Из Луганска - в Ворошиловград и обратно. Именно такой маршрут неизбежно ждет путешественника, волею судьбы заброшенного в этот замечательный город, два с половиной столетия назад выросший посреди Донецких степей. На протяжении прошлого века переименовывался он столько раз, что сами жители уже путаются, в какое время, как звался. Так и говорят, как в своем стихотворении известный луганский поэт Владимир Спектор: «Я жил на улице Франко в Луганске-Ворошиловграде…»
Знакомься, турист, гордись, луганчанин
Если театр начинается с вешалки, то город по обыкновению своему начинается с вокзала. По крайней мере, для странника без собственного авто. Итак, ж/д вокзал, на котором огромными светящимися буквами проступает «ЛУГАНСК». Сами луганчане с гордостью называют его самым современным вокзалом на Украине. Здание имеет вполне европейский вид, выстроено в форме стеклянной полусферы, просторной внутри и с огромной раздумчивой автомобильной эстакадой на подъезде со стороны города.
Первое, что бросается в глаза на автостраде – приятная разреженность транспорта, отсутствие пробок и огромное количество скромных отечественных авто, ненавязчиво разбавленных редкими иномарками. Милые сердцу «жигулёнки» и «лады», и никаких тебе брутальных джипов. Такое ощущение, что на машине времени возвратился вдруг лет на семь назад, когда и на наших улицах было так. Вдоль центральных улиц – транспаранты с какими-то человечными надписями: «Наш город», например. И стеклянные стенды с роскошными цветными фотографиями из городских будней: юбилей писателя, премьерный спектакль, школьники с цветами и заводчане в галстуках… Вот она, городская жизнь, как на ладони – знакомься, турист, гордись, луганчанин! Удивляют названия, промелькнувшие за окном: улица Советская, парк ВЛКСМ. Проплывает справа огромный супермаркет, горят в вечерних сумерках буквы «РОССИЯ», и никто их не стесняется, не прячет, не сносит, не заменяет… А еще далее взгляд упирается в угол на перекрестке: магазин «Союзпечать». Нет, определенно – машина времени!
Говорят, окружающая обстановка формирует характер человека. Если это так, то в узких и тесных улочках просто обречен расти и жить скромный, замкнутый и зажатый во всех отношениях человек. Луганску в этом плане повезло – в центре улицы и бульвары широкие и раздольные. Характер горожан такой же – широкий и приветливый. В Луганске версия подтверждается не единожды: первый же попавшийся таксист оказывается милейшим человеком: не найдя сдачи, подрывается со своего места, оставляет машину на случайных пассажиров, бежит в магазин разменять купюру… И продавцы в магазинах – они настолько приветливы, что в ответ на дежурное «заходите к нам ещё», вполне искренне обещаю: зайду обязательно! Когда-нибудь…
Звуки му…
«Звуки му» – это значит, музея и музыки одновременно. Потому что один из прекрасных Луганских музеев для меня навсегда останется таким – музыкальным, звучащим. Главный, наверное, в городе – в нарядном домике конца XVIII века литературный музей Владимира Ивановича Даля, великого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Первая улица в Луганске была названа улицей Даля, первый памятник ему поставлен именно здесь. Даль родился в Луганске, в семье врача, состоявшего при знаменитом, единственном тогда в России, литейном заводе. Собственно этот завод, где по передовой, здесь же и открытой технологии лили из чугуна пушки и ядра для Отечественной войны 1812 года, и был Луганском – рабочим поселком «Луганский завод» на реке Лугань. «Забил заряд я в пушку туго…» -- это луганским ядром собирался угостить «брата-мусью» герой Бородина…
Постепенно Луганский завод вырос в город. Сюда по велению императрицы был прислан отец Даля – датчанин по происхождению, знавший помимо медицины еще пять иностранных языков (причем русским он владел - как родным). Трогательная любовь к языку, как и ко всему русскому укладу, передалась и Владимиру Далю. Он учился на мичмана в Петербургском Морском корпусе, и на врача в Тартуском (тогда – г. Дерпт) университете. Во время русско-турецкой войны (на стенде – старинные медицинские инструменты, применявшиеся врачами в то время на полях сражений) оперировал раненных, а в мирное время был статским советником на государственной службе. И все это время (53 года!!!) собирал свой гигантский словарь. Двести тысяч слов – настоящая энциклопедия народного быта! Кстати, подобным образом собирал Даль еще и слова для малорусского словаря. Восемь тысяч слов систематизировал, но работу эту не окончил…
В музее бережно собраны не только реликвии и портреты, непосредственно касающиеся семьи Даля, но также и литературные экспонаты – прижизненные издания знаменитого Словаря, учебник биологии, который тоже составил Даль, а также любопытные литографии, выполненные известным русским художником и гравером А.П. Сапожниковым для доклада Даля о скопческой ереси. Таким специальным служебным расследованием этот многогранный человек занимался по долгу службы, как правая рука министра внутренних дел…
Но, наконец, о звуках музыки. Замечательное старинное фортепиано из красного дерева (карельская береза) и с матовыми клавишами слоновой кости и эбенового дерева стоит в розовом зале музея, посвященном встречам Даля с Пушкиным (как помним, именно на руках Даля скончался смертельно раненый на дуэли поэт)…
С самим инструментом связано несколько прекрасных эпизодов – в 1863 году его подарили Далю в день рождения друзья и коллеги из Общества любителей естествознания при Московском университете. И сам Владимир Иванович, и его дети играли на этом пианино, причем особенно отличалась музыкальными способностями дочь Ольга. Считается, что именно она в Нижнем Новгороде развлекала украинскими песнями Т.Г. Шевченко, который побывал у Далей, возвращаясь из своей ссылки в 1959 году и оставив в дневниках запись: «А ввечеру был у Далей. Одна из дочерей его села за фортепиано и принялась угощать меня малороссийскими песнями…»
Последний прекрасный эпизод – предложение экскурсовода сыграть на далевском пианино. Ах, как теплы его желтоватые клавиши - домашнего инструмента времен отмены крепостного права в России, с серебряными подсвечниками, деликатно встроенными в переднюю панель! Как тепло и душевно встречают здесь посетителей, как вдохновенно ведет экскурсию научный сотрудник музея Алла Коршик!..
Луганск тоже оч-чень литературный город. Именно здесь находится руководство Межрегионального писательского союза (МСП). Если представить эту важную организацию в виде пирамидки, то основание ее в Луганске, а площадь подошвы захватывает территорию нескольких стран, поскольку рядовые члены МСП – современные писатели представлены в семи странах мира. Вершина пирамидки – в Москве, где, как известно, сходятся все литературные пути. Там располагается Международное сообщество писательских союзов, в который входит МСП. Состоять в московском МСПС престижно – от бывших республик и стран соцлагеря туда входят более двух десятков писательских союзов из Беларуси, Киргизии и Таджикистана, Грузии, Прибалтики, Болгарии и Сербии. Главная идея МСПС чрезвычайно привлекательна и формулируется как «укрепление единства славянских народов». Вот и в Луганск, к слову сказать, город традиционно многонациональный, приезжал главный редактор газеты «Московский литератор» и журнала «Российский колокол», писатель Иван Голубничий. Самое интересное московский гость сказал, как это часто и бывает, когда телекамеры и диктофоны были выключены. К счастью, не у всех:
– Я увидел здесь людей неравнодушных. Могу сказать, что провел в этом городе полтора дня и нигде, пожалуй, так себя хорошо и легко не чувствовал, как в Луганске (а бывать мне приходилось во многих местах). Какая-то удивительная атмосфера в вашем городе! Я посетил музей Даля, выставку к 130-летию Ворошилова, -- все это производит колоссальное впечатление, поскольку я вижу: здесь каждый человек работает на своем месте (из тех, кого пришлось встретить), и каждый живет тем делом, которому отдает свою жизнь. А не просто зарабатывает на кусок хлеба, как часто бывает в Москве… К этому наверное привыкаешь, но это надо ценить…
Ну, как не подписаться под такими словами?
Придется побывать в Луганске – сами убедитесь!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.