На неделю, с 20 по 27 апреля, Луганск стал театральной столицей Украины благодаря фестивалю «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева.
…Все-таки есть у нас, луганчан, кем гордиться, даже не говоря о Владимире Дале. Взять хотя бы Валерия Брумеля, по которому наш город все еще иногда опознают в Европе (мне довелось учиться в одной школе с ним). Или артиста Павла Луспекаева. Однажды после визита в Ленинград британский актер театра и кино Лоуренс Оливье так отозвался о нем: «В России, в БДТ, есть один актер — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно». 20 апреля Павлу Борисовичу исполнилось бы 85 лет, и память о нем наш город почтил достойно.
Луспекаев ушел из жизни в 42 года. Будучи на фронте добровольцем с 1943 года, серьезно подорвал здоровье. Раненую руку удалось спасти, чудом и недюжинным усилием воли. С ногами оказалось сложнее. Но пока, в 1944 году, Паша переезжает в Ворошиловград и поступает в труппу областного русского драматического театра. После чего – учеба в театральном училище им. Щепкина (где он заметно выделяется среди сокурсников), женитьба, переезды, роли в театре и кино. Окончательно в 1959 году семья перебралась в Ленинград, и Павел начал работу в Большом драматическом театре. Но уже в 1962 году дали знать о себе ноги, обмороженные в разведывательном рейде во время войны. Актеру сделали восемь операций, ампутировали палец за пальцем, пока в 1966 году, во время съемок фильма «Республика Шкид», не ампутировали стопу, затем – вторую. После этого Павла Луспекаева мучили сильнейшие боли, врачи кололи ему наркотики. Но наркоманом актер не стал. Собрав всю свою силу духа, решил избавиться от зависимости, для этого в ход шли любые средства, в том числе подсолнечные семечки, чтобы отвлечься…
Роль Верещагина в «Белом солнце пустыни» для Луспекаева – его «лебединая песня» и пик его мужества. Он уже ходил на костылях, но для роли ему сшили особые сапоги с упором внутри, чтобы он мог держаться на ногах, и чтобы хоть немного облегчить боль. Во время съемок рядом с ним была жена, она носила с собой складной стул, чтобы Павел мог отдыхать через 20 шагов. Тем не менее, когда наш земляк соглашался на эту роль, он поставил условие: никаких дублеров, драки и трюки – все сам… В результате роль, по сценарию второстепенная, стала одной из главных в фильме, а Александр Верещагин стал Павлом – благодаря таланту и мужеству актера, а также его умению импровизировать. По воспоминаниям, Павел Луспекаев настолько глубоко и самозабвенно сживался со своими героями, что часто отбрасывал авторский текст и играл на чистой импровизации, и в фильмах из его импровизаций родилось много незапланированных сцен.
Сколько ни читаешь отзывов о нем, все отмечают одно: это был сверх-выдающийся и даже гениальный актер, но судьба не позволила ему раскрыться в полную силу.
После «Белого солнца пустыни» к Луспекаеву пришла всенародная слава, правда, Государственную премию России он получил уже посмертно. Этот культовый фильм оказался предметом самого настоящего культа среди космонавтов: они не улетают, пока не посмотрят его 10-15 раз. И, конечно же, фильм полюбили таможенники. Кстати, год назад около здания Луганской таможни установили памятник Павлу Луспекаеву в образе Верещагина.
А в этом году в день открытия фестиваля, на здании академического областного русского драматического театра, в его честь была открыта мемориальная доска. Открывали ее народный артист России Георгий Штиль, друг и коллега Луспекаева, приехавший как почетный гость фестиваля на один день между спектаклями в БДТ, и народный артист Украины Павел Кленов. Павел Никитич сказал: «А почему бы нам не дать нашему русскому театру имя нашего прославленного Артиста с большой буквы – Павла Луспекаева? И звучит хорошо».
Как объяснила на пресс-конференции начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации Ирина Григорьева, дебаты по этому вопросу ведутся, но в один день эту тему не закрыть, надо пройти юридические процедуры. Но и «отторжения у власти эта тема не имеет».
В фестивале участвуют 13 театральных коллективов. Это практически все театры Луганщины: русский театр представил спектакль «Дядя Ваня», украинский – последнюю премьеру «Сорочинская ярмарка», театр кукол – «Оскар и Розовая Дама». Был заявлен коллектив из Минска, но не приехал вследствие болезни актеров. Вместо него Северодонецкий городской театр драмы привез премьеру, которую еще не играл у себя в городе: «Соло для слонов» по пьесе Ильфа и Петрова «Сильное чувство».
Участники из других городов Украины: «В ожидании Годо» Львовского академического театра им. Леся Курбаса, «Гроза» Донецкого академического ТЮЗа, «Холостяки и холостячки» Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра, «ЧМО» Харьковского «Театра 19», «Страсти по Торчалову» Николаевского академического художественного русского драматического театра, «Собачье сердце» Кировоградского академического областного театра кукол, «Ворон» Днепропетровского молодежного театра «Верим!», «Как это делается в Одессе» Харьковского театра сценической импровизации «Птах». Самый дальний путь проделали гости из Сургута. Их музыкально-драматический театр привез спектакль «Украденное счастье» по И. Франко.
Члены жюри – известные театральные критики и театроведы из разных городов Украины: Анна Липковская, Светлана Максименко, Эльвира Загурская, Татьяна Киктева. Председатель жюри - доктор искусствоведения Анатолий Баконурский.
Фактически, фестиваль уже является международным, хотя по статусу заявлен как «открытый». Чтобы назвать его международным, в нем должно участвовать не менее 5 стран. По словам организаторов, рождение фестиваля – это всегда некая загадка, некая интрига. У него все впереди: и статусы, и расширение. Это, безусловно, возможно, но пока это первый фестиваль, и нужно сделать все, чтобы в течение пяти лет показать его жизнеспособность, востребованность. Проводить его планируют раз в два года.
И, конечно, он должен иметь свое неповторимое лицо, ведь в Украине есть более 50 театральных фестивалей, которые свое лицо уже имеют. Главный «набросок» этого лица сделан: оно будет мужским. Идея рождена самой личностью Павла Луспекаева, его мужской статью, героизмом. Сегодня герой на сцене, настоящий мужчина-актер – это, к сожалению, дефицит, говорят организаторы фестиваля. Хороших актрис гораздо больше. Кроме того, в стране имеется два женских театральных фестиваля, а мужских – ни одного. Исходя из этого, определялись и номинации (всего их 10): практически все они - «мужские», а также будет специальный приз «Мужество».
Что касается призов, организаторы пока не объявляют, чем будут награждать номинантов, но утверждают: «Если бы наш театральный коллектив привез подобный приз домой, нам было бы приятно».
Вечером того же дня состоялось торжественное открытие фестиваля. Георгий Штиль подарил академическому областному русскому театру книгу о БДТ им. Товстоногова и диск с фотографиями Павла Луспекаева. Звучала песня «Ваше благородие, госпожа удача…», ставшая гимном фестивальной недели. И хочется надеяться, что имя, данное фестивалю, принесет ему удачу в будущем, тем более, прекрасное начало уже положено. Вспыхивали фейерверки, взлетали в воздух ленточки блестящего серпантина. Я забрала с собой те ленточки, что упали на меня, – на удачу…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.