ЗА ПЯТЬ МИНУТ ДО НОВОГО ГОДА

Елена САЗАНОВИЧ

...Так как все-таки к нам обращаться в новогоднюю ночь? Товарищи? Это уже анахронизм. Дамы и господа? Ну, как-то не тянем все мы на них. И те, кто наверху, и те, кто внизу. Россияне? Неприятный осадок от недавнего прошлого. Граждане? Что-то очень уж слишком правоохранительное. Друзья? Это наоборот - почти интимное… Конечно, если по-честному, то – дорогие миллионеры и нищие! Дорогие владельцы заводов, газет, пароходов и безработные! Дорогие бизнесмены и гастарбайтеры! С Новым годом! Но это не дипломатично и неполиткорректно. Честность и прямота в политике неуместны. Тогда, может, просто остановимся на «дорогие»? И пауза. Если мы вообще еще кому-либо дороги. Хотя бы пять минут из всего года.

История новогодних обращений к народу – история самого народа

Дорогие товарищи, дорогие россияне, дорогие граждане, дорогие друзья… Нас по-разному называли за пять минут до Нового года. Из товарищей мы поначалу превратились в россиян, потом в граждан, теперь доросли до друзей. Только кто кому друг? Непонятно. Особенно когда с каждым годом друзья убывают, а врагов прибавляется. И вообще трудно дружить в трудном государстве. Дружба – это показатель благополучия и стабильности. В трудном государстве не остается времени на друзей, разве что на врагов…

При царском режиме новогодние обращения к народу не практиковались. Это и понятно. Ни радио, ни телевидения. Правда, были газеты… Но как-то уж слишком цари были далеки от народа. И как бы они к нему обращались? Дорогие дамы, господа и плебеи? Или: дорогие графья и крепостные? Или: дорогие бужуа и чернорабочие?.. Как-то уж совсем неполиткорректно.

Новогодние поздравления лидеров государства были введены в советское время. И в самих обращениях это время легко прочитывалось. И по ним можно четко судить о времени и о стране. Мы стали равны. Нас всех можно было смело назвать товарищами. Дружба народов стала реальностью. А враги были где-то там, по ту сторону нашего крепкого железного занавеса.

Так, в 1927 году передовица в «Правде» гласила: «Новый год в странах буржуазии… Колеса стабилизированной капиталистической машины вращаются с ужасающим треском. Ненасытная погоня за золотом, жадная конкуренция. Биржа и спекуляция, Уолл-стрит и Сити, долги и кредиты, деньги, проценты, пляска миллиардов, сладострастный шелест чеков, долларов и фунтов… В домах разврата сплетаются в танцах лысые банкиры, сынки мошенников, суровые министры, балерины, утонченные кокотки…»

А ведь не лгали! Сегодня любое честное СМИ может перепечатать эту передовицу «Правды». Потому что в ней – правда, правда, уже о нашей стране. Мы достигли уже их успехов, мы наконец-то догнали тот 27-й год в тех капстранах.

В январе 1936 г. советские газеты впервые вышли под шапкой: «С Новым годом, товарищи!» А первое радиообращение (впервые в истории СССР) было сделано Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым 31 декабря 1941 года. Героическое, суровое время. Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом. Вся страна, на передовой и в тылу, в партизанских отрядах и подполье, затаив дыхание, слушала поздравление «всесоюзного старосты». И в самом начале войны, когда мы отступали, Родина самозабвенно верила, Родина знала, что наше дело правое и мы обязательно, обязательно победим! rame id="awift_5" style="margin: 0px; padding: 0px; border-width: 0px; border-style: initial; outline: 0px; font-size: 14.4px; vertical-align: baseline; background: transparent; left: 0px; position: absolute; top: 0px; width: 501px; height: 126px;" name="aswift_5" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no" width="501" height="126"></iframe>

«Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского Флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим новым годом. А по случаю наступления нового года разрешите представить вам краткий итог войны…»

Новогоднее поздравление повторилось накануне 1944 года, предшествуя первому исполнению нового Государственного гимна СССР. «Третий раз встречает наша страна новый год в условиях жестокой борьбы с немецким фашизмом, – констатировал М.И. Калинин. – Удары, нанесенные Красной Армией фашистским захватчикам, понемногу отрезвляют головы не только немецкого командования, но и всей руководящей шайки гитлеровцев…»
Затем новогодние обращения были прерваны – до 1953 года.

Но в 1948 году передовица «Правды» писала, вспоминая революционную историю страны: «В канун нового, 1902 года в тесный кружок собралась небольшая группа революционных рабочих Батуми. Среди них был человек, чье имя является символом наших побед, символом счастья народа. Это был товарищ Сталин. В дружеской беседе незаметно пролетела ночь, и когда в окна проникла утренняя заря, Сталин поднял бокал и сказал: «Ну, вот и рассвет. Скоро встанет солнце. Настанет время, это солнце будет сиять для нас». И это время настало!..»

В доперестроечное время в новогодних обращениях было много пафоса, оптимизма и конкретики. Стране было чем гордиться. Страна имела право на революционный пафос и созидательный оптимизм. Страна могла ярко продемонстрировать свои успехи и силу. Союз строил и воздвигал, сеял и пахал, трудился и учился, творил и изобретал. Союз крепнул с каждым днем. И такой крепкий Союз не мог никому нравиться за океаном. И такой крепкий Союз не нравился тем, кто мечтал попасть за океан… Кстати, в новогодних обращениях обязательно был раздел об успехах во внешней политике.

Так, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов в 1956 году отметил и «нападение на мирный Египет» (известное как Суэцкий кризис), и «ярость и злобу империалистов», которые «явились организаторами контрреволюционного мятежа в Венгрии». А в послании в канун 1960 года от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совмина СССР со ссылкой на мнение «миролюбивых народов» воздавалась хвала инициативам в деле «смягчения» напряженности. Этому помог «исторический визит Н.С. Хрущева в США, его выступление перед американским народом и в ООН».

В новогоднем обращении перед 1958 годом у любого гражданина Союза не могло не зародиться чувство уверенности в завтрашнем дне, а ведь прошло всего 13 лет после окончания такой тяжелейшей войны: «Идет в гору наше сельское хозяйство, успешно решая задачу догнать и перегнать США по производству молока, масла и мяса». И таки догнали и перегнали! 


«Страницей немеркнущей славы и выдающихся побед советского народа в борьбе за коммунизм войдет в историю нашей страны уходящий 1959 год. Наша партия наметила величественную программу развернутого строительства коммунизма… Наша страна в 1959 году произвела молока больше, чем США, и обогнала Америку по производству масла на душу населения… Мы имеем основания гордиться достигнутыми успехами,» – говорилось в обращении ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР.

При Хрущеве радовались тому, что наша ракета достигла Луны, а на воду спущен первый атомный ледокол. При Брежневе – самому высокому урожаю зерна и хлопка, и «Луноходу-1″, оставившего колею на лунной поверхности. При Черненко – 237-суточному орбитальному полету и досрочному открытию движения по БАМу. Да и многому еще другому…

Традицию телевизионных новогодних обращений открыл Леонид Ильич Брежнев – перед наступлением 1971 года.

«Идут последние минуты 1970 года. Советский народ провожает его с сознанием исполненного долга, с хорошим настроением, – отметил, в частности Леонид Ильич. – Пусть радость и счастье сопутствуют каждой советской семье, каждому советскому человеку! Пусть новый год будет годом новых великих побед дела мира и демократии, дела социализма и коммунизма! Наша новогодняя здравица в честь великого советского народа, в честь ленинской партии коммунистов и нашей горячо любимой социалистической Родины!»

«Кремлевские куранты отсчитывают последние минуты 1980 года… В обстановке высокого политического и трудового подъема страна готовится к ХХVI съезду КПСС. Это показывает ход обсуждения проекта Основных направлений экономического и социального развития СССР на предстоящую пятилетку и на период до 1990 года», – из поздравления Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

Могли ли мы знать, могли ли даже подумать, даже нафантазировать, что будет в том самом 1990-м году?! Такое даже американцем тогда не могло присниться в добром сне. Не то, что нам в страшном.

Начало этому нескончаемому кошмару положил Михаил Горбачев.

Содержание его первого обращения (спустя 8 месяцев после известного апрельского пленума) разительно отличалось от стабильных оптимистичных поздравлений. Генсек призвал сограждан к «безбоязненному отказу от всего, что отжило свой век, от привычных, но сегодня бесполезных схем и подходов», и ополчился против «чванства и самоуспокоенности».
Страна затаила дыхание. Страну ждали глобальные перемены. Только в какую сторону? Мы еще не знали. Для многих это было время надежд, для многих – рухнувших надежд. Страна четко разделилась. Горбачев подчеркнул, что «мы – лишь в начале пути». Да, но мы еще не знали, что это начало обернется концом. А этот путь ведет в пропасть.

Встреча нового 1986 и нового 1988 годов сопровождалась также взаимным обменом новогодними телеобращениями между СССР и США: к советскому народу обращался Президент США Рональд Рейган, а Горбачев — к народу США.

Рональд Рейган стал первым иностранцем, официально поздравившим жителей нашей страны с любимым праздником. Его речь напоминала проповедь, что было весьма непривычно: «Для нас священная истина, что каждый человек – единственное в своем роде творение Божье с его особенными талантами, надеждами и чаяниями…» Горбачев, в свою очередь, заверил американцев, что такое начало года – доброе предзнаменование. Ключевой фразой его выступления стало переиначенное название романа Стейнбека: «Зима надежды нашей» (у американского писателя – «Зима тревоги нашей»)… Фактически с этого времени и начался активный диалог между СССР и США. Многие, впрочем, восприняли последующие действия Горбачева как сдачу советским руководством своих позиций.  id="aswift_6" style="margin: 0px; padding: 0px; border-width: 0px; border-style: initial; outline: 0px; font-size: 14.4px; vertical-align: baseline; background: transparent; left: 0px; position: absolute; top: 0px; width: 501px; height: 126px;" name="aswift_6" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no" width="501" height="126"></iframe>Поддавшись на блеф Рейгана с так называемой программой СОИ (весьма сомнительным с технической точки зрения проектом), Горбачев пошел на серьезные уступки американской стороне. В 1988 году за отказ США от реализации программы «звездных войн» он подписал крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

Называется, дожили! Или дождались. Или нам так и надо?..

Апогеем абсурда в одночастье рухнувшей страны стало новогоднее обращение в 1998 году на НТВ: с праздником россиян поздравляла кукла Бориса Ельцина. Вместо президента народы России на том же телеканале с Новым годом поздравляли Алла Пугачева и Николай Фоменко. Впрочем, уже не существовало к тому времени класса рабочих, крестьян, интеллигенции. Существовал класс шоу-бизнесменов. Вернее, шоуменов и бизнесменов. А остальное так… Чернь, быдло, пипл, который все схавает.

В разгул демократии идейные акценты были смещены. Вернее, о каких акцентах можно вести речь, если сама идея была уничтожена. А новую не придумали. И не захотели придумывать. Поскольку идейные люди всегда опасны. Впрочем, на смену великой идее пришли идейки: личного обогащения, личного счастья и личного благополучия. А вообще все такое милое и пушистое, как новогодняя елка.

Б.Ельцин-1997: «Истекают последние минуты 1997 года. Каждый из нас вспоминает пережитое и задумывается о будущем, загадывает желания и верит, что они обязательно исполнятся. Год уходящий запомнится нам и радостными, и печальными событиями. Все лучшее мы постараемся забрать с собой, худшее — пусть остается в старом году. В праздничную ночь не время подводить официальные итоги и раздавать оценки. Хочу лишь отметить, что не все из намеченного у нас получилось. Но уверен: обязательно получится уже в следующем году…»

Б. Ельцин-1998: «Год был непростым для страны. Но новогодняя ночь — это всегда новые надежды. Верю, огни новогодней елки согреют даже самые заледеневшие сердца. Ободрите тех, кто рядом с вами устал и отчаялся…»

Кстати, Ельцин ввел новую моду в структуре телеобращений – поздравлял народ с бокалом шампанского. После его отставки в телепоздравлениях новых президентов бокал уже отсутствовал. Дабы не пропагандировать алкоголь, пусть даже в канун Нового года.

31 декабря 1999 года политические обстоятельства в стране привели к двойному выступлению уходящего в отставку Бориса Ельцина и Владимира Путина: Ельцин выступил в полдень по московскому времени, когда истекли его полномочия, и. о. президента Путин — перед полуночью.

Б. Ельцин, 31 декабря 1999 года: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком, и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи.   <iframe id="aswift_7" style="margin: 0px; padding: 0px; border-width: 0px; border-style: initial; outline: 0px; font-size: 14.4px; vertical-align: baseline; background: transparent; left: 0px; position: absolute; top: 0px; width: 501px; height: 126px;" name="aswift_7" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no" width="501" height="126"></iframe>

Многие люди в это сложное время испытали потрясение. Но я хочу, чтобы вы знали. Я никогда этого не говорил, сегодня мне важно вам это сказать. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания: что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи. Я ухожу. Я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше…»

Эта последняя речь Ельцина – в некотором роде просьба о прощении. Его простили?

В. Путин, 31 декабря 1999 года: «Сегодня, в новогоднюю ночь я, как и вы с родными и друзьями, собирался выслушать слова приветствия президента России Бориса Николаевича Ельцина. Но вышло иначе. Сегодня, 31 декабря 1999 года первый президент России принял решение уйти в отставку. Он просил меня обратиться к стране. Дорогие россияне, дорогие соотечественники! Сегодня на меня возложена обязанность главы государства. Через три месяца состоятся выборы президента России. Обращаю внимание на то, что ни минуты не будет вакуума власти в стране. Не было и не будет. Я хочу предупредить, что любые попытки выйти за рамки российских законов, за рамки Конституции России будут решительно пресекаться. Свобода слова, свобода совести, свобода средства массовой информации, права собственности – эти основополагающие элементы цивилизованного общества будут надежно защищены государством. Вооруженные силы, Федеральная пограничная служба, органы правопорядка осуществляют свою работу в обычном, в прежнем режиме. Государство стояло и будет стоять на страже безопасности каждого нашего человека. Принимая свое решение о передаче власти, президент действовал в полном соответствии с Конституцией страны. По-настоящему оценить, как много сделал этот человек для России, можно только через какие-то время. Хотя уже сегодня ясно – то, что Россия пошла по пути демократии и реформ, не свернула с этого пути, смогла заявить о себе как сильное независимое государство в этом его огромная заслуга…»

В Путине все вдруг почувствовали государственника. И само государство приобретало уже некую солидность. Особенно после цирка перестроечных лет. Это словно клоунов в коротких штанишках и колпаках с бумбончиками наконец заменили мужчины в солидных костюмах и при галстуках. Появилась надежда, что больше не будет стыдно за государство. И хихикать над государством больше не будут.

Впрочем, с каждым годом предновогодние обращения Путина приобретали некий бытовой, слишком уж приземленный характер.

В. Путин, 2006 год: «Мне бы хотелось, и мы сделаем все возможное, чтобы результаты, которых мы достигли в экономике, привели к серьезным положительным изменениям в жизни каждого конкретного человека. Чтобы меньше стало бедных. Чтобы жизнь была связана не только с решением повседневных проблем, а была бы наполнена любовью и заботой друг о друге. Чтоб детей было больше, и чтобы они были счастливы. … Прошу вас не забывать о тех, кто сделал наше будущее возможным – о наших мамах и отцах, о дедушках и о бабушках. Сейчас за праздничным столом – друзья, самые родные и близкие люди…»

Впрочем, президент был достаточно честен. Общие фразы об экономике. А что еще можно сказать? Хвастаться особо нечем. И о каком возвышенном пафосе речь? В неблагополучной стране. Не желать же подвигов во имя построения светлого капиталистического завтра.

Новый год (уже в 2007 г.) «объединяет нас вокруг наших главных ценностей: это любовь к детям, к родителям, к своим близким, к своему дому, к своей стране». На первом месте – любовь к детям, к стране – на последнем. Во всяком случае, Путин не лгал. И в довольно сдержанной и метафоричной форме дал понять, что большой общей Родины у нас больше нет. Что у каждого – своя родина, и это его семья. И что эта родина ограничивается квадратными метрами квартиры или дома. И пусть свою личную родину каждый благоустраивает, бережет и лелеет. Может быть тогда и выживет… В одиночку. Если повезет…

И так далее.

Так как все-таки к нам обращаться в новогоднюю ночь? Товарищи? Это уже анахронизм. Дамы и господа? Ну, как-то не тянем все мы на них. И те, кто наверху, и те, кто внизу. Россияне? Неприятный осадок от недавнего прошлого. Граждане? Что-то очень уж слишком правоохранительное. Друзья? Это наоборот – почти интимное… Конечно, если по-честному, то – дорогие миллионеры и нищие! Дорогие владельцы заводов, газет, пароходов и безработные! Дорогие бизнесмены и гастарбайтеры! С Новым годом! Но это не дипломатично и неполиткорректно. Честность и прямота в политике неуместны. Тогда, может, просто остановимся на «дорогие»? И пауза. Если мы вообще еще кому-либо дороги. Хотя бы пять минут из всего года.

Елена Сазанович

http://krasvremya.ru/za-pyat-minut-do-novogo-goda/?fbclid=IwAR2Uhpmls7H4Z_5xjpV_d-JRqJ-eqr95WifxZgn7vzG05kSR4wzbTA0OEqU

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.