаяся своей деятельностью по распространению христианства велела провести в Иерусалиме раскопки, в ходе которых были найдены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей Христовых. За всё это императрица была канонизирована и теперь мы знаем её как
Святую Равноапостольную императрицу Елену.
По её приказанию на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа был построен Храм. И как раз на годы правления этой прославленной императрицы приходится повсеместное празднования Рождества. Об этом свидетельствуют записки Отцов Церкви 4 века — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста,. В кодексе Феодосия (438 год) и Юстиниана (535 год) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии приблизительно в 386 году. А вот Византийский император Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.
Интересно, что месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, меж тем, по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию, Христос должен был находиться на земле совершенное число лет. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; а отсчитывая от неё 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.
Праздник Рождества Христова считался вторым по значению после Пасхи в древней Церкви и почитается на Востоке по сей день. Тогда как на Западе к 14 веку по неясным пока причинам праздник переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.
Рождеству Христову предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост с 14 ноября (27 ноября) по 24 декабря (6 января) включительно. На Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (латинское adventus — пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества предшествуют пять дней предпразднств (с 20 декабря по 24 декабря) и шесть дней попразднств. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником). В этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво — сушеные хлебные зёрна, размоченные водой.
Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». В навечерие Рождества входят так называемые Царские Часы, Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово. Текст их был написан Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 век). Потом дополнен Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 век).
Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь (две другие — на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы Марии, и третья это мистическое рождение Бога в душе каждого верующего
Празднование Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всём земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот день, и каждый приносит с собою свежую струю любви и света. Не надо впрочем забывать, что Рождество прежде всего день божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, что проявил Творец, не пожалевшей сына Своего для спасения рода человеческого.
История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю есть свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог!». Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.
По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (ведь астрономия и математика считались в древнем мире науками священными). Волхвы, знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Иерусалиме через два года. Не даром же святитель Иоанн Златоуст сказал про сомневающихся в том, что волхвы были обладателями тайных Знаний: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная.
Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения однажды решил провести перепись во всём государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно с законами Иудеи. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме — Доме хлеба живого.
Мед тем, пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем не узнал своего Спасителя и закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. Первое пришествия Христа содержит в себе мистические указания на Его второе пришествие: будет зима — потеря человечеством любви, ночь — померкнет свет веры, только как мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.
Когда Христос пришёл на землю. Вифлеем спал глубоким сном. И двери домов были наглухо закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, он мог бы укрыться от стужи.
На Святой Земле по сей день стоят четыре великих каменных скалы, так как стояли они во времена прихода в мир Христа. Одна из них это каменная пещера в Вифлееме, где родился Спаситель. Нет дома в Назарете, где Он жил, ни в Капернауме, где Он постоянно бывал, не сохранилось ни одно строение, в котором Его держали под стражей: ни двор Иродов, ни Пилатов. Меж тем эти четыре каменных скалы, созданные Богом, стоят и поныне. Чтобы никто не смел бы усомниться в том, что Он воистину родился, что Он был искушаем, как человек и распят из-за грехов человеческих, воскрес и что со славою вознесся на Небеса, в вечные обители Свои, где Он ожидает Своих праведников. Господь видел всеведущий каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами.
На своем примере Иисус показал добродетель смирения, о которой поведал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали по его примеру. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Человек — самая большая ценность из всего, что есть на земле. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства.
Да и кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие гласит, что это были волхвы, причастные к Знанию, а не сильные мира сего, которые не преклонили колени перед только что родившимся Божеством. А если им и придёт в голову искать правду у малыша, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать его в своих целях или убрать с дороги, если мешает.
А вот вера волхвов — это вера причастных к Знанию,, познающих Бога через видимый мир, идущих к Богу трудным путём из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину через богословие, философию и науку. И этот путь приводит их к Христу. И так случится с каждым, кто ищет истину всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой.
Большинство толкователей Библии сходится в том, что одни только астрологические расчёты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Спасителю. Именно в этом смысле обычно расценивают те дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса.
Эти благословленные дары Божия Матерь незадолго до своего Успения передала Иерусалимской Церкви. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию. В 400 году византийский император Аркадий перенес их в Константинополь дабы освятить новую столицу мира.
Интересна дальнейшая судьба этих даров, когда Османская империя начала захват Византии. В этом смысле интересно упомянуть, что в 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро (Мария) за турецкого султана Мурата II. И именно его сын Мухаммед II захватит Константинополь. Меж тем Маро, которой разрешено молиться своему Богу, спасёт многие святыни православной столицы. Через два десятилетия после падения Византии она отправиться на Святой Афон, чтобы передать дары волхвов в монастырь святого Павла. Они и сегодня хранятся в монастырской сокровищнице этой обители.
Когда Мария сошла на афонский берег, ей явилась Пречистая Дева, и раздался голос: «Не приближайся. Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой Горы». И тогда, упав на колени, Мария передала святыни, привезённые в десяти ковчегах, монахам.
При чём золото дошло до наших дней в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в тёмные шарики, напоминающие маслины. Таких благоуханных бусинок существуют около семидесяти. Золото используют монахи для освящение воды. Иногда, очень редко, Дары волхвов вывозят за пределы Афона. Известно, что они изгоняют бесов.
https://9musesjournal.wordpress.com/2014/12/22/%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%b0%d0%b4%d0%b8-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0/
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.