"По былинам сего времени..."



Хазары, тюрки и славяне – Смешенье в бездне лет племён.
Здесь поле жизни, поле брани – И неразгаданный наш сон.

На бой за правду и свободу встаёт дружина, не боясь.
 И, кажется, по небосводу ведёт её в бессмертье князь.


Помните: «О, Русская земля, уже ты за холмом». Для Луганщины эта строка из легендарного «Слова о полку Игореве» является отражением повседневной реальности. Ведь именно здесь с древних времён происходили исторические события, в которых принимали участие киммерийцы и скифы, сарматы и печенеги, славяне и половцы. Здесь пролегал путь полка Игоря Святославича, который шёл на смертный бой с половцами. Здесь сегодня на одном из холмов высится памятник князю Игорю, как знак того, что история вечна, а благодарная память потомков незыблема.
Знать историю, помнить своих героев, любить родную землю – этому учат с детства, это – основа жизни. И культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», расположенный у подножия памятника, тоже создан с благородной целью – чтить память славных предков, не забывать о вечных ценностях – дружбе, чести, отваге. Памятник луганского скульптора Николая Можаева, открытый в 2003 году, стал подарком для всех жителей региона в связи с 65-летием Луганской области. В основу огромного многотонного монумента, который является своеобразной визитной карточкой Луганщины, положена идея сближения и сплочения славянских народов.
 ИЗ ИСТОРИИ СТАНИЦЫ-ЛУГАНСКОЙ
Во второй половине XVII века при впадении реки Лугань в Северский Донец донские казаки основали городок Луганский. Несколько позже появилось название: станица Луганская — по имени реки Лугань. Учитывая, что Луганский городок и Митякинскую станицу разделяет не более пяти километров, достоверным может быть утверждение, что он первоначально являлся одним из городков известного атамана Ивана Митяки.
Чередой сменялись эпохи, изменялся политический строй, но неизменной оставалась любовь местных жителей к родному краю, имеющему богатую историю, самобытную культуру и добрые традиции. Они нашли отражение в экспозиции единственного в Украине историко-этнографического музея донского казачества.
Казаки, по мнению историков Савельева и Гордеева, освоили донские земли в древние времена и генетически были связаны со скифскими народами Сак и Саха. Туранская часть этого народа более известна как Коссахи или Белые Сахи.
Археология обнаруживает на Дону поселения и погребения VII века, которые представляют собой смешанный тип славянского, аланского и туранского происхождения. Большая часть сохранившихся русских летописей также упоминает о народе, жившем на Дону, который именовался Косаги, а Никоноровская и Вологодско-Пермская летопись называет жителей Дона Козяги.
Казаки сражались в рядах войск Дмитрия Донского на Куликовском поле. Битва эта принесла победу славянскому оружию.
После часть казаков заняла лесостепь по реке Северский Донец и в 1518 году договорилась с московским князем Василием III о взаимной помощи в борьбе с татарами. С этого момента Северский Донец стал местом поселения казаков и промежуточным этапом их возвращения на Дон. Казаки, осевшие на Донце, зорко охраняли пути, по которым степняки шли на Русь. Ранней весной казачий стан выходил на охрану русских рубежей и твердо стоял до той поры, пока степь вновь не покрывалась глубоким снегом и не исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев.
Интересна гипотеза знаменитого путешественника из Норвегии Тура Хейердала, которая утверждает, что казачий народ, населявший когда-то низовья Дона, впоследствии разошелся практически по всему миру. А один из отрядов, во главе которого стоял атаман Один, поселился на землях нынешней Норвегии.
Войско Донское имело особую, традиционно казачью административно-территориальную систему. Станица Луганская входила в Донецкий округ. Округа, в свою очередь, делились на юрты. Юрт — это территориальное подразделение, во главе которого стояла крупная станица. Таковой была станица Луганская. Сегодня на территории Станично-Луганского района расположены два поселковых Совета и 16 сельских. Численность населения —52 тысячи человек, из которых трудоспособных более тридцати тысяч.
Район богат строительными материалами, есть месторождения нефти и природного газа, источники минеральных вод. Развита сеть автомобильных и железных дорог. Более пятнадцати процентов земель покрыто лесами. Но основным в структуре экономики является сельское хозяйство — в пользовании всех категорий хозяйств находится 124 тысячи гектаров земельных площадей, из которых 73 процента — пашни. Еще одной достопримечательностью района является рыбокомбинат, площадь которого превышает две тысячи гектаров.
В последнее время главной достопримечательностью края справедливо считается культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», в котором воплотилась благодарная память потомков и мужественному князю, и гениальному автору «Слова».
 КНЯЗЬ ИГОРЬ И ЕГО ПОХОД
23 апреля 1185 г. Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивльский, племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского дружинами ковуев во главе с Ольстином Алексичем, выступили в поход на половцев. У берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, воинов застигло солнечное затмение, считавшееся предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. Он сказал боярам своим и дружине: «Видите ли, что есть знамение се?» Они все посмотрели, опустили головы и сказали: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь сказал на это: «Братья и дружино! Тайны божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, - или на добро, или на наше зло, - а то же нам видити». Сказав так, Игорь переправился через Донец.
У Оскола Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего иным путем из Курска. От Оскола пошли дальше к реке Сальнице. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, «яко не наше есть время», то есть не время для похода. Но Игорь сказал: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то сором ны будеть пущей смерти, но како ны бог дасть». Согласившись на этом, воины не стали на ночлег, а ехали всю ночь.
На следующий день в обеденное время они встретили половецкие полки. Половцы отправили назад свои вежи (кочевые жилища на телегах), а сами выстроились на той стороне реки Сюурлия.
Войска Игоря построились в шесть полков. По обычаю того времени Игорь Святославич сказал князьям краткое ободряющее слово: «Братья, сего мы искале, а потягнемь». Дав залп из луков («пустивше по стреле»), половцы бежали. Передовые полки черниговских ковуев и Владимира Игоревича погнались за половцами. Игорь же и Всеволод шли медленно, сохраняя боевой порядок своих полков. Половцы пробежали через свои вежи. Русичи овладели ими и захватили полон (пленных). Часть войска гналась за половцами дальше и ночью вернулась назад с новым полоном.
На следующий день с рассветом неожиданно половецкие полки «ак борове» (подобно лесу) стали наступать на полки Игоря. Небольшое войско увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю». Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Его речь перед битвой напоминает речи Мономаха своею заботой о «черных людях»:
«Оже побегнемь, утечемь сами, а черныя люди оставим, то от бога ны будеть грех, сих выдавше, поидемь. Но или умремь, или живи будемь на единомь месте». Чтобы пробиваться к Донцу, не отставая друг от друга, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе.
Трое суток день и ночь пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен в правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою.
Первыми изнемогли от жажды кони. Много было раненых и мертвых. Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь; на рассвете утром в воскресенье черниговские ковуи дрогнули. Игорь поскакал к ковуям, чтобы остановить их. Он снял шлем, чтобы быть ими узнанными, но не смог их задержать. На обратном пути в расстоянии полета стрелы от своего полка он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска, и просил смерти у бога, чтобы не видеть его гибели. Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. За Игоря поручился сват его Кончак. Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек, а ковуев и того меньше. Прочие же потонули.
А когда минула сеча, то день, подталкивая вечер,
Стремился поскорей убраться,
Чтобы не видеть половецких плясок,
Тех, что вершились на костях славян
Под крики окаянных басурман.

О, бой тот роковой дружины новград-северской!
Земля с помятою травой стонала смертною тоской,
Моля за душ погибших упокой.
И ночь крылами тёмными, как стая воронья,
 Накрыла поле брани, боль и плач тая.

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь отказался пойти «неславным путем», но обстоятельства в конце концов вынудили его к бегству: сын тысяцкого и конюший, находившиеся вместе с Игорем в плену, сообщили ему, что возвращающиеся от Переяславля половцы намерены перебить всех пленных. Время для бегства было выбрано вечернее - при заходе солнца. Одиннадцать дней пробирался Игорь, убегая от погони. Приехав в Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд - в Чернигов и в Киев, - ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
За полками Ігоря у степ моя скорбна пам*ять проростає,
Сонце збагровіле і густе осідає в ніч за небокраєм.

Половці гойдаються в траві будяками синьо й чорноброво.
Та не їхній в пасти голові посеред оспіваного "Слова”.

Та не їхнім голосом звідтіль за Донець лебедиком летіти.
Комиші чадять, немов фітіль, по байраках вилягає вітер.

Як вовки, ошкірились віки. Виють так, аж чорна ніч холоне.
 Ігореві знищені полки до сих пір виходять із полону.

 Григорій Половинко

 ТАЙНЫ «СЛОВА»
Судьба «Слова» полна тайн. Большинство историков сходятся в том мнении, что автора поэмы установить невозможно, хотя и не теряют надежды. Луганский поэт и исследователь «Слова о полку Игоревом» Леонид СТРЕЛЬНИК утверждает, что, скорее всего, автором был сын Игоря Владимир, а историк ШАРЛЕМАНЬ приписал авторство самому Игорю.
Исследуя «Слово», ученые, естественно, задают вопрос: а где именно произошла битва? «На реце на Каяле у Дону Великаго», — отвечает автор «Слова». Ответ этот можно было бы считать вполне исчерпывающим, существуй и ныне река с таким именем. Но, увы! Как говорят, время стирает даже камни. Потому стоит ли удивляться, что за восемь веков с карты Истории оказались стертыми не только чуждые славянскому уху половецкие названия рек Суюрлы, Каялы и им подобные. Бесследно исчезли, растворились во времени и сами половцы. Сметенные с насиженных мест более поздними кочевыми ордами, они уже не вернулись в свои угодья. Края эти надолго опустели, превратились в безлюдное Дикое поле.
А когда спустя столетия сюда пришли новые хозяева, у многих рек и иных географических названий появились новые имена.
С момента открытия «Слова» исследователи где только не искали Каялу! Ею в разное время называли Кальмиус, Кагальник, Белую Калитву, приток Самары Гнилицу, Орель, Каменку, Мокрый Ял, Макатиху…
Некоторые ученые полагали даже, что Каяла — это метафорическое название реальной реки, название, смысл которого сводится к печали, скорби по поводу гибели воинов. Каяла, мол, поэтический образ. Но тюркское слово каjа означает «камень, валун». Название в сочетании с окончанием — лы означает каменистая. Как другая, упоминаемая в «Слове» река Сулы, в переводе на русский звучит как обильная водой, полноводная.
Кстати, каменистые реки, как правило, быстрые, бурные. А в тексте поэмы Каяла неизменно сопровождается эпитетом быстрая. Во времена рождения «Слова» современный Северский Донец величался Доном или Великим Доном. Ведь еще В.Татищев, известный историк XVIII века, предупреждал: «Сия ошибка, что русские Донец называли Доном, есть древняя». Кстати, в одной из своих работ академик Б.Рыбаков пришел к выводу, что «все события 1185 года происходили близ «Дона Великого», под которым мы должны подразумевать Северский Донец». А раз так, то Игорево войско никак не могло оказаться ни на Кальмиусе, ни у Славянска, ни тем более в районе Белой Калитвы.
На сегодняшний день существует более 15 его версий маршрута полков Игоря. Луганский историк Владимир ПОДОВ считает, что основная ошибка многих исследователей состояла в том, что они неправильно определяли границы половецкой степи, места основных кочевок и местоположение тюркских городов, упоминавшихся в русских летописях, – Шарукана, Балина и Сугрова.
Анализируя данные об удачном походе славянских полков на половцев в 1111 году, когда ими были взяты половецкие города, Владимир Подов пришел к выводу, что Шарукан, Сугров и Балин должны были находиться в верховьях рек Лугань и Белая. Этому есть косвенные подтверждения. На Белой сейчас стоит село Городище. Скорее всего, это далеко не случайный топоним.
Плюс ко всему, в этом районе есть железнорудные месторождения, где еще в 18 веке были обнаружены древние плавильные горны половецких времен.
Синіють терикони, як шоломи, за вибалками, геть у долині.
От-от, здається, крізь віків розломи постане військо з князем на чолі.

Той Ігор. І ті вершники, і стяги, де світить Спас обвітреним лицем.
Колись шукали славу і звитягу вони отут, над Сіверським Дінцем.

Ковил і пил. І сторожки тарпани. І крик дрофи. І вицвілий курай.
І стоптані копитами кургани, де Дике поле, Половецький край.

Лежать їх кості, ні не на погості, а в цій землі, в прогірклих полинах,
Де криком ворон оглашає простір – байдужий темно-сірий віщий птах.

Та дума їх, і слава їх, і пісня не зникли і у безвість не зійшли.
Бо хто ж ми є, ті, що отут опісля своїм життям так трудно проросли.

Нам, хрещеним і крицею, і громом, любити цей задимлений Донбас.
 А терикони, схожі на шоломи, минувщину нагадують щораз.

 Григорій Половинко


 "ЛУГАНЩИНА - ПЕСНЯ МОЯ..."

Прекрасна и самобытна равнина, идущая от долины Северского Донца. К югу открывается взору Донецкий кряж, а на крайнем севере в пределы Луганской области заходят отроги Среднерусской возвышенности...
Наиболее древним народом, жившим на территории края, были киммерийцы. С начала железного века здесь появляются скифы и сарматы, а в 9 - 13 веках - печенеги, торки, половцы. На территории области выявлены и исследованы половецкие курганные погребения, вблизи которых находились каменные изваяния (бабы). Сегодня с целью сохранения памятников половецкого искусства эти скульптуры переданы музеям и в лапидарий Луганского педагогического университета имени Тараса Шевченко.
Обнаруженное на территории Луганской области боевое древнерусское оружие (топоры и мечи) свидетельствует о сражениях между русскими воинами и половцами. По мнению ряда историков именно в этих местах развернулась битва князя Игоря с половцами, увековеченная в «Слове о полку Игореве».
Веков страницы – сквозь границы, курганы, степи, территории,
Кочевья, древние столицы… И всё – сквозь память и историю.

Тут вещий Олег проходил, и Игорь дружины водил.
 И здесь, на холме, у реки славянские гибли полки.


И ныне здесь князь – на любимом коне,
 Как Игоря слово – в родной стороне.

Позднее Луганский край познал татаро-монгольское нашествие. С середины ХV века донецкие степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Постоянные войны привели к тому, что эти земли стали называться Диким полем. Под этим названием подразумевалась огромная часть территории между Днепром и Доном, которая отделяла Киевскую Русь от Крымского ханства. Здесь проходила одна из дорог – татарских перелазов – кальмиусская. По ней крымские и ногайские татары осуществляли опустошительные набеги на славянские города. Но уже во второй половине ХVІ столетия в южных степях разворачивается пограничная, сторожевая и станичная служба. Сюда приходят донские и запорожские казаки, которые по местным рекам строят укрепленные сторожевые посты, зимовники. Через территорию области проходил «секретный шлях» из Запорожской Сечи на Дон и Кагарлык. Тут шёл и знаменитый казак Вергун, который имя получил в честь того, что поверг на землю татарского богатыря. Именно Вергун со своим другом Вырвидубом, очарованные тихой красой Лугани и окрестных лугов, поселились здесь, и с тех пор существуют посёлок Вергунка и Каменный Брод (ныне – районы Луганска). А почему брод, да ещё каменный? Во-первых, брод – место ловли рыбы, которой в прошлые века здесь было предостаточно, а во-вторых – это мелководье, удобное для перехода реки. Ну, а каменный – потому что рядом – горы из белого камня, мергеля, который добывали здесь задолго до официальной даты основания Луганска – 1795 года. А ещё – потому что дождевая вода несла камни с горы в реку, создавая естественную каменную отмель, брод…


Ушедшее в небытие «вчера», воскресшее «сегодня», здравствуй.
Загадки Клио, как игра ума. По прошлому, познанье, странствуй.
Страниц истлевшие века – свидетели событий и истоков.
Здесь ход истории нам высекал на память летописи строки.

Сокровища полузабытых лет, преданья героических времён
Свой дарят драгоценный свет тем, кто Богинею истории пленён.
Донские казаки селились по Северскому Донцу и его левым притокам Деркулу, Айдару, Боровой. Одна из драматичнейших страниц истории связана с тем, что они охотно принимали и использовали для работы в своих хозяйствах бежавших от помещиков крестьян. Помещики жаловались императору Петру І на эти незаконные действия. Сюда были посланы царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого с целью возвращения крепостных крестьян их владельцам. Но девизом донских казаков было: «Возврата с Дона нет». Конфликт достиг своего апогея в 1707 году.
Жители донских станиц и городков, а вместе с ними и беглые крепостные, объединившись в отряд под предводительством атамана Кондратия Булавина, решили выступить против царских войск. В ночь на 8 сентября 1707 года повстанцы на реке Айдар близ Шульгин-городка разбили их, а князя Долгорукого убили. Расправа последовала жестокая: Петр І, сконцентрировав свои войска, при помощи верхушки казаков Войска Донского разгромил повстанцев. По указу императора все казачьи городки, жители которых принимали участие в восстании, были разорены и сожжены.
Реки Дон и Донец – край степей и лесов, он богатый и дичью, и сытными землями. Сможешь – сосны руби, строить струги – изволь. И селись вдоль по берегу целыми семьями. Ну, а если охочий к горячей езде, заарканивай диких коней бечевою. А потом приучай их к докучной узде и с назойливой лихо рубись татарвою. Здесь невольнику – рай! Окунулся в реке – вечной волюшка будет. Коль прицепишь хатёнку к обрыву реки – называй Прицепиловкой людям на милость. А где хаты поставят втроём мужики, то уже Трёхизбенка на свет появилась…
Андрей Медведенко «Сказ о Булавинском бунте»
Только в 30-х годах ХVІІІ века началось повторное заселение этих земель. Оно велось за счет расширения границ Острогожского cлободского полка. После поражения украинских войск под предводительством Богдана Хмельницкого украинцы, спасаясь от религиозного, духовного гнета польской шляхты, вынуждены были бежать на южные окраины империи. Российские цари способствовали такому заселению пустующих земель. Так и образовалась новая территориальная единица – Слободская Украина. Она состояла из пяти слободских полков: Сумского, Харьковского, Охтырского, Острогожского, Изюмского. Западная и северо-западная части современной Луганской области входили в состав последних двух полков. В 1732 году из ряда здешних сел слободские казаки, служилые люди и крестьяне были переселены на территории, поселения которых стали жертвами разгрома булавинского восстания. С 1752 года в донецкие степи начался приток военных переселенцев православного вероисповедания, принявших подданство и присягу, в составе двух конных гусарских полков под командованием Родиона Депрерадовича и Ивана Шевича. Замысел заселения земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, офицерами православного вероисповедания – бывшими подданными Австрийской империи воплощала в жизнь императрица Елизавета Петровна. Она обратилась к царствовавшей тогда в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Депрерадовича, получила название Славяносербии. Районный центр Славяносербск и железнодорожная станция Депрерадовка есть в Луганской области и по сей день. В конце ХVIII века для создаваемого Черноморского флота требовались пушки, орудия, гранаты. Стране нужна была новая металлургическая база. Выбор такого места для организации чугунолитейного завода был поручен шотландскому специалисту Карлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, он предложил лить пушки из чугуна, а не из меди, а завод разместить у слияния рек Лугани и Ольховой. Так зародился город Луганск. Уже в 1800 году завод дал первую продукцию. Пушки и снаряды луганского производства были отменного качества. Впоследствии завод был перепрофилирован в патронный. Заводской поселок постепенно разрастался, и в 1882 году Луганск стал уездным городом.
Первой его улицей была Английская: здесь селились английские специалисты, приехавшие на строительство литейного завода. Тут же был построен дом директора завода Гаскойна.
На этой улице, кстати, в 1801 году в семье датского врача родился известный этнограф, писатель, автор знаменитого «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
Весной 1883 года в Луганске был избран первый председатель Городской думы – Николай Петрович Холодилин, а сама дума разместилась в одном из лучших зданий города на улице Казанской. В городе было несколько частных и две казённые гимназии, реальные училища, начальные школы. С развитием промышленности в Луганске появляется несколько банков. Крупнейшим был Азово-Донской банк на улице Казанской. Толчком к дальнейшему развитию города послужило открытие нескольких крупных промышленных предприятий, инвестированных иностранным капиталом. Так немецкий предприниматель Густав Гартман основал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Позднее оно было преобразовано в паровозостроительный завод, который в дальнейшем стал одним из лучших в мире. В середине XX века предприятие перешло на выпуск тепловозов, которых только в прошлом столетии было произведено более 45 тысяч секций. Поставлялись они в 15 стран мира. 
 ИСТОКИ НАЗВАНИЯ ЛУГАНСКА:
Из двух корней «луг-» и «ан-» второй часто означает «вода», «река» или «верховный бог», что не противоречиво, так как рекам, дарующим урожаи и жизнь, поклонялись как богам. А корень «луг» обозначает не только «залитый лес», этому корню соответствуют также прилагательные «золотой», «сияющий». Разработки месторождений золота в этих краях вели еще скифы. Лугань — это не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий бог». Луг-бог известен в мифологии различных народов. В мифологическом словаре говорится, что Луг был не только умелым воином, но и искусным во многих ремеслах. Словно в подтверждение этому, Луганск в своё время был награждён двумя орденами за боевые и трудовые заслуги.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 года Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Почему же именно этот поход возбудил к себе такое внимание автора «Слова о полку Игореве»? События, о которых говорит автор «Слова о полку Игореве», были действительно типичными для своего времени. Рассказывая о них, автор хотел показать основную опасность своего времени и сделать отсюда широкие обобщающие выводы.
 КИЕВСКАЯ РУСЬ В ТЕ ВРЕМЕНА
Главные феодальные усобицы XII в. были связаны с враждою наследников Мономаха и Олега Святославича (Гориславича). И те, и другие постоянно пользовались половецкою помощью в своих походах на соседние русские княжества, но особенно часто прибегали к помощи половцев именно черниговские Ольговичи, искавшие мира и союза с беспокойным населением смежных им степей.
И эта половецкая помощь, как и самостоятельные походы половцев, стала с конца XI века жестоким народным бедствием. Особенно усиливаются набеги половцев в 70-х годов, когда, по выражению летописца, начинается «рать без перерыва». Натиск половцев разбивается об ответные походы славян, однако после ряда поражений половцы объединяются под властью хана Кончака. Половецкие войска получают единую организацию и хорошее вооружение. В их армии появляются и катапульты, и баллисты, и «греческий огонь», и огромные, передвигавшиеся «на возу высоком» луки-самострелы, тетиву которых натягивали более пятидесяти человек. Разъединенная раздорами Киевская Русь лицом к лицу столкнулась с сильным и, главное, единым войском кочевников.

В степи открытой Придонцовья мы на вселенском сквозняке.
Далёких предков слышу зов я, и пыль клубится вдалеке.

Хазары, тюрки и славяне – Смешенье в бездне лет племён.
Здесь поле жизни, поле брани – И неразгаданный наш сон.

На бой за правду и свободу встаёт дружина, не боясь.
И, кажется, по небосводу ведёт её в бессмертье князь.

Когда Ярослав Мудрый почувствовал приближение смерти, то, по преданию собрал сыновей и сказал им слова, под которыми могли бы подписаться все, кому дорога Родина: "...аще... будете ненавистно живуще в распрях и которающеся, то погыбнете сами и погубите землю отец своих и дед своих, тоже налезоша трудом своим великым".
Спустя сорок три года Владимир Мономах созвал князей в Любече, где опять прозвучал тот же мотив: "Почто губим Рускую землю, сами на ся котору деюще? А половци землю нашу несут розно и ради суть, оже межю нами рати; да отселе имемся по едино сердце и блюдем Рускые земли!"
В Европе не было ни одного государства, которое бы не стремилось добиться союза или добрых отношений с Киевским великокняжеским двором. Императоры и короли стремились для этих целей породниться с киевским князем. Дочери и внучки Ярослава стали женами: одна - французского короля, другая - германского, а третья - византийского императора. Польша, Норвегия, Венгрия, Чехия находились также в родственных связях с киевским князем. Владимир Мономах по матери был связан с византийским императорским домом, а по жене - с английским королем.
Но уже в начале 12 века автору «Слова» было ясно, что Киевская Русь в опасности. Он и писать стал свой труд в значительной степени с тем, чтобы предостеречь, чтобы помочь тем, кто встал на защиту целостности государства.
 ЛУГАНСКИЕ ЛЕТОПИСЦЫ
Луганск, издавна славящийся своей промышленностью и наукой, а также национальной и языковой терпимостью, всегда был и остается, хоть и провинциальным, но центром культуры. Даль, Матусовский, Титов, Беспощадный, Пляцковский, Рыбас – все это история. Но и сегодня в Луганске живут замечательные поэты и прозаики, здесь расположен центр Межрегионального Союза писателей. А такие авторы, как Василий Голобородько, Валерий Полуйко, Геннадий Довнар, Владимир Гринчуков, Ким Иванцов, Николай Малахута известны далеко за пределами своей страны.
И среди многочисленных исследований гениального «Слова о полку Игореве» яркие страницы написаны луганчанами. Замечательный поэт Леонид Стрельник создал один из наиболее талантливых переводов «Слова» на украинский язык. Его коллега Григорий Половинко является автором ряда блистательных статей и поэтических реминисценций на эту тему. Иван Свитличный, Иван Савич, Николай Ночовный, Юрий Фесенко, Владимир Подов, Александр Галич – эти писатели и историки внесли значительный вклад в процесс познания, изучения и развития великого наследия славянской и мировой культуры – «Слова о полку Игореве».
Старовині віддавши шану, билину зв*яжем з нашим днем.
Тож не по замислу Бояна ми й нашу пісню розпочнем.
Боян же віщий перш ніж пісню збиравсь творить кому, то миссю
Враз перекочувавсь лісами, що клубочилися в імлі,
І сірим вовком – по землі, І сиз-орлом – під небесами,
Він пам*ятав часи ті перші, як поставав на брата брат,
І щоб між ними знов був лад, він, лиш на мить одну завмерши,
Аж десять соколів пускав на стадо лебедів. І – диво! –
Лунав не розпач лебединий, а пісня радісна й палка
І про старого Ярослава, І про хороброго Мстислава,
Я кий наш рідний край зберіг й Редедю власними руками
Перед казоськими полками у поєдинку переміг,
Й Роману із Тьмуторокані, який недавніми роками
За милу Русь в борні поліг. Не десять соколів пускав
Боян на лебедів, о ні, він віщі пальці покладав
На струни серця голосні. І рокотали струни грозно
Про тих до самозабуття, хто для слов*янської вітчизни
 Не шкодував свого життя.

 Леонід Стрельнік

Вже віщують лихо по дібровам птахи, вже вовки в яругах накликають жахи,
Вже скликає звірів дужий орлів крекіт та на білі кості, на кривавий бенкет.
А лисиці брешуть на щити червлені. Земле Руська - за горбом зеленим!
Довго меркне ніч. Вже світ-зоря край неба.
Поле вкрите млою. Солов*їний щебет затихає. Галки криком світ збудили.
Русичи все поле перегородили. Стали при знамені за щити червлені
 Здобувати в битві праву честь собі, а князю славу.

 Іван Світличний

И, наверное, символично, что перед зданием Универсальной научной библиотеки в Луганске стоит памятник автору «Слова о полку Игореве», выполненный известным скульптором Иваном Чумаком.
Вот, как рассуждает о великом произведении в своей статье «Князь Игорь в истории и в «Слове о полку Игореве» поэт, историк и драматург из Луганська Григорий Половинко:
Певно, немає на пам*яті людства іншого літературного твору такого невеликого обсягу, якому було б присвячено стільки дискусій, книг, статей, спеціальних наукових робіт – їх вже понад 3 тисячі! – а все одно у "Слові” і до сих пір заховано дуже багато таємниць... Це воістину велике диво словесного мистецтва, де змалювання поразки Ігоревих полків сприймається як переможний гімн – повний енергії, духовної могутності і життєствердження:
Яка сила! Яка могуть і яка поезія! Не забуваймо, що це далеке 12 століття. Глибоке середньовіччя... Хто ж міг бути автором "Слова”? Чи дізнаємося ми коли-небудь про це? Хтозна. Хоч безліч дослідників висувають безліч припущень. Тут і якийсь "Гретин”, і галицький премудрий книжник "Тимофій, і словутний співець Митуса, і безіменний внук віщого Бояна...
А письменник Володимир Чивиліхін в книзі "Пам*ять” доводив, що автор "Слова” назвав себе уже в самій назві твору. Ось як вона звучить повністю; "Слово о полку Ігореве, Ігоря, сина Святославьля, внука Ольгова”. Все логічно. В такому разі князь Ігор постає перед нами в зовсім іншій якості. Не лише воїн-оборонець Руської землі, а й як геніальний поет. Як не пишатися ним!
Дослідники майже в усьому довіряють історику 18 століття Василю Татищеву, який користався невідомими нам середньовічними рукописними манускриптами, що потім згоріли у вогні наполеонівського нашестя. І ми не знаємо з якого загиблого літопису взяв він виразну за визначенюсті характеристику Ігоря: "Сей муж свого ради постоянства любим был у всех. Он был муж твёрдый”.
То ж слава тобі, князю Ігоре, і в історії, і в "Слові”. Щодо місця битви, то, гадаю, річка, що згадується у "Слові” звалася не Сальниця, а Сольниця, і їх було у тих солоних краях принаймні кілька. Найімовірніше, що йдеться про сучасну річку Солону, неподалік якої є нині село Вище солоне... Звідси князь Ігор швидко рушив до половецьких веж, які знайшли розвідники, й менш як за добу, дійшов до них. Гадаю, що це було на річці Красній, десь у районі нинішньої Новокраснянки.
Тут і відбувся перший, щасливий для русичів бій. Про нього пише в своєму романі "Велесич” відомий київський письменник Василь Шевчук. "Спочатку йшла перестрілка через річку Сюурлій.
(Найімовірніше, що то її тюркська першоназва, а вже пізніше з*явилась і слов*янська – Красна, тобто Красива)... Потім молодші князі кинулися через річку й погналися за половцями, що відступили. Ігор та Всеволод повільно перейшли Сюурлій. Як сказано в Іпатіївському літописі: "Половці побігли до веж. Руські дійшли до веж і взяли полон; інші ж уночі приїхали до полків з полоном...” Тут, за Суюрлієм (Красною) і напали на полки руські об*єднані сили половців, які, до речі, давно вже знали, - ще як було затемнення, - про цей набіг...
План половців був досить хитрий: вони відтіснили русичів у безводне поле... Тут є таке – піски в трикутнику між Новокраснянкою, Варварівкою та кремінною.
І в цих пісках розстрілювали з луків весь день суботній Ігоревих воїнів. Вночі з суботи на неділю Ігор почав відступати з боєм. Перейшовши знову річку Сюурлій, десь біля сучасної Кремінної, він прямував у бік Ізюма. Але в неділю вранці половці його притисли до озера, де нині місто Красний Лиман... Тут і закінчилась трагедія Ігоревих полків”.
Отже, не випадково в Луганську споруджено пам*ятник автору "Слова о полку Ігоревім”, а неподалік від міста височить монумент самому князю. Бо ж славнозвісний Ігорів похід 1185 року має пряме відношення до Луганщини, яка пам*ятає и вшановує своїх предків”.

Поход князя Игоря против половцев изображали на своих полотнах не только великие живописцы прошлого, такие как Виктор Васнецов, Василий Перов, Владимир Фаворский, но и луганские художники Виктор Скубак, Сергей Бугорков, Владимир Панич.
Композитор Александр Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь», которую завершили два других выдающихся автора Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Это музыкальное произведение стало образцом героического эпоса в оперном искусстве. Ставился этот оперный спектакль и на сцене Луганского дворца культуры силами артистов областной филармонии и оперной студии.
Стоит вдоль дороги величественный памятник князю Игорю. Стоит, как напоминание о славных предках, о нашей истории, которая учит, что, только объединив усилия, в мире и дружбе, можно добиваться успехов на поле жизненном и ратном, в дни мира и тревог. Это актуально во все времена. И наше – не исключение.
Був шлях один – в безсмертя йти всім військом. Руссю. Поіменно.
Де впало небо на щити, де сонце встало на знаменах.

Ще не в крові, а ще в росі мечі важкі і списи вперті.
 Живі ще всі і смертні всі, а Русь одна лиш поза смертю.

 Микола Малахута

Авторы-составители:
 Сергей Мокроусов

 Владимир Спектор

 

Комментарии 2

kashpan
kashpan от 17 апреля 2011 11:50
Очень интересный познавательный материал, раздвигающий пространства и границы веков... Ярко показаны судьбоносные исторические события, происходящие на многострадальной и прекрасной земле Луганщины. Великолепен художественный уровень литературно-документального произведения! Спасибо!!!
Редактор от 17 апреля 2011 22:42
Спасибо, дорогой Павел Николаевич!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.