Легедзино, окраина села....


«Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».

Эта надпись у памятника, а на поверхности застывшего каменного пламени изображён солдат Красной Армии, а справа от него гостей мемориала встречает собака-овчарка. На этом месте в Черкасской области Тальновском районе, в селе Легедзино, в жарком июле 1941-го года состоялась единственная за всю историю мировых войн грандиозная битва людей и собак – в рукопашном бою советские пограничники со своими верными четвероногими друзьями бились против немецких захватчиков. Сто пятьдесят пограничных псов «порвали» тут роту вражеской пехоты. И полегли смертью храбрых… Вот как это было. Германские войска рвались к столице Украины. На 8-ое августа у них был запланирован торжественный парад в Киеве, причём на него собирался приехать лично Гитлер в компании со своими союзниками - вождём Италии Муссолини и диктатором Словакии Тиссо. Но нацистам не удалось сразу, как планировали, взять Киев в «лоб», и они стали охватывать его с севера и юга. На южном направлении завязались ожесточённые бои. В районе урочища Зелёная Брама попали в окружение и были практически полностью уничтожены отходящие от западной границы 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта генералов Музыченко и Понеделина.
В самом конце июля 1941 года одна из бригад 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» пошла в наступление у села Легедзино, которое находится между городом Уманью и райцентром Тальное. Здесь отход наших войск прикрывал небольшой отряд Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. Силы сторон были слишком неравными: против полутысячи пограничников – полк фашистов, а это примерно в три-четыре раза больше по численности стрелков. Во время того боя погранотряд уничтожил много живой силы противника и подбил 17 танков. Но вскоре у наших закончились боеприпасы. Последним резервом обороняющихся был кинологический отряд со служебными собаками.
30 июля у села Легедзино завязался кровавый рукопашный бой. Зрелище было страшное: вместе со своими хозяевами на врага бросились 150 овчарок. Полторы сотни измождённых отступлением, давно не кормленных полуголодных псов встали на защиту людей… Овчарки впивались фашистам в глотки даже в предсмертных судорогах. Противник, в прямом смысле искусанный и порванный, отступил. Но на подмогу подошли танки. Искусанные немецкие пехотинцы запрыгивали на броню панцеров и оттуда, сверху, расстреливали бедных псов. В том бою погибли все 500 пограничников, но ни один из них не сдался в плен. По словам очевидцев – жителей села Легедзино, уцелевшие в бою собаки до самого конца остались преданны своим хозяевам. Каждая овчарка из уцелевших в той жестокой мясорубке, улеглась возле своего убитого друга и никого к нему не подпускала. Многих из них немцы пристрелили. А те, кто избежал нацистской пули, отказались от пищи и умерли от голода прямо на поле битвы… Даже сельским собакам досталось – немцы ходили по улицам Легедзино и расстреливали всех крупных псов, включая даже тех, кто был на привязи. Из всех пограничных собак в живых осталась только одна овчарка – худая и раненая она доползла до одной хаты и упала возле двери. Хвостатого пограничника люди приютили, выходили, а по его ошейнику селяне узнали, что это был пёс из специальной школы служебного собаководства капитана М.Е. Козлова. По воспоминаниям жителей Легедзино, немцы долго не разрешали хоронить убитых советских бойцов. И когда позволили это сделать, то селяне в одной большой братской могиле похоронили людей вместе с их верными четвероногими друзьями. Память о героизме пограничников и их собак среди жителей села была настолько велика, что, несмотря на присутствие немецкой оккупационной администрации, невзирая на полицаев, местные мальчишки всю войну с гордостью носили зеленые фуражки погибших солдат!
Легедзино, окраина села. 
Война. Фашисты шли, как на параде. 
Здесь в сорок первом Армия легла, 
Оставив повесть о погранотряде. 

Черкащина, равнинные бои 
Растёрли в пыль «слепую оборону». 
Войска сдержать лавину не смогли. 
Колокола готовы к перезвону. 

Тут на пути германского катка 
Поднялись в рост зелёные петлицы. 
Эх, как ты, жизнь, ничтожно коротка! 
За Родину!.. И покатились фрицы.
 
Неравный бой. Застава полегла. 
Пятьсот бойцов погибло в жаркой драке.
 А тут иного быть и не могло... 
Но на врага вдруг ринулись собаки! 

Сто пятьдесят родных служебных псов 
Шли в контратаку, в лоб, не зная страха. 
А бег их был прекрасен и суров. 
Эх, тяжела ты, шапка Мономаха! 

Сто пятьдесят собак порвали полк 
Непобедимой вражеской пехоты. 
Всё понимая, выполнили долг 
Бойцы резерва из хвостатой роты. 

Река - Синюха, памятник, цветы. 
Две стелы рядом - людям и собакам. 
А на полях - прогнившие кресты, 
Холмы врагов, покрывшиеся мраком.
Александр АЛЬТ
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.