О рейтингах, провалах и смертях в Интернете и на Первом

Александр БОБРОВ


 

Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё раз

 Станислав Ежи Лец

 

 Четверть века назад, 1 марта 1995 года, убили Влада Листьева. Ни исполнителей, ни заказчиков так и не нашли, гуляют по Интернету в СМИ домыслы и мифы. Один из них: Влада убили, потому что он хотел убрать рекламу из «ящика», потому что он хотел говорить правду… Более того, высказывается фантастическая мысль, что современное российское ТВ кардинально отличалось бы от явленного, если бы тогда 1 марта не застрелили главу Первого канала.

 

Странно читать такое о человеке, который носил доллары в дипломате и, увидев в парижской гостинице американское «Колесо фортуны», был потрясен так, что сделал идентичное шоу «Поле чудес» – по сути, пиратское, без покупки лицензии.

 

Но с некоторыми утверждениями коллег надо, безусловно, согласиться. В фильме памяти Владислава Листьева многие повторяли: «Камера любила Листьева. Он улыбался, и казалось, что это – мне». По поводу нынешней ведущей на том же Первом – Ксении Собчак – можно сказать: «Камера терпеть не может Ксению». И уж лучше бы она не улыбалась во все свои зубы…

 

Провал биг-тока

  

Название нового шоу на Первом напоминает привычные бренды «Хот-дог», «Биг-мак», «Тик-так». Так оно и есть – очередной суррогат, содранный продукт. Знающие люди утверждают, что авторы проекта шоу «Док-Ток» воспроизвели на российском ТВ проект «Сцена факта», пользовавшийся в Польше в начале века бешеной популярностью. Но жизнь этого телепроекта оказалась недолгой. Поляки вспомнили, что общенациональной исповедальней для них всегда был театр, а вовсе не ТВ – появилась и плеяда молодых драматургов, и дерзких режиссёров, которые в смелой, а то и гротескной форме стали преподносить дикие случаи из жизни.

 

Но, конечно, в Польше не может случиться таких кошмаров, как в российско-армянской семье или с доцентом из альма-матер наших правителей в СГУ да и театров, в которых современность сможет увидеть в зеркале саму себя, сегодня не осталось. Приходится довольствоваться такими отбросами и повторять шутку польского сатирика: «Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё раз». Но хоть бы избивающих подобрали поудачней…

 

Всем, кроме Константина Эрнста (или тех, кто навязал Собчак), было ясно, что программу ждёт провал. И вот 10 февраля в эфире Первого канала впервые появилось широко разрекламированное ток-шоу Ксении Собчак «Док-Ток»: и в ванне рекламировала, не обладая сексуальной привлекательности, и в программе «Вечерний Ургант» неостроумно анонсировала, попутно интересуясь, когда она будет получать «как Ургант». И всё талдычила: «Это будет новый жанр». Перевелась по личному звонку президента из СГУ в МГИМО и даже не усвоила, что такое жанр в журналистике!

 

Первая же программа вышла скучной, вялой, малоинформативной. Ведущая выглядела плохо – остались ли на Первом визажисты? Публика проявила умеренный интерес только к первому выпуску, а потом и этот скудный рейтинг рухнул. По данным Mediascope, 10 февраля программу «Док-Ток» смотрели 2,4 процента жителей Большой Москвы. По крайней мере, начинали смотреть. Это 42-е место в топ-100 самых популярных программ недели. В последующие дни данное вечернее телешоу пользовалось меньшей популярностью. Измерения подтвердили то, что и так было ясно: Собчак не по зубам такой формат, она откровенно не справляется, отторгается зрителем.

 

Первый цикл ток-шоу был посвящён Михаилу Хачатуряну – человеку из 90-х, который, как восточный мужчина, строго относился к воспитанию дочерей – чтобы до свадьбы ни-ни… И они его зверски убили. Как, почему это произошло? Страшная трагедия, в который сейчас разбирается суд. Он ведь ещё не завершён, а уже давят. Очевидно было, что Собчак на стороне дочек-убийц – может, они были её поклонницами и хотели жить так же вольно, как Ксения Анатольевна в своей бурной юности, а отец, в отличие от родителей-демократов, им не позволял?

 

Снятый фильм – примитивный, он не отвечает на вопрос: почему мы должны верить тому, что отец принуждал дочерей к оральному сексу, и почему они никому, даже матери, не жаловались на это до убийства? Почему также мы должны верить каждому слову жены (молдаванке, кстати), которая в передаче призналась, что она никогда не любила убитого мужа и изменяла ему?

 Полная невнятица с несимпатичной ведущей. Но с уставшим Александром Гордоном, не вылезающим из эфира – получилось не лучше.

 

Больше кровищи!

 

 Если переводить новое ток-шоу с элементами дешёвого кино на язык литературы, то это, конечно, низкопробное чтиво или откровенная графомания. Ещё 20 февраля на сайтах сообщалось, что в СИЗО кровавый доцент Соколов дописал свой роман… о любви. А Гордон поторопился этот роман отрецензировать и отчасти экранизировать! В главной роли выступил актёр Михаил Горевой, который недавно сыграл в фильме «Екатерина. Взлёт» тайного советника императрицы Степана Шешковского – зловещего кнутобойца, главу тайной экспедиции и мастера сыскных дел. Он, наверное, думал, что это – актёрская и финансовая вершина, но нет! Его ждала роль Соколова, который зачем-то стреляет из обреза в спокойно спящую Настю и валяется в окровавленных простынях. Бр-р…

 

Шоу началось с фразы Соколова, которую он произнёс в СИЗО: «Я схожу с ума»! Доцента Олега Соколова (63 года), убившего студентку Анастасию Ещенко (24 года), навестил глава наблюдательной комиссии. Что попросил у него профессор и фанат Наполеона? Очки для работы. Соколов облегчил работу сценаристов, сам записал в тюрьме свою версию того, что произошло между ним и аспиранткой Ещенко. Эту документальную версию воспоминаний убийцы отдал в руки телеведущего шоу адвокат Соколова. Интересно, бесплатно отдал?

 

По мнению Александра Гордона, в этих дневниках убийца пытается оправдать себя, чтобы избежать максимального срока заключения. Но ведущий дважды повторил до всякого завершения следствия: «Я считаю, что он убийца, и он виновен. Такой человек не может раскаяться, поскольку является животным. Я собираюсь доказать это всем присутствующим», – подчеркнул Гордон. Непонятно: зачем доказывать до суда, тратить огромные средства? Подготовку к сюжету о Соколове продюсеры начали примерно полтора месяца назад. По данным портала «Фонтанка.ру», они обещали существенные гонорары за участие близким знакомым и студентам доцента Соколова. Некоторые предложения превышали 1 миллион рублей. Есть и значительно меньшие расценки. Бывших студентов Соколова, не обладающих эксклюзивной информацией, вознаграждали суммой 50 – 70 тысяч рублей. Ради чего?

 

Появилась другая версия настойчивого обращения к этой уже избитой теме. Собственно, как только стало известно о преступлении Олега Соколова, сразу раздались голоса, что за его кровавый след должна поплатиться вся руководящая вертикаль петербургского госуниверситета. Мол, в цивилизованных странах руководители убийцы, которые, вопреки всем традициям, сквозь пальцы смотрели на его роман со студенткой, должны были сами написать заявления об отставках. В не столь «цивилизационно продвинутых» государствах всю университетскую вертикаль просто уволили бы с волчьими билетами. Но у нас же, дескать, никто толком за преступления Соколова из числа его начальников и руководителей не ответит.

 

И впрямь, в отставку никто сам не подал. Ни ректор, ни проректор по безопасности, который не обеспечил безопасность подопечной, ни декан исторического факультета, который как руководитель многое спускал доценту с рук. Вокруг фигуры того же ректора, Николая Кропачева, поднимается явно инспирируемая волна возмущения. О необходимости или, скорее, целесообразности его отставки даже рассуждали на ток-шоу канала «Россия-1». Эту идею постепенно подхватывали питерские депутаты.

 

Теперь вот Гордон плеснул керосинчика. А поговаривают, что ко всем проблемам у ректора кончается в конце этого года контракт, и он надеялся на его автоматическое продление. Да плюс баллотируется он в этом году в РАН, по отделению «право». И все эти честолюбивые надежды могут просто рухнуть из-за кровавой ревности поклонника Наполеона. Да ещё покровитель ректора потерял высокую должность: Кропачев был преподавателем в тогдашнем ЛГУ, а потом и научным руководителем, когда Дмитрий Медведев был оставлен на кафедре. Иными словами не поймёшь: случайно это сошлось или специально было затеяно под видом: больше кровищи! Ни Эрнст, ни Гордон не признаются, только социальные сети гадают.

 

 Залайкайте смерть!

 

 Горе-блогер Екатерина Диденко – «лекарственная фея», праздновавшая свой день рождения в банном комплексе в Москве, подтвердила гибель мужа при ЧП с сухим льдом. Обращение к подписчикам она опубликовала на своей странице в соцсети: «Вали больше нет с нами. А еще Наташи и Юры», — сквозь слезы проговорила Диденко. По словам девушки с украинским выговором, больше она ничего прокомментировать не может. А зря! – тут есть о чём подумать… Так ведь и Ксения Собчак в своей недавней программе раскручивала блогера-миллионера из Донецка, который переехал в Италию и впряг всю семью в производство видео-контента, добивался посетителей сайта любой ценой, эксплуатируя дочек, проводя бесконечные съёмки. Учитесь! – демонстрировала Собчак.

 

Мама, сколько я стою сегодня? – с этого недетского вопроса начала программу Собчак и продолжила: в их руки на распаковку попадают новейшие игрушки, они знают, что такое слаймы и как их готовить, и они без конца дурачатся на камеру, зарабатывая при этом миллионы для себя и своих родителей – все это о детях-блогерах. Можно ли назвать детство напоказ счастливым? Правда ли, что юные звезды интернета, сами того не подозревая, своим трудом обеспечивают комфортную жизнь своим родителям, которые сидят на их неокрепшей шее? «Дети-миллионеры в нашей студии!», – кричит Собчак. Это ведь последний резерв Первого: всем известно, что самые популярные персоны – дети, собаки, кошки. Но тут ещё и инструкция: зарабатывайте любыми путями!

 

Несколько месяцев назад Екатерина Диденко опубликовала в свом Instagram фотографию мужа: он держит в руках какие-то самопальные приспособления, от которых идет пар: «На фото один Валя! Залайкаете его с дебютом? Произошел прорыв: он сам придумал, сам все купил и провел эксперимент, а не я. Видели в сториз? Это просто бомба: что получится, если взять огнетушитель, сумку, швабру. Поджечь… И реально получается бомба!!!». Получилось с тремя смертями…

 

Но Диденко и тут удалось «пропиариться и срубить бабло»! 2 марта в телеэфир вышли сразу две программы, в которых обсуждалась скандальная история блогера-миллионника Екатерины. Sobesednik.ru узнал, во сколько обошлось Дмитрию Борисову ее участие в шоу. Редакторы «Первого» приехали по адресу, где проживает Диденко, и уговорили приехать на съемки. Блогер назвала сумму за свое участие в шоу – полтора миллиона рублей. Редакторам удалось сбить цену до 1,4 миллиона, но все равно для проекта это очень большая цифра. Обычно за такие эксклюзивы платят до миллиона, миллион – это потолок. До Кати только Эммануилу Виторгану заплатили больше этой цифры – миллион восемьсот.

 

Несмотря на большой гонорар, Екатерина долго не хотела выходить к зрителям в студию, редакторам и психологам, которых предоставили ей на «Пусть говорят», пришлось и там ее уламывать. Съемка должна была начаться в 18:00, но мотор задержали до 21:00. Верить ли скандальному СМИ, указавшему «гонорар» или нет? Впрочем, само участие в шоу – говорит о многом. К тому же на самом эфире Катя вела себя спокойно, истерик у нее не было.

 

Говорят, что после этих съемок она хотела пойти заработать денег еще и у Малахова, но так как «Первый» настоял на том, чтобы она подписала контракт на эксклюзив, ей это сделать не удалось. Зато она вылезла 5 марта у… Ксении Собчак. И снова то плакала, то улыбалась. Она поймала волну – жизнь удалась… Критик, писатель, зав отделом культуры продвинутой газеты Татьяна Москвина из культурной столицы, у которой уйма фанов, написала: «Зачем притворяться? Никому этих еб… не жалко. Никому». Подчеркнула злорадно – «никому». Сострадание есть даже в современных зрителях, но сама Диденко и Собчак ВСЁ делают, чтобы его убить!

 

Нет предела цинизма ни у руководителей Первого, ни у ведущих, ни в душах и лентах отдельных блогеров – царит только один вопрос: «Сколько я стою?». Отодвигаются все моральные, юридические, социальные соображения и последствия – только рейтинг и бабло. Одно слабое утешение: «Док-ток» проигрывает по рейтингам конкурентам, хотя и дневное «серьёзное» ток-шоу «Время покажет» – тоже сильно проседает.

 

Несменяемый Эрнст и его заместитель по всем этим балаганам Андрей Писарев просто губят Первый канал. Всё чаще отличается и руководитель информационного вещания Клеймёнов, который может начать вдруг программу «Время» как заурядный пропагандист-антисоветчик: «Брежневская Конституция имела такое же отношение к жизни, как советские песни по радио – никакое!». Ну, не наглость ли? – в информационной программе навязывать свою дешёвую публицистичность, откровенную чушь! Ведь и песни великие советские от «Землянки» до «Подмосковных вечеров» – имели отношение к жизни, потому их и подхватывал сердцем народ, и Конституция – работала в реальной жизни: ну, например, Эрнст и сам Клейменов использовали дарованное право на бесплатное образование и здравоохранение – вон какими упитанными и круглолицыми выросли. Ума и благодарности не набрались – бывает... Но кремлевцев почему-то такой непрофессионализм и губительный курс – устраивает, хотя уже и президент не выдержал.

 

Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин огласил жалобы учителей на программу «Пусть говорят» на встрече с членами рабочей группы по обсуждению поправок в Конституцию: «Вне Конституции – можно из практики одно слово, Владимир Владимирович, сказать? Вот эти учителя, которые встречались со мной, их было 150 человек, в парламенте республики, понимают, что две основные функции педагогических коллективов – это образование и воспитание. Когда я их немножко покритиковал за то, что воспитательная часть отстает от образовательной части, передается в родительский комитет… они мне сказали: „Тогда доведите до руководства страны, что центральное телевидение, каналы государственные тоже не способствуют нашей работе, мы занимаемся воспитанием молодого человека, а вот эти программы, которые идут в самое смотрибельное время на государственных каналах и показывают бесконечное количество разводов, дележ в судах… дошли до ДНК: женщина приглашает трех-четырех мужчин и пытается установить отцовство – нашу воспитательную работу эти каналы нивелируют“», – привел жалобы учителей на свальный грех в эфире председатель Госсовета РТ. Но федеральные каналы важное обращение – не показали.

 

Президент неохотно согласился с мнением преподавателей и выразил понимание: «Постараемся на это повлиять. Не могу не согласиться с учителями. Действительно, иногда это… У меня, к сожалению или к счастью, нет времени смотреть все это, и я не смотрю, но люди-то смотрят. Я понимаю, о чем они говорят, и я с ними солидарен», – подхватили реплику многие СМИ.

 

Но только не само ТВ, которое всё больше погружается в пучину «этого»… Или того. Поверим обещанию и посмотрим, на что может повлиять сам президент России!

 

http://suzhdenia.ruspole.info/node/11676?fbclid=IwAR0bETIMAl35L324OcT882BlygdROCuhVxi7R1lj8TEJ--S_HO4b6kG8B4o

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.