Григорий Бакланов — 100 лет искренности

Платон БЕСЕДИН

Исполнилось 100 лет со дня рождения советского писателя, редактора, сценариста, одного из представителей «лейтенантской прозы» Григория Бакланова. Писатель Платон Беседин отметил, что едва ли эту дату достойным образом вспомнят и тем более масштабно почтят самого Бакланова. Однако слава его, авторитет в свое время были весьма велики.
Далее — прямая речь.
Бакланов родился в Воронеже в интеллигентной еврейской семье (настоящая фамилия — Фридман). Очень рано осиротел, его и старшего брата воспитали родственники.
Григорий поступил в авиационный техникум, а дальше… дальше разразилась война, чудовищная, жизнь уничтожающая.
Григорий Бакланов ушел на нее добровольцем, служил в гаубичном полку и оказался там самым молодым солдатом. Главное — он выжил и, как писал Твардовский, видел пот и кровь войны на своей гимнастерке.
Бакланов принадлежит к той же когорте, плеяде писателей, что и Юрий Бондарев, Константин Воробьев, Виктор Некрасов.
Лучше всего их творчество описывают слова Вадим Кожинова: «Эти стихи написаны не о войне, но войной». Да, так Кожинов высказался о фронтовых поэтах: Самойлове, Межирове, Дегене — но и к прозе Бакланова и Некрасова, Бондарева и Курочкина они более чем применимы.
Бакланов дебютировал в литературе в 1950 году. Работал много, щедро и, как-то принято говорить, плодотворно. Основной материал его прозы — события Великой Отечественной войны; он видел, чувствовал, знал их.
Оттого получалось сверхубедительно — это была настоящая правда войны; правда не только окопная, но и та, что владела людьми, совершившими великий подвиг вопреки всему.
Викимедиа

По сути, Бакланов сделал то же, что и когда-то совершил Лев Толстой в «Севастопольских рассказах». Была явлена истинная картина — и она шла вразрез с официальной идеологией и общепринятыми стандартами. И правду тут надо понимать в исконно русской традиции — как истину и как справедливость.
Бакланов, как и Толстой, явил будничность подвига, показал людей, по воле обстоятельств ставших воинами и героями. Тех, кто принял смерть как жизнь и возвысился над нею. Тех, кто воспитал внутреннего человека.
Эта мощь есть уже в первом военном произведении Бакланова «Южнее главного удара». И с каждым новым текстом его чувство правды, верность ей выкристаллизовывались все сильнее. «Пядь земли» — прочтите это произведение, изумитесь.
При этом Бакланов очень много сделал и для кинематографа — по его сценариям сняли 8 лент. Сразу же, конечно, вспоминается картина Марлена Хуциева «Был месяц май». Блестящая!
YouTube

Главное же, что характеризует Григория Бакланова, — это честность, следование правде. Как в жизни, так и в литературе. Редкое качество всегда, а сегодня особенно. И есть особый знак в том, что именно в последнее время, в век постправды и симулякров, Григорий Бакланов оказался подзабыт и вроде бы как не сильно нужен.
Но ведь как раз-таки в эти дни, когда льется кровь, когда сдвигаются тектонические плиты истории, нам нужна правда и нужны те, кто станут говорить о том, как все обстоит на самом деле. Говорить из окопов и от души, говорить без страха. И в этом контексте творчество Григория Бакланова вновь приобретает особую актуальность.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.