ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ЛЮБВИ

Однотомное классическое издание всех Сочинений Николая Васильевича Гоголя для массового читателя предваряют вступительные слова Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, Специального представителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами участниками Содружества Независимых Государств Виктора Степановича Черномырдина, общественного и государственного деятеля Украины Виктора Владимировича Медведчука, поэтов из Москвы и Луганска Марины Кудимовой и Владимира Спектора. 

   Значение данного культурологического проекта в том, что в нём читатель в полной мере откроет для себя творчество мирового классика Николая Васильевича Гоголя, одинаково близкое родственным самобытным народам обоих славянских государств, творчество, в котором столь современно звучат его проникновенные слова о том, что души русского и украинского народов — это «души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные».


Виктор Степанович Черномырдин (1938-2010)
                                                                                  
 В Москве и Киеве меня иногда спрашивают: «Как вы думаете, Гоголь поэт?». И я отвечаю, — поэт.
Мысль эта не моя и не нова — более полутора веков назад об этом говорил Виссарион Григорьевич Белинский, только познакомившийся с творчеством молодого писателя, которому судьбой было уготовано стать одним из чудес и загадок мировой литературы. «Гоголь, — свидетельствовал он, — сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными красками блестит в этих первых поэтических грезах г-на Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная...»
 
Сошлюсь и на непререкаемый авторитет гениального нашего поэта, имя которому — Александр Сергеевич Пушкин. Так вот, адресуясь к издателю «Литературных прибавлений...», Пушкин пишет: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился... Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
 
Теперь и вы держите в руках поистине уникальное однотомное издание всех сочинений Н. В. Гоголя. Я пишу — уникальное — не для красного словца. Дело не только в том, что, вопреки давней издательской практике, составители и редакторы издания сознательно отошли от хронологического порядка публикации гоголевских творений, поместив в начале первого тома поэму «Мертвые души». Кстати, органичное слияние подлинной эпичности с возвышенным лиризмом определило жанровое своеобразие этого бессмертного произведения и дало полное право автору назвать его поэмой. Ценность этого издания в том, что оно возвращает читателям многие труды Николая Васильевича, знакомые прежде лишь узкому кругу литературоведов и библиофилов. 
 
В одном из редких собраний сочинений Н. В. Гоголя, вышедшем еще в начале ХХ века, есть «Размышления о Божественной Литургии», которые при первом прочтении производят особенное, неизгладимое впечатление глубочайшим проникновением в суть Русского Православия. Я часто перечитываю их, восхищаясь широтой мысли писателя и философа. Николай Васильевич Гоголь рассказывает и показывает, с каким внутренним переживанием совершается церковная Литургия...
 
Читая его «Размышления о Божественной Литургии», ощущаешь за каждой строкой страстное биение сердца писателя и его духовный поиск, исполненный любовью к Богу и к миру. Эти строки зазвучали в моем сознании еще более мощно после благословения и напутствия Владыки Оренбургского и Бузулукского Леонтия. Будучи неизлечимо больным, он за несколько часов до своей смерти проникновенно и просто объяснил мне своё видение сути предназначения государственных мужей, призванных беззаветно служить своей Родине. Образованнейший человек с сердечной болью поведал мне о самых жгучих проблемах сегодняшней жизни, исторического для нашей Родины времени. И я не переставал удивляться, как его предсмертные слова перекликались с гоголевскими, призывали к «вечному повторению великого подвига любви» во имя всех народов и в том числе населяющих нашу Руссию.
 
Собрания сочинений Н. В. Гоголя выходили многократно, но до нынешнего времени ни в одно из них не включались «Размышления о Божественной Литургии». Я искренне рад, что теперь многие тысячи читателей, особенно молодые люди, будут иметь возможность познать всю глубину духовного наследия великого писателя.
 
Ещё одно из слагаемых уникальности этого издания в том, что в нём собраны более трехсот иллюстраций практически ко всем произведениям писателя. Поэмы и повести Николая Гоголя иллюстрировали художники, навечно вошедшие в историю мировой и нашей богатейшей культуры — Илья Репин, Виктор Васнецов, Михаил Клодт, Иван Крамской, Михаил Микешин, Владимир Маковский, Архип Куинджи, Михаил Дерегус, Эммануил Дмитриев-Мамонов, Борис Кустодиев и даже Кукрыниксы... Даны четырнадцать рисунков художника Петра Михайловича Боклевского из его «Альбома Гоголевских Типов» (1882). Их прекрасные работы — перед вами, дорогие друзья.
 
В настоящем томе печатается Хронологическая канва жизни Н. В. Гоголя, беседа с дочерью знаменитого исследователя рода А. С. Пушкина Андрея Андреевича Черкашина Ларисой Андреевной Черкашиной и родословное древо Н. В. Гоголя. 
 
Напомню для нас слова Николая Васильевича Гоголя: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слез, произнесут примирение моей тени». 
Для русского сердца особенно дорого, что вся профессиональная литературная жизнь самобытного национального гения двух культур — украинской и русской — от самого начала и до последнего дыхания связана с Россией. 
Литературный Петербург принял братски и дружески начинающего писателя из провинции. Лучшие талантливые литераторы той поры — Антон  Дельвиг, Пётр Плетнёв составляют круг его знакомств, а уже с 1831 года Гоголя берут под своё крыло великие В. А. Жуковский и А. С. Пушкин, а через них и вся пушкинская плеяда выдающихся современников. В такой блестящей литературной, европейски образованной среде, поддержавшей начинания молодого писателя — сказочными темпами возрастал и развивался могучий талант Николая Гоголя, прославившего своим именем две великие духовные свои Родины — Украину и Россию.
 
Так давайте же, всем сердцем любя Родину, нашу Россию, нашу славянскую землю, исполним завет великого писателя-патриота — привнесем примирение и согласие в отношения между народами, живущими в Святой Руси и не только в ней.
 
 
© Виктор Черномырдин
 
6 июня 2009 г.
Киев.
















 
 © Фотография Александра Стручкова (издательство «Московский писатель») — 2003
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.