Олеся Зимина
Вспомнилась Катя Литовченко. Я почти три года назад писала статью о ней. Вспомнила общение с ней, её энергетику, моё чувство восхищения... Свердловской художницы, которая была прикована к постели более 40 лет, но не упала духом и смогла найти себя, нет на этом свете уже восемь лет. Но даже воспоминаниями о себе она придаёт силы...
ЕКАТЕРИНА ЛИТОВЧЕНКО: ЖИТЬ ВОПРЕКИ ВСЕМУ!
Улица Малиновского, 43. Свердловск. Небольшой дом, ухоженный дворик. Навес, поросший сортовым виноградом. С лоз свисают кисти с огромными, как сливы, ягодами. Порядки здесь наводит сестра хозяйки - Ирина. А сама хозяюшка лежит... Она прикована к постели больше сорока лет... Именно так сохранился в памяти осенний день 2010 года, когда юнкоры Свердловского лицея № 1 пришли в гости к Екатерине Литовченко, заслуженной художнице Украины, талантливому человеку с невероятной волей к жизни. Её не стало через два года, летом 2012-го, но память повзрослевших детей сохраняет ту встречу...
КАРЬЕРА ЗАКОНЧИЛАСЬ, ЕДВА НАЧАВШИСЬ
Катя Литовченко умела ЖИТЬ, имея возможность лишь поворачивать голову. Тело ниже шеи было обездвижено... Она родилась в любящей семье здоровым, жизнерадостным ребёнком. Популярность циркового искусства в городе Свердловске в годы её отрочества сделала своё дело - девочка выбрала для себя профессию, решив связать судьбу с силовой акробатикой. Прыжки на батуте были отработаны до мелочей. Она оттачивала мастерство с 14 лет, выступая с труппой циркачей сначала в родном Свердловске, а потом и в столицах Союза - Киеве, Ленинграде, Москве. Новый мир открывался перед глазами юной девушки!
В роковой день, 1 июня 1968 года во время тренировки Катя совершила неудачный прыжок. Приземляясь, девушка упала затылком на каркас, на который натянута сетка батута. Голова резко запрокинулась назад, хрустнули позвонки... С того дня 19-летняя перспективная гимнастка навсегда потеряла способность владеть своим телом... Но она находила силы ЖИТЬ полностью парализованной ещё 44 года...
Массажи, санатории, интенсивное лечение помогли восстановить двигательную способность только в области шеи. Непослушно вскидывалась левая рука. Остальные части тела лежали плетьми, не поддаваясь титаническим усилиям врачей. Катя признавалась, что иногда были жуткие периоды отчаяния, но от этого становилось только хуже, поэтому брала себя в руки и продолжала бороться. Её верный ангел-хранитель, сестра Ирина, была рядом до последнего дня - не бросила, не отреклась.
ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО
«Самым страшным для меня поначалу было огромное количество свободного времени. Нужно было постоянно чем-то себя занимать, чтобы в голову не лезли дурные мысли, - рассказывала Екатерина Ивановна. - Я очень много читала, но и это в какой-то момент наскучило. Мне хотелось общения. Хотелось быть полезной, заняться чем-то интересным». Она активно интересовалась судьбами инвалидов, находя для себя подтверждение, что даже попав в такую беду, люди продолжают жить! Стимулом стала прочитанная в санатории книга Владислава Титова «Всем смертям назло». Бывший шахтер, получив на производстве схожую травму, писал книги, держа карандаш зубами. Она твёрдо решила для себя: «Значит, и я смогу!»
Обстоятельства ограничивали девушку во всём, но она не сдавалась. К ней нередко приезжали поддержать её друзья. Не только из Свердловска, но и из других городов. Чтобы не терять связь, они активно переписывались. Сначала Катя диктовала тексты родным, а как только восстановилась способность двигать головой, взяла в зубы карандаш. Отныне это были её «руки»... Сначала ничего не получалось, но спустя годы упорного труда её почерк стал каллиграфическим. Теперь письма она писала САМА!
ПРОБУЖДЕНИЕ ТАЛАНТА ХУДОЖНИЦЫ
Желание разнообразить свой вынужденный «досуг» заставляло её двигаться дальше. В детстве она не испытывала интереса к изобразительному искусству. Но сейчас у неё было масса времени, чтобы освоить это направление. «Если писать научилась, значит и это под силу будет», - думала Катя. Первые рисунки были похожи на творчество двухлетнего ребёнка, но это её нисколько не останавливало. Она училась. Читала специальную литературу, рассматривала пейзажи на многочисленных фото, принесённых друзьями, всматривалась в природу, когда приходилось бывать в санаториях, в мелочах зрительно изучала всё, что было вокруг.
Она впитывала то, что нам, здоровым людям, видеть на жизненном бегу просто некогда - она научилась видеть тонкости и детали окружающего мира! Это и стало основой творчества будущей художницы Екатерины Литовченко.
А потом был долгий творческий поиск: как и что рисовать? Работала, лёжа на животе. Пробовала краски, но от этой идеи отказалась сразу же. Данная техника требует тщательного промывания кистей, да и тонкой работы, рисуя зубами, не добиться. Поэтому начинала с карандашей, яркость в тонах добавляла фломастерами. Когда в продаже появились гелевые ручки, активно использовала и их. Рисунки состоят из тысяч точек, которые делала Катя, еле касаясь бумаги. Работы настолько тонкие, что рассматривая их на расстоянии полутора метров, можно подумать, что это фото! Она пробовала рисовать всё, что видит, но большое количество пейзажей в её коллекции говорит о предпочтениях художницы. Откуда взяты изображения на полотнах? Часть - из фотографий и открыток, а часть - из её воображения и снов...
СПАСЁННАЯ ЖИЗНЬ
Она умела ЖИТЬ! И своим примером заставляла ЖИТЬ других... История сильной женщины из города Свердловска была популярна на территории всего Советского Союза. О ней часто писали газеты. Один из выпусков издания «Аргументы и факты» вышел с фото и заголовком о Литовченко на первой полосе. Катя рассказывала, какой шквал писем был после этого выпуска.
Она отвечала всем, но особенно запомнилась одна читательница. «Молодую москвичку бросил любимый мужчина. Она в такое отчаяние впала, что решила покончить жизнь самоубийством, -вспоминала Екатерина Ивановна. - Говорит, в обеденный перерыв убирала своё рабочее место, а в голове вынашивала «финальные планы» на вечер. На столе у коллеги лежала та самая газета. Заголовок крупный был - прочитала его, а потом и всю статью. Она писала мне, что сидела и плакала долго, и так стыдно было, что где-то человек с такой бедой справляется, а она - молодая, здоровая... В общем, передумала она тогда умирать. Мы с ней переписывались несколько раз. У неё всё хорошо в жизни сложилось. А мне радостно. Как будто спасла человека».
МАДОННА ДОНБАССА
Она рассказывала это в 2010 году. Юные журналисты в возрасте 12-15 лет слушали, не дыша, потом с восхищением рассматривали картины... Спустя восемь с лишним лет трое из восьми ребят, которые стали журналистами, поняли, что учились брать интервью у легендарного человека. Она имела признание не только в родном городе. Её талант и стойкость были оценены на государственном уровне в то время, когда Украина жила разумной мирной жизнью. В 1996 году Екатерина Ивановна была удостоена звания «Заслуженный художник Украины», а в 2003 году международным благотворительным фондом «Святой Марии» ей был присвоен почётный титул «Украинская Мадонна».
Сегодня работы Екатерины Литовченко хранятся в Свердловском краеведческом музее. Каждый год в декабре здесь проводится персональная выставка, приуроченная ко дню рождения свердловской художницы, в память о женщине с сильным характером и несгибаемой волей - Мадонне Донбасса.
Сила духа Кати Литовченко впечатляла многих, заставляя переосмыслить отношение к жизни, к своим горестям и житейским неудачам. Мы, здоровые люди, не получая желаемого, часто опускаем руки, впадаем в уныние, не понимая, что простая свобода передвижения, владение собственным телом делает нас сказочно богатыми и удачливыми, способными быть мобильными в этой жизни, меняя что-то в ней, исправляя, приобретая новое. Мы свободны, пока двигаемся! Только мы не понимаем этой ценности. Не осознаём...
Олеся ЗИМИНА
ГАЗЕТА "РЕСПУБЛИКА"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.