Ушел один из последних могикан

Ирина ЧАЙКОВСКАЯ

Ушел один из последних могикан

 

Драматург Леонид Зорин. Зорин - литературный псевдоним Леонида Генриховича Зальцмана (1924 – 2020). Имя его не слишком было на слуху. Он рано начал. И писал до последних дней своей долгой 95-летней жизни.

 

Его первая пьеса была поставлена в Москве, когда автору было всего 25. Он написал несчетно пьес и много прозы. Среди прочего «Римскую комедию» («Дион»), из-за которой в 1960-е разгорались страсти – пьесу то запрещали, то разрешали...

 

В 1967 году им была написана «Варшавская мелодия», живущая своей сценической жизнью до сих пор. Фильм Михаила Козакова «Покровские ворота», снятый по пьесе Зорина, полюбился многим и вывел на свет актера Олега Меньшикова.

 

Возможно, не только мне запомнился очень смешной фильм-спектакль «Мужчина и женщины» по пьесе Зорина, где всех женщин играла многоликая, острохарактерная и уморительная во всех перевоплощениях Мария Миронова, а единственного мужчину - сангвинический Александр Менакер.

 

Была еще «Медная бабушка». История драматическая. Медная статуя Екатерины II, полученная Пушкиным в качестве жениного приданого, предназаначалась поэтом для продажи - не было денег на издание «Медного всадника». Но продать ее не удалось, деньги так и не появились, «медная» императрица не помогла в издании пушкинской гениальной поэмы о «медном» (на самом деле, бронзовом») императоре и бедном Евгении. Поэма была издана уже после смерти Пушкина в журнале «Современник» в 1837 году.

 

Таков сюжет пьесы, но не менее, а возможно, и более драматический сюжет разыгрался в жизни вокруг постановки.

 

Пьесу Зорина в 1971 году в обновленном ефремовском МХАТе решил поставить Михаил Козаков. На роль Пушкина он взял Ролана Быкова. Быков – неказистый, нескладный, маленький - играл поэта так, что выжимал слезу и вызывал восторг даже у таких строгих критиков, как пушкинисты Натан Эйдельман, Татьяна Цявловская, Валентин Непомнящий... Но то – пушкинисты.

 

Министру культуры Фурцевой Пушкин Быкова совсем не понравился – не вышел ни лицом, ни ростом. Потом кто-то пошутил, что ей был нужен на сцене Дантес, а не Пушкин. Но и мхатовские «старики» во главе с Аллой Тарасовой приняли спектакль в штыки – Быков играл не по-мхатовски, иначе. Да и играл ли? Он был Пушкиным, поэт в его исполнении ожил на сцене – но его не приняли, не узнали, не дали появиться перед зрителем...

 

Все присутствовавшие на той генеральной в один голос говорят, что это была лучшая, звездная роль Ролана Быкова. Ему не дали ее сыграть. Сердце было разбито у актера, думавшего о самоубийстве, у режиссера, покинувшего после этого МХАТ[1], и у автора, Леонида Зорина, признававшегося, что «Медная бабушка» - его любимая пьеса.

 

У Леонида Зорина была долгая жизнь. Писал он до последнего. Его проза почти всегда автобиографична и насыщена реалиями жизни, но в ней нет приземленности, быта, она полна размышлений.

 

Вот и сын у Леонида Генриховича Андрей Зорин, как кажется, тоже наделен высоким духом. Читала его статьи о малоизвестных героях пушкинского времени, о рано умершем друге поэта Василия Жуковского... И дивилась, не зная, что Андрей – сын драматурга, его увлеченности романтическим духом людей тех отдаленных времен... Сейчас думаю, что он перенял ее у отца...

 

Мир праху ушедшего!

 

https://www.chayka.org/node/10718

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.