ИРИНА АНАСТАСИАДИ: «О ДЕСЯТОЙ МУЗЕ И МНОГОМ ДРУГОМ»

Владимир АВЦЕН


Серьёзное интервью с легкомысленными вопросами

и лирическими отступлениями

 

Ирина Анастасиади (Ирина Константиновна Цотадзе)писатель, переводчик, публицист, учредитель и главный редактор журнала «9 Муз», член Международного Сообщества Писательских Союзов и других союзов писателей. Учредитель и президент Международного Творческого фестиваля в Греции «Визит к Музам», учредитель Международного форума писателей и Международного форума скульпторов, учредитель Международного творческого конкурса «Гомер».

 

Ирина, мы с тобой заочно знакомы почти пятнадцать лет. С того времени, когда в нескольких альманахах «Семейка» появились твои колоритные рассказы «Неисправимый романтик», «Виктория – значит победа» и подборка белых стихов. На тот момент ты уже была известным в Греции журналистом, автором книг прозы «Рог нимфы Адрастеи» и «Любовь – как цветок на асфальте». Встретившись во время твоего фестиваля «Визит к Музам», мы на правах старых знакомых перешли на «ты», что помогло мне вести с тобой непринуждённую беседу. Первым делом я хотел услышать о твоих новых книгах. Но оказалось, их нет… Я высоко ценю твой фантастический организаторский талант и даже считаю, что древние греки чего-то не додумали: наверняка на Парнасе должна была быть ещё и десятая муза – Муза-организатор. Мне кажется, я даже знаю её имя. И всё же, и всё же… Для меня ты прежде всего интересный писатель. Обидно, если эта десятая муза мешает твоему творчеству.

– Володенька, спасибо за десятую музу. Но Ирини – богиня мира, и ей трудно совмещать также и обязанности Музы-организатора. Именно поэтому директор-организатор нашего фестиваля – вовсе не я, а мой муж – Тасос Анастасиадис. Международным творческим конкурсом «Гомер» занимаются редакторы журнала «9 Муз» и члены жюри во главе с Николаем Черкашиным, редакторы журнала «9 Муз»: Микола Тютюнник, Владимир Спектор, Наталия Морозова-Мавроди, Владимир Эйснер, Людмила (Ника) Черкашина, и Ольга Цотадзе, которым я за их труд безмерно благодарна. Тогда как я – только научный руководитель фестиваля.

 Из нашей давней переписки запомнились твоё настороженное отношение к интернету и компьютеру и твоя уверенность в том, что писатель должен писать исключительно авторучкой. Сегодня ты не чураешься современной техники, публикуешь в эфире популярный интернет–журнал, у тебя огромная аудитория на Facebook. Слава богу, как выясняется, даже при твоей фантастической загружённости, Музы не оставляют тебя. Ты много пишешь. Но неужели до сих пор – авторучкой?

– Что ты мне напомнил, Володя! Пятнадцать лет назад я действительно так считала… Блаженное заблуждение! Со временем я поняла, что всему своё время. Время писать пером, время мусолить авторучку, время печатать на машинке. Ну а сейчас время набирать текст на компьютере. Писатель должен… нет, не идти в ногу со временем, а опережать его. С тяжёлым чувством должна признать: не все понимают эту простую истину. Поясню: система WordPress, на которой «выходит в эфир» наш интернет-журнал «9 Муз», работает только с определёнными файлами, определённого размера и определённого качества, о чём наши авторы знают. Но примерно половина из 500 наших авторов, присылая свои материалы, эти правила нарушают. Каждый такой текст отнимает у меня рои издании кучу времени. В память о своих былых заблуждениях я делаю поблажку таким авторам. Самой же мне всё время приходится учиться новому. Что советую делать всем. В противном случае велика опасность, что в наш компьютеризированный век технически подкованные бездари потеснят людей талантливых. Что нередко и происходит – ведь неграмотно оформленные тексты многие редакторы попросту не рассматривают…

И ещё один вопрос на ту же тему. Есть мнение, что Homo sapiens как раз из-за этой повсеместной компьютеризации потихоньку деградирует. На одном из КВН процесс обратной эволюции был довольно зло представлен примерно так: человек, обезьяна, пресмыкающееся, червь, Петросян, амёба… Шутки шутками, но как ты думаешь: таится здесь реальная опасность или слухи о близкой кончине человечества сильно преувеличены?

– Ты говоришь о деградации Homo sapiens... Но, по мнению учёных, мы сегодня уже не Человек разумный, как вид. Я бы назвала этот новый вид Человек Играющий (Homo Ludens). Ведь нам постоянно нужен советчик: что есть, что пить, какую сеть в компьютере использовать… Хотим ли мы этого или нет, зависимость от компьютера существует. Мы всё больше и больше зависим от системы. Подчиняемся её канонам. Учимся мыслить как рабы системы. Это всё действительно опасно. Но одновременно компьютер – друг для тех, кто хочет пополнять свои знания. Помню, как трудно было написать научную статью ещё пятнадцать лет назад. Мы зарывались в библиотеках среди тяжёлых томов чужой мудрости и листали их до умопомрачения. Сегодня в интернет-пространстве можно найти уйму нужного материала. Взглянуть на любую проблему с разных сторон. Так что конец света, конечно, от компьютера не придёт. Впрочем, я не Кассандра…

Хочется верить, что Человек Играющий не заиграется… Но я ведь почему ещё тебя об этом спросил? Недавно ты написала роман с настораживающим названием «Три безумных недели до конца света». Он печатался в «9 Музах», каюсь, весь роман до сих пор не прочёл. Отложил, как это бывает, на потом, позабыв японскую мудрость: «на крыльях завтра приходит никогда». Обещаю исправиться. А ты пока расскажи нашему читателю немного о нём. Но сначала о том, как случилось, что ты, автор малой прозы, вдруг задумала написать роман?

– Это было и для меня самой неожиданное решение. Накипело! Роман, в котором действие происходит в «чудесной» стране Хватляндии, изначально задумывался как сатирический ответ на реальные события в Греции, но получился он беспощадней, злей и обобщённей, чем я ожидала сама. Можно было написать, например, о том, «как обокрасть прекрасную страну Хватляндию и выйти сухим из воды», но тогда это было бы не комедией, а политическим путеводителем для пройдох всех рангов. Или о том, «как погубить планету в одночасье», но тогда он превратился бы в трагедию на манер пьес Эсхила – потому что, во-первых, нынешний век многие считают последним в истории человечества, а во-вторых, потому что люди разрушают планету год за годом всё с большим энтузиазмом. Книгу можно было бы с лёгкостью назвать «А всё-таки она вертится!», и она бы сухо поведала о нелёгкой судьбе учёных-первопроходцев, но тогда читателю пришлось бы пролить немало горьких слёз по их несчастной судьбе. Подошло бы и название «Как плести интриги в домашних условиях», и в светских кулуарах она могла бы послужить учебником... Но, так или иначе, книга сама собой сложилась в сатирический роман «Три безумных недели до конца света». Так ей, видно, удобнее всего было существовать.

О чём роман? Скажу в двух словах. Жил-был в славной стране Хватляндии на планете Зигзаг в 3012 году гениальный учёный Диагор. Был он богат, талантлив, женат. Любил ту, которую считал подругой. Помогал тому, кого считал другом. Но был предан обоими. И жизнь его превратилась в ад. А вместе с ним и жизнь всей славной страны Хватляндии, хотя эти два события и не были связаны напрямую. Когда страна попала в беду, то власть имущие возложили миссию по спасению страны на Диагора, отчего учёный не пришёл в восторг... Чем всё закончилось, не скажу. А вот вывод, к которому я сама пришла, написав роман-откровение, озвучу. Нельзя забывать о бомбе замедленного действия, которая помещена под твоим стулом, только потому, что она ещё не взорвалась?

Ну а теперь настало время поговорить о твоём фестивале. Фестивали – дело хлопотное, нервное, нередко с взаимными обидами организаторов и участников. Я видел, как ты все дни этого фестиваля больная, с высокой температурой, руководила заседаниями, присутствовала на чтениях, ездила на экскурсии, карабкалась на горы, лазила в холоднющую Зевсову пещеру. Перефразируя Маяковского, если фестивали проводят, значит, это кому-то нужно. Например, нам, их участникам. А тебе это зачем?

– На свете существует множество писательских форумов. И каждый из них преследует какую-то свою цель. И все они нужны. Коль скоро существует их великое множество. Но конечно, мы - совсем необычный форум. Мы собираемся, делимся теми знаниями, которые успели собрать за год объявленной темы. Выслушиваем и вникаем в то, как каждый участник трактует загадки тысячелетней давности. Постигаем тайны истории мира и религии.

Мне всегда казалось важным иметь на Земле место, где бы писатели смогли свободно общаться, задавать вопросы и пытались найти на них ответы. Было бы глупо предполагать, будто культура существует для того лишь, чтобы мы водили вокруг неё хороводы. Каждый из нас владеет частицей Культуры: и тот, кто говорит «да», и тот, кто говорит «нет». Но в людях больше истины, чем в словах. И об этом следует помнить. Международный творческий фестиваль собрал вокруг себя авторов разных взглядов. Среди них – множество учёных. Делиться своими мыслями – разве это не прекрасно? Давать пищу уму. Искать новые идеи для творчества. Пополнять свои знания о прошлом и настоящем.

Первые форумы писателей на Тиносе уделяли большое внимание русскому культурному наследию в Греции. Мне также казалось важным познакомить коллег с традициями античной и современной Греции и с её творческим и научным наследием, свести их с писателями и учёными Греции.

В 2016 году мы провели первый Международный рабочий форум скульпторов, который возглавил Янис Струпулис, известный скульптор Латвии и академик Академии науки и искусства Латвии. С ним бок о бок работали выдающиеся скульпторы: Алгирдас Боссас (Литва), Станислав Нечволодов (Эстония) и Поль Хьюбрехт (Бельгия). Надо отметить, что Алгирдас Боссас считается одним из трёх значимых скульпторов-монументалистов мира. А вот Поль Хьюбрехт является организатором Международного симпозиума скульпторов в Бельгии. Гости работали в мастерских тиносских скульпторов: Ламброса Диамантополуса, Антониоса и Янниса Хондроянниса и Макиса Тригониса.

Идея симпозиума скульпторов давно занимала мой ум. Дело в том, что Тинос с античных времён занимает в истории Греции особое место. Кроме того, что он более трёх тысяч лет является Священным островом, островом Очищения и Просвещения. Он также является родиной всех самых гениальных художников и скульпторов Греции. Знаменитейшие художники и скульпторы Греции ведут своё происхождение именно с Тиноса. Яннулис Халепас, Николаос Гизис, Никифорос Литрас, Димитрис Филлипусис, Лазарос Сохос и Андониос Сохос, Николаос Контогеоргис, Яннис Гаитис – дети Тиноса. И мне приятно объявить, что в 2016 году ЮНЕСКО объявил Тинос музеем под открытым небом.

С годами пришли новые идеи. И мы стали уделять огромное значение Знанию древнего мира. Мы задаёмся извечными загадками человечества. Пытаемся найти им своё объяснение. Изучаем историю человечества. Но не отстранённо, а анализируя древние тексты и исследуя древние артефакты.

В этом смысле очень сильно пополнил наши знания фестиваль «По следам Аргонавтов» 2018 года, который прошёл в Грузии при содействии Ассоциации «Диалог Культур–ХХI» (президент – Валерий Асатиани, бывший министр культуры Грузии, профессор, доктор классической филологии и византинистики Тбилисского Государственного Университета им. Иванэ Джавахишвили).

Анализируя фрагменты из поэмы Орфея «Аргонавтика», а также восстановленный её вариант Аполлония Родосского, мы прошли по следам Аргонавтов, посетили Древнюю Колхиду, изучили различные переводы «Аргонавтики», посетили древние города, изучили артефакты, непосредственно связанные с этим историческим событием.

В 2019 году мы в рамках нового фестиваля посетили Кносский дворец – лабиринт по своей сущности. Изучили его историю, увидели следы построек более древней, чем Миносская, цивилизации. Несколько раз побывали в Археологическом музее Ираклиона, где собраны в огромном количестве загадочные артефакты разных периодов, как известных нам, так и потерявшихся на долгие века со шкалы Времени. Изучили другие древние города Критской цивилизации.

А кроме всего этого, в сотрудничестве с Благотворительным фондом «Архе» (президент – Дмитрий Михалевский, член-корреспондент РАЕН, доктор философии Российского Государственного социального университета, писатель, философ, инженер-радиофизик,) мы предложили участниками нашего форума, кроме основной задачи собрать информацию научного, исторического, археологического, литературного и философского подхода к проблеме лабиринта, также разработать совместную культурную развивающую и обучающую программу, которая должна стать своеобразным трансформатором личности.

Глубоко развил тему лабиринта Николай Черкашин (председатель жюри Международного творческого конкурса «Гомер», известнейший историк, журналист и писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник, председатель международного фонда «Родословие Пушкина»). Оригинально и своеобразно рассмотрели тему лабиринтов и пещер Людмила Зубанова (директор Уральского института культурной политики и проектного менеджмента при Челябинском государственном институте культуры, доктор культурологии, профессор) совместно с Натальей Зыховской (профессор кафедры русского языка и литературы, доктор филологических наук, доцент). В лабиринт человеческих взаимоотношений ввела нас Лариса Черкашина (писатель, историк, сценарист документальных фильмов, член Союза писателей России и Всероссийского Пушкинского общества, вице-президент Международного Пушкинского клуба).

Мы получили множество разработок, способствующих возвращению человечества в лоно культуры на основе знаний, аккумулированных Древней Грецией и составивших основу развития Европейской цивилизации. Мы с Димой Михалевским убеждены в необходимости выработки новой мировоззренческой парадигмы как альтернативы разрушительной идеологии современности. Основу этой программы составит синтез: опыт воспитания человека в Древней Греции с современным подходом. В этом году мы практически сформировали критическую массу творческих людей и идей, способную запустить подобный процесс.

Не знаю, ответила ли я на твой вопрос: зачем фестивали мне?

Более чем… Ирина, я обратился к участникам фестиваля «Визит к Музам 2019» с просьбой прислать свои отзывы о нём и вопросы к тебе. Привожу некоторые из них.

Елена Ханен:

– Перед тем как задать мой вопрос, хочу поблагодарить Ирину Анастасиади. Фестиваль был замечательный! Эта неделя на волшебном острове Крите с удивительными экскурсиями останется в моих воспоминаниях как яркая, насыщенная впечатлениями и, конечно, знакомством с интересными людьми!

А теперь вопросы. Верно ли, что в каждом мифе есть доля мифа? Несомненно, многие легенды имеют реальную основу, но многое было и нафантазировано. Можно ли рассматривать мифологию как источник знаний о древнем мире? И если да, то как отличить выдумку от правды?

– Смотря как понимать само слово «миф», Леночка. Дело в том, что «миф» в переводе с греческого μύθος (мифос) – это «сказание». Тогда как в некоторых других языках его употребляют в значении «сказка». Меня как филолога это просто убивает. Занимаясь переводами, я с возмущением вижу, как вольно переводчики обращаются с древними текстами, как мало они знакомы с этимологией слов и как их ошибки превращаются в огромный снежный ком, в котором исчезает всякий смысл как слова, так и текста вообще. Нет сомнений в том, что все сказания имеют реальную основу. Но со временем над древними текстами было произведено множество манипуляций. Во-первых, никогда нельзя забывать, что сказания на то и сказания, что передавались веками из уст в уста. И весьма возможны разнообразные вмешательства в основной текст. Во-вторых, древние мудрецы зашифровали в сказаниях некие символы.

В 2018 году мы представили в ежегоднике «9 Муз» всевозможные версии о том, чем в действительности был поход Аргонавтов в Колхиду. Установили, на примерах из текста Аполлония Родосского, написавшего «Аргонавтика», а так же из документов Малой Азии и Египта, что греки во время постройки «Арго» давно уже были знакомы с судоходством и плавали по морям в дальние путешествия. А посетив город-святилище (наподобие известного Парфенона в Афинах) мы своими глазами смогли убедитьс, что Колхида и Греция имели много общего: это и Пантеон богов, и похожие постройки. Узнали, что в Колхиде и в других странах существовали даже древние храмы, посвящённые Ясону, а в Греции нашли Иолк, город, где правил отец Ясона.

В своих статьях на эту тему я привожу самые интересные гипотезы, переводы исторических документов разных стран древнего мира, собираю всю известную информацию, а главное, не забываю о фактах. Я не претендую на их совершенное понимание. Не всегда можно ответить, каким именно фактам доверять, а каким нет. Но одно могу сказать с уверенностью: мифы повествуют о реальных исторических событиях. И если даже на некоторых деталях есть налёт неточности, то это несущественно

Татьяна Турбина:

 Благодаря вам, Ирина, я окунулась в неизвестное прошлое, получила массу информации для размышления, дающей пищу человеку, который находится в духовном поиске. Непросто найти тему, объединяющую миры. Удивительно, как вам это удаётся? Мне кажется, что это происходит по принципу песочных часов – миры перетекают друг в друга. А вы являетесь отличным проводником их желаний.

– Милая Танечка, вы, конечно, знаете, что когда-то тайные знания передавались от духовного отца к духовному сыну. Существовали касты. Им не нужно было искать ответы на вопросы. Они являлись Хранителями знания. Мудрецами. Кастой. Каждая каста знала не только свои преимущества, но и свои обязанности. Дворянство было защитником своего государства. Мудрецы хранили Знание и Умение…

А потом касты исчезли. И вместе с ними исчезло Знание. С тех пор мы заново постигаем тайны Мироздания. Углубляемся во мглу истории и пытаемся осветить таинственный путь, который проделывает Судьба, подготавливая для своих бесспорных героев условия в получении Света Знания.

Погружаясь в эти размышления, я не раз задавалась вопросом: а не был ли единым источник, из которого черпали знания древние мудрецы? Чтобы разобраться в этом, надо, по крайней мере, понять, что происходило в мире с обществом, а вместе с обществом и со Знанием.

И если меня называют «проводником», то я могу только гордиться.

Любой фестиваль интересен и важен не только официальной частью, но и знакомствами с новыми авторами, взаимным общением и обогащением, вечерними посиделками, где мы пели, декламировали, общались. Кстати, кто стал победителем Международного творческого конкурса «Гомер», прошедшего в рамках этого фестиваля?

– В номинациях «Проза» – Гумер Каримов (роман),Максим Менибаев (рассказ), Ирина Азаренкова (сказка); «Драматургия» – Валерий Иванов-Таганский; «Научная работа» – Дмитрий Ивашинцов и Евгений Слезов; «Публицистика» – Кудрявцев Антон и Горина Ирина; «Поэзия» – Илья Рейдерман; «Перевод» – Надежда Колышкина.

 Ты владеешь несколькими языками, по призванию и своей миссии культуролог, много делающий для объединения различных культур. В том числе русской и греческой. Что это за история с медалью Владимира Высоцкого на Тиносе?

– Мне особенно приятно, что ты употребил здесь слово «миссия». Знаешь, я свято верю в предназначение каждого человека в этом мире. И если наша миссия состоит в том, чтобы нести культуру, значит, надо нести. И пусть трудно. Пусть не окупается. Не надо искать наград и оплаты. Просто делать то, во что веришь.

Когда-то в Древней Греции мыслящие люди собирались на священном холме, под Парфеноном, на площади, которая называется Агора, спорили, произносили пламенные речи… Что ж! Судьбе было угодно, чтобы я, родившись и окончив школу и университет в Грузии, большую часть взрослой жизни прожила в Греции. И к моей любви к грузинской и русской литературе добавилась трепетная любовь к истории и культуре Греции, где великие Боги вершили судьбы людей и в которой Музы поддерживали и питали таланты.

Что касается Высоцкого, то по инициативе Юрия Кайда, члена Правления Ассоциации Чаша Мира, руководителя международного миротворческого проекта «Владимир Высоцкий во времени и пространстве» и при поддержки мэрии Тиноса, в рамках Международного творческого фестиваля «Визит к Музам» в 2014 году на Тиносе была установлена совместная работа латвийского скульптора Яниса Струпулиса и тиносского скульптора Нико Десиприса – бронзовая медаль «ВладВысоцкий», оформленная в мраморе.

Эту бронзовую медаль Латвийская ассоциация «MieraKauss» («Чаша мира») в рамках миротворческого проекта «Высоцкий и современники: во времени и пространстве» подарила острову Тинос. Напомним, это единственная медаль «ВладВысоцкий» во всём Средиземноморье. В центре медали – изображение астероида «VLADVYSOTSKIJ» с автографом Л.В. Журавлевой. Напомню, что 22 августа 2014 года исполнилось 40 лет со дня открытия астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Васильевной Журавлёвой малой планеты «ВЛАДВЫСОЦКИЙ» (лат. VLADVYSOTSKIJ) Открытие было отражено в циркуляре малых планет 5978 от 1 мая 1981 года и зарегистрировано Центром малых планет (Гарвард–Смитсоновский центр астрофизики, США) за № 7617 от 28 января 1983 года.

 Приятно, что твоя литературная, журналистская и общественная деятельность замечена и высоко оценена. Люди к наградам относятся по-разному. Что они для тебя?

– Очень приятно, когда тебя награждают. И я очень благодарна тем, кто считает мою деятельность нужной. Особенно меня поразила высокая награда – орден адмирала Ф.Ф. Ушакова. Все награды мне очень дороги. Но вот такой высокой просто не ожидала.

Виктория Левина: 

В каких странах и городах планируются ближайшие мероприятия фестиваля? Можно узнать (хотя бы примерно) даты. Когда и где намечается встреча в 2020 году? И хотелось бы узнать тему следующего форума.

– В 2020 году Международный форум писателей планируется провести на острове Наксос (Киклады, Греция) с 7 по 14 сентября. Тема нашего фестиваля и сопутствующего ему Международного творческого конкурса «Гомер» – «Мистерии Древней Греции. Мистерии Диониса. Орфические мистерии, а также сопутствующая им тема: «Мифология, связанная с Дионисом и с островом Наксос».

К работе Международного творческого фестиваля приглашаются все неординарно мыслящие специалисты. Многоплановый проект «Мистерии Древней Греции» предоставляет возможность проникнуть в прошлое человечества. Представить на рассмотрение свои версии о внутреннем мире людей эпохи античности. Оценить античную идею гуманизма. Рассмотреть, как идеи античного гуманизма проникли в современную науку.

Мы посетим Археологический музей Наксоса, каменоломни, где остались лежать гигантские статуи древних Куросов (юношей), которые оставила после себя неизвестная цивилизация. Увидим огромные врата «Гекатомпедона» или Портара, построенные в 530 г. до н.э. и развёрнутые в сторону Священного острова Делос. Узреем храм богини Деметры в Гирула (Сангри).

Изучим историю Наксоса – родины мистерий самого загадочного бога Древней Греции – Диониса. Дионисос имеет два образа: юноши и зрелого человека... и он един в этом противоречии. Рождён бог фиванской принцессой Семелой. И получается, что Фивы в этом случае являются отправной точкой для наших исследований. Тем более, что Орфей, основатель Орфических мистерий, является потомком Кадмоса, основателя греческих Фив, также родом из Египетских Фив.

Вот такие загадки предстоит нам разгадать в этом году.

Ответом на эти вопросы и хотелось бы закончить нашу обстоятельную беседу. Спасибо за неё!

беседу вёл Владимир АВЦЕН

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.