Дегенерация

Ирина Карпинос


Кажется, все уже высказались об Илье Хржановском и его проектах. Не хотела я в это ввязываться... Но не люблю, когда "знатоки" собираются в стаю и, разглядывая голого короля, повторяют: "Это же гений! Какое искусство кройки и шитья!"
Поэтому позволю себе высказать своё частное мнение о "Дау", и не только о нём.
В "Дегенерации", одном из фильмов проекта, есть ужасающий эпизод забоя свиньи прямо в комнате, где сидят учёные. И дело не только и не столько в свинье. Самое мерзкое в том, что реальный неонацист Тесак совершает перед кинокамерой ритуальное убийство. На свинье нарисована шестиконечная звезда, снятая крупным планом. Тесак режет свинью в течение часа, напевая "с чего начинается родина", страшный крик забиваемого животного похож на человеческий. Хржановский в нескольких интервью подчёркивает, что это было именно ритуальное убийство, символизирующее жертвоприношение человека. "Запах смерти одинаков, - говорит режиссёр-"гуманист", - у животных и человека".
После такого саморазоблачения Ильи Хржановского спор о том, гениален он или бездарен, для меня не имеет никакого смысла. Он - обыкновенное чудовище.
Я заставила себя посмотреть полностью один из фильмов проекта "Дау": "Наташу". Ничего, кроме отвращения, не испытала. Две напивающиеся до драки тётки, безмозглые и бездушные, пьяные совокупления в кадре и прочие прелести из жизни одноклеточных - всего лишь убогое реалити-шоу без признаков даже отдалённого приближения к искусству. Предельно упрощённая и искажённая схема существования гомо советикус. Сначала думала, что режиссёр просто тупо отрабатывает деньги продюсеров. Но, увидев несколько интервью с ним, убедилась, что Хржановский умён и изворотлив, а также склонен к вуайеризму и маниакальным проявлениям личности. На проекте он не только зарабатывал, но и явно получал специфическое удовольствие от "стэнфордского" эксперимента над огромным количеством людей.
Исходя из выше сказанного, я против того, чтобы Хржановский руководил Мемориалом "Бабий Яр". Здесь не место аттракционам, срежиссированным субъектом, по которому плачет судебная психиатрия.
Ведь Хржановский, если его не остановить, собирается сделать из Бабьего Яра гигантскую инсталляцию. Маниакальное сознание, очевидно, подскажет ему, как раздеть многотысячную массовку и инсценировать расстрелы в реальном времени.
Кроме того, в проекте Хржановского "Бабий Яр" предполагается (это уже задокументировано!), что волонтёры и посетители будут жить на территории Мемориала, питаться в еврейских кухнях конца 30-х годов прошлого века и носить одежду того же времени. Потом участники реалити-шоу "Холокост", вжившиеся в образы еврейских жертв, а также украинских полицаев и немецких карателей, отправятся к месту массовых расстрелов согласно своим ролевым предписаниям. Всё будет происходить с аудиосопровождением, максимально приближенным к жуткой реальности 29 сентября 1941 года. Такого рода звуковое обрамление необходимо, по задумке режиссёра, чтобы оказывать сильное физическое и психическое воздействие на участников, среди которых предполагаются дети, их родители, бабушки и дедушки.
И, наконец, внимание! После выхода из расстрельных ям оставшимся в живых предложат весёлые аттракционы на территории Мемориала, символизирующие всеобщее братание.
А Хржановский аки демиург будет наблюдать за психическими реакциями исполнителей и зрителей и получать от этого свой садомазохистский кайф.
Реалити-шоу на месте Бабьего Яра - о таком не мечтали даже нацисты. Это уже не "Дау", это осуществление маниакальных чаяний больного человека, захотевшего поиграть в Холокост.
(с) Ирина Карпинос
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.