Культурный человек – это ясный разум, высокие чувства и добрые поступки

Из архива "Своего варианта"

 Автору этой публикации довелось несколько вечеров кряду беседовать с человеком, которого хорошо знают не только на Луганщине, но и далеко за ее пределами. Собственно, это были скорее не беседы, а своеобразные монологи о культуре – безграничной Вселенной, вмещающей историю многих поколений разных народов. Вполне понятно, что некоторые темы были лишь названы. Возможно, какие-то изложенные тезисы могут показаться спорными, но от этого они не становятся менее интересными. Итак, вот что рассказал политик, хозяйственник, публицист, писатель, в прошлом – дважды народный депутат, затем председатель Госкомрезерва страны Николай Песоцкий (1956-2020)

***
Культура заканчивается там, где начинается политическая цензура
– В Украине имя Тараса Шевченко известно всем. А что, кроме имени, всем известно? Например, сколько произведений Кобзаря сможет назвать вам первый попавшийся прохожий? И многие ли знают, что до сих пор в нашей стране так и не увидело свет полное общедоступное собрание сочинений «самого украинского из всех поэтов»? Его издавали избранно и при царизме, и в советские времена. Так издают и ныне, в эпоху «нового капитализма». Спросите, почему? А он был попросту неудобен любой власти. Наверное, именно потому, что всегда оставался, прежде всего, Поэтом.
В царские времена Шевченко не поддерживал существовавший тогда государственный строй. Этого было достаточно, чтобы стать «врагом монархии». В советские времена предпочитали выставлять напоказ лишь его «революционные» произведения. Сегодня издателей гипотетического полного собрания сочинений Кобзаря обязательно обвинили бы в том, что они разделяют «антипольские», «антисемитские» и «антирусские» взгляды великого поэта. Но дело-то в том, что не был Тарас Григорьевич ни антисемитом, ни антиполяком, ни русофобом. Да, я не отрицаю, что неуважительные слова и реплики в отношении представителей этих народов можно встретить в его произведениях. А все ли эти самые представители были ангелами?! Поляки в те годы нередко доводили украинцев до унизительного, рабского состояния, уничтожали их традиции, их веру. За что украинцам было любить своих притеснителей? Русские монархи вообще отрицали само существования украинской нации, украинского языка, украинской культуры. Разве за это должен был им петь оды Шевченко? Что касается «антисемитизма»… Местные паны, русские вельможи, польские шляхтичи зачастую не умели, да и просто не хотели управлять своими поместьями. Жизнь вели праздную, за балами да развлечениями некогда им было заниматься делами. В качестве управляющих часто нанимали предприимчивых евреев, а те уже по одному своему служебному (а не национальному) статусу никак не могли быть альтруистами. Говоря проще, драли они с украинцев-крестьян по три шкуры, чтобы и интерес хозяина-благодетеля соблюсти, и себя не обидеть. Выступить против подобного незавидного положения собственного народа – это что, антисемитизм?
Вообще, если каждый правитель станет по-своему редактировать Кобзаря, о его настоящем творчестве правды мы никогда не узнаем.
Не так давно я обращался к руководству Луганского национального университета имени Тараса Шевченко с предложением подготовить издание полного собрания сочинений выдающегося украинского патриота и гражданина. При этом высказал свое особое мнение: все произведения должны быть изданы на языке оригинала, ведь писал Шевченко как на украинском, так и на русском языках. Очень надеюсь, что этот проект будет в Украине осуществлен.
А что мешает отдельно издать альбом живописи и графики поэта? Хорошо, конечно, что эти работы представлены в его столичном Национальном музее, но ведь общедоступное издание произведений Шевченко-художника крайне необходимо.
Очень часто чиновники высокого ранга объясняют свое бездействие, равное невежеству, «отсутствием финансирования». Но вот у какого-нибудь рядового министра хватает средств, чтобы купить своей жене модную сумочку за 20 тысяч евро, а желания добиться финансирования шевченковских проектов у него нет.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с просьбами о пособиях и «государственном финансировании своей творческой деятельности» к царю не обращался. Он оценивал и описывал тогдашнюю действительность как писатель-сатирик. А Николай I в повести Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело» усмотрел «стремление к распространению революционных идей» и в 1848 году сослал автора в Вятку, где тот и провел следующие 8 лет. В Петербург Салтыков-Щедрин вернулся лишь в 1855-м, после смерти царя.
Обратимся к временам не столь отдаленным. В ночь с 3 на 4 сентября 1985 года в карцере одного из пермских лагерей умер великий украинец, поэт мирового уровня Василь Стус. Политическая система убила его за то, что он был «слишком» украинским поэтом. Убила тогда, когда по всей стране вовсю трещали сладенькие горбачевские лозунги: «Демократия! Гласность! Перестройка!». Что, для спасения Василя Стуса было необходимо «дополнительное финансирование»? Нет, для этого нужен был президентский указ в одну строчку. Такой указ не появился. Вместо него появилась еще одна украинская могила в «краю далеком».
Упомяну здесь и сравнительно «свежего» министра культуры – помаранчевую Оксану Билозир. Она видела свои непосредственные обязанности в том, чтобы чуть ли не каждый день инициировать уголовные дела в отношении самых известных деятелей украинской культуры. Билозир, которой впору было работать в НКВД, иначе, чем министром-культуристом, вообще никто не называл. При этом (парадокс!) она носила звание народной (?) артистки Украины.
Виктор Ющенко любит повторять, что при нем в Украине исчезла цензура. Это неправда. Цензура есть, и цензура жесточайшая. Осмелились не согласиться с властями? Рискуете стать фигурантом надуманного уголовного дела. Нет денег? Можете даже не мечтать о выступлении на телевидении. Примеры можно продолжать. А вот у богатых свобода слова есть. Они ее попросту покупают.
Не будем обманывать сами себя. Культура заканчивается не там, где истощается финансирование, а там, где начинается политическая цензура. Она из нашей жизни не ушла. И, судя по всему, уйдет еще не скоро.
Если и музыка нас оставит…
– Музыкой стали называть то, что звучит с подмостков нынешней эстрады. То есть, откровенную попсу. Самое печальное, что выросшие на этой попсе современные 15-летние подростки уверены: то, что они слушают, это и есть музыка. А на самом деле музыка, прежде всего, это Вагнер, Шуман, Штраус, Чайковский…
Нет, я вовсе не против того, что кто-то слушает «Лесоповал». И я его слушаю. Как известно, в самые трагичные годы нашей истории половина страны сидела в лагерях, а вторая половина охраняла сидящих. И сидели, в основном, не самые худшие из наших соотечественников, не так ли? А их мир, их судьбы, их убеждения и переживания можно познать и через «зековские» песни. Вспомните, например, рвущие душу «тюремные» произведения Владимира Высоцкого.
Считаю, что история познаётся и через такие песни, и через такую музыку тоже. Но я сейчас об ином. О том, что музыкальную, песенную культуру никто не воспитывает. Любовь к настоящей музыке целенаправленно не прививается, хороший вкус не формируется.
Поставьте на улице два лотка и продавайте аудиозаписи: с одного – концертов Анатолия Соловьяненко, с другого – песенок в исполнении какого-нибудь Потапа. К вечеру увидите: Соловьяненко по собранной выручке «проиграл». Это не случайность, а тенденция, вот что самое страшное.
Да, в любое время существовала так называемая поп-культура. Наверное, она не исчезнет никогда. Нынешняя проблема в ином: попса стала агрессивнее, она не сосуществует с настоящей культурой, не идет параллельным с ней путем, а подавляет ее и собой заменяет. Она – превалирует. И я не вижу в Украине той организации (хотя бы и в лице Министерства культуры), того движения, той творческой ассоциации, которые бы целенаправленно пытались устранить этот дисбаланс.
Не ручаюсь за цитату, но Гоголь как-то сказал: если и музыка нас оставит, что будет тогда с миром нашим? К большому сожалению, музыка наш мир постепенно оставляет. Во всяком случае, настоящей музыке становится неуютно в украинском современном обществе. Не думаю, что это преувеличение, ведь многочисленные попсовики чувствуют себя намного благополучнее и вольготнее, чем исполнители классики и просто хорошей современной или народной музыки и песни.
 Из всех искусств для нас важнейшим является кино…
– Как утверждал первый советский нарком просвещения Анатолий Луначарский, эту фразу в беседе с ним как-то произнес Владимир Ленин. С ленинской формулой можно спорить, а можно и не спорить. А вот само кино споров, конечно, вызывает немало.
Разумеется, кино, да ещё на телеэкране – это самое доступное и самое популярное из всех искусств. Кино и мне интересно. В принципе. Но далеко не все фильмы. Что касается отечественного кинематографа, то, скажем, «Война и мир» советского, бондарчуковского производства остаётся, думаю, непревзойдённым фильмом. Американская версия куда хуже. Ну не смогли американские актёры и режиссеры полностью и верно постичь русскую душу! Кстати, итальянцы и французы (сценаристы, режиссёры, актёры), по-моему, ближе к пониманию русского характера. Вообще же американцы выпускают многие сотни фильмов, а достойных внимания среди этой бездны – не так уж много. Как мне кажется, к хорошим относится, например, лента «Однажды в Америке».
Лучшие в мире кинокомедии, по-моему, это советские, российские. Из комедий отечественной киноклассики благодарные зрители чуть ли не все реплики давно растащили на пословицы, анекдоты и поговорки. Среди американских и французских комедий, правда, тоже есть неплохие.
Самым талантливым из современных российских киноактёров считаю Евгения Миронова. Неудачных ролей у него нет. Каждый фильм с Евгением Мироновым – это большой творческий успех. Но это, конечно, субъективные оценки, ведь современное кино многогранно, а оттого – и очень дискуссионно.
Есть и объективные показатели. В Украине на телеэкранах и в кинотеатрах кино много, а кинопроизводство – умирает. Киевская киностудия имени Довженко работает на один процент своих возможностей. В декабре 2009 года Фонд государственного имущества Украины огласил решение: выставить на продажу принадлежащий государству контрольный пакет акций ЗАО «Одесская киностудия». На большее потенциально способна Ялтинская (кстати, первые кинематографисты появились в Ялте еще в 1908 году, а уже через три года Ханжонков снял здесь свою знаменитую «Оборону Севастополя» о Крымской войне).
Можно не иметь своего автомобилестроения и ездить на импортных машинах. Но в искусстве, в том числе и в киноискусстве, нельзя жить лишь потреблением. Это гибельный путь. Обязательно необходимо производство, продуцирование, собственное национальное творчество, развитие. Без этого украинское кино не состоится, как бы активно наши актёры, режиссёры, сценаристы не обслуживали зарубежную киноиндустрию.
Народное искусство и искусство для народа
– Возможно, со мной не согласятся профильные специалисты или исследователи, но я считаю, что «народное искусство» и «искусство для народа» – это не синонимичные понятия.
Мир помнит, как к власти пришел Гитлер. Вместе с нацистской идеологией в Германии стали утверждать «искусство для народа». Созданную в 1933 году Имперскую палату культуры возглавил министр пропаганды и народного просвещения Пауль Йозеф Геббельс. Было объявлено, что народу нужна только та культура, которая полностью подчиняется интересам национал-социализма. И никакая иная. Надо ли пояснять, что в данном случае «искусство для народа» в понимании нацистов не было «народным искусством».
Народу могут попытаться навязать все, что угодно. И это делали (и делают) вожди различного идеологического пошиба. Мне бы хотелось сейчас сказать именно о народном искусстве, которое прожило столетия и обогащалось талантом человеческим, а не сомнительными, а то и преступными идеологическими циркулярами.
Совсем недавно в нашей стране массовое искусство было совершенно уникальным явлением. В каждом городе, селе, в каждом посёлке – свой Дворец или Дом культуры, а то и два-три. Вот, например, моя малая родина – село Ящиково. На 10 тысяч человек населения было два Дворца культуры, в каждом из которых действовало по пять различных творческих коллективов, да ещё и детские. Хватало и библиотек, и спортивных секций. И почти всё это было бесплатным. В моём 26-м луганском ПТУ успешно работало до 20 творческих коллективов! Народное творчество, художественная самодеятельность – это великое дело. Это развивает скрытые таланты. Это – альтернатива пьянству, наркомании, преступности.
Можно ли говорить именно о таком народном искусстве сегодня? К сожалению, массовое творчество, созидание почти полностью вытеснено бездумным потреблением. Мы всё чаще обращаемся к Западу. Да и в этом не было бы особой беды, если бы мы перенимали его лучшие, а не худшие традиции. Увы!
Можно ли было сохранить национальное самоуважение и уберечь от уничтожения все то хорошее, что мы имели в своей собственной культуре? Конечно. И не только можно, но и необходимо было это сделать. Вспомним, что в период, который мы теперь называем советским, многие народы обрели алфавит и письменность, приобщились к современным научным ценностям. Даже наши недруги, не говоря уже о друзьях, и сейчас порой с завистью и ревностью отмечают, на каком высоком уровне находились в былые годы образование и медицина в нашей огромной стране.
Убежден: оценивая прошлое, не надо смешивать сталинские звериные репрессии с теми достижениями, от которых ни в коем случае нельзя было отказываться. Если бы мы поняли это раньше, то, возможно, не наблюдали бы нынешнюю картину массового оглупления людей. Ведь никто не будет спорить с тем, что ухудшается качество подготовки специалистов, в вузы всё чаще принимают не столько одарённых, сколько богатеньких абитуриентов. Положительные оценки, университетские и кандидатские дипломы всё чаще не зарабатываются честной учёбой и упорным трудом, а просто-напросто покупаются. Некоторые деятели умудряются получить свидетельства о высшем образовании, не прочитав в своей жизни ни одной книги! Заняв «хлебные» места, они с трудом могут одолеть даже несложный коротенький текст на родном языке. Разве это не горькая правда?
Меня могут сколько угодно убеждать в том, что высокопоставленные чиновники пекутся о культуре, об «искусстве для народа», но ведь я понимаю: они предлагают лишь суррогат. А нам нужно народное искусство. В этом – принципиальное отличие.
 Сплавы всегда прочнее
– Специалисты говорят, что самые ценные цветные металлы лучше применять в виде сплавов. Тогда они становятся прочнее и приобретают новые замечательные свойства. Не знаю, посчитаете ли вы вполне корректным такое сравнение, но мне кажется, что это касается и культуры. То есть, «сплава» культур.
В своё время я служил в рядах Советской Армии в России, под Москвой. И, знаете, в те далёкие годы всегда скучал по Украине, по украинским песням, по украинским книгам.
Сегодня я стараюсь обязательно найти время для чтения. Среди авторов – Тарас Шевченко, Марко Вовчок, Панас Мирный, Михайло Коцюбинский, Леся Украинка. Поэзия украинская увлекает особо. Ее я назвал бы страдальческой и печальной.
Не могу представить нашу культуру и без Горького, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Толстого, Чехова… Я считаю, что это наша общая, отечественная литература. Переубедить меня в этом не сможет никто. Это и есть тот «сплав» культур, без которого невозможно представить общемировую сокровищницу искусства. Если мы будем сейчас разбираться, кто писатель и поэт русский или украинский, а кто еврейский, потеряем главное – ощущение причастности в великой мировой культуре. Вспомним, например, замечательных русских поэтов еврейского происхождения, лауреатов Нобелевской премии Иосифа Бродского и Бориса Пастернака, писателей Натана Рыбака, поэта Леонида Первомайского, творивших на украинском языке, драматурга Григория Плоткина. А создатели замечательных песен Фрадкин, Френкель, Дунаевский, Шаферан! А наш знаменитый земляк, талантливый поэт-песенник Михаил Матусовский, а непревзойденный певец Леонид Утесов!
Вообще, мне чужды рассуждения и высказывания о «достоинствах» и «недостатках» того или иного народа – всё это от лукавого! Моё мнение незыблемо: вне зависимости от этнического происхождения главное в человеке – его культура.
А сколько великолепных произведений написано зарубежными авторами! Классикой считаю роман Теодора Драйзера «Американская трагедия», а также его же трилогию «Финансист», «Титан», «Стоик». Культурный человек просто обязан прочитать эти вещи. Я считаю, что именно чтение книг – украинских, русских, «импортных» – сделало из меня человека.
Люблю украинские песни – рельефные и мелодичные. Когда-то и сам пел в хоре (это было давным-давно, ещё в годы моей учёбы в ПТУ). Люблю и украинскую музыку.
Всегда был также убежден, что не обязательно ехать за тысячи верст, чтобы отыскать лучшие образцы искусства. На Луганщине живу практически всю свою жизнь и считаю, что край наш богат талантами. Упомяну своих любимых артистов из Русского академического театра Павла Клёнова, Анатолия Ревеку (светлая им память), Дмитрия Витченко, Валерия Музыку, Полину Шкуратову, Евгения Кравцова... А наш прославленный Украинский академический театр или Академический симфонический оркестр филармонии, которому аплодировали благодарные слушатели Западной Европы…
Не обязательно жить в Москве, Лондоне или Париже, чтобы достичь вершин в искусстве. Высокое творчество не знает границ, а великое рождается не только в столицах. И в этом тоже – единый культурный «сплав». Наш земляк, выдающийся поэт Василь Голобородько до переезда в Луганск полвека прожил в селе Андрианополь Перевальского района. Там и обрел мировую славу: еще в 1983 году в Югославии была издана Антология мировой поэзии под названием «От Рабиндраната Тагора до Василя Голобородько».
Культура многогранна, как сама жизнь
– Что такое культура? Определений – множество. Одно из самых удачных и лаконичных, считаю, принадлежит Эдуарду Эррио – французскому писателю, политическому и общественному деятелю, главе правительства Третьей французской республики: «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто». А если конкретизировать…
Несомненно, культура – это все известные виды искусства.
Но наша культура – это и традиционное каноническое православие, давшее в свое время мощный толчок развитию литературы, живописи и архитектуры.
Наша культура – это славянская письменность и богатые славянские языки – украинский и русский.
Есть историческая культура. Или, если хотите, культура исторической памяти. Я уверен, что и эту культуру надо воспитывать, бережно взращивать. «Разрушить до основанья» – это не метод. Обществу нужна историческая правда. Именно правда, а не легенда. Мне кажется, например, что не следовало рушить памятники предыдущих лет. Понятно, что от сталинской эпохи мир давно открестился, коммунистические идеалы тоже находят все меньше приверженцев. Но ведь символы тех времен могут (и должны!) напоминать о прошлом. Именно поэтому я бы оставил все памятники на тех местах, где они были первоначально установлены. Я говорю это не потому, что мне близок образ Сталина или Кагановича. Мой дед, Пётр Николаевич Песоцкий, был дважды репрессирован и в итоге расстрелян в 38-м. И дважды реабилитирован: в 1962-м и в 1993-м. Так что у нашей семьи со Сталиным и сталинизмом свои счёты. Но памятники – монументы, статуи, мемориалы, строения – это наша история, хоть красивая, хоть уродливая. А история, как известно, не прощает пренебрежительного к ней отношения.
Нам нужна высокая политическая культура. Сейчас о ней даже многие так называемые ведущие политики не имеют никакого представления и пользуются «проверенными» методами интриг, подлого шантажа и грязных провокаций, известными еще со времен древнего Вавилона или Византийской империи.
Культура – это и благотворительность, меценатство, готовность богатых поддержать малоимущих и сделать как можно больше для своей страны, своего народа. Исторические образцы для подражания есть: Богдан и Варвара Ханенко, семьи Терещенко и Бродских.
Очень часто мы забываем, что существует еще и культура производства. Погоня за прибылью привела к тому, что и в этом мы переживаем упадок: на первое место выходят вал и подделка, а не качество. В народе это называется просто – халтура. Согласитесь, далекое от культуры понятие.
Есть и культура потребления. Вернее, очень часто ее нет. Вот только один аспект. Не знаю, все ли со мной согласятся, но я считаю, например, что национальная кухня – это неотъемлемая часть культуры любого народа. Мы можем этой культурой заслуженно гордиться. А что видим ежедневно? Многочисленные макдональдсы преподносят в качестве гастрономических эталонов примитивные бутерброды и со страниц рекламы кричат: кулинарные шедевры всех времен и народов – двойные гамбургеры и чизбургеры. Я не хочу обидеть американцев, но, простите, в нашей кухне только одних видов вареников, колбас и пирожков больше, чем в США фаст-фудов. Так давайте же будем хоть немного себя уважать!
Наверное, каждая из названных тем (а многие здесь даже не названы) заслуживает отдельного серьезного исследования или дискуссии, ведь культура многогранна, как сама жизнь. А человек – и творец культуры, и, одновременно, ее производное. Так давайте примем за правило, что культурный человек – это ясный разум, высокие чувства и добрые поступки. Тогда будем иметь и свою собственную большую культуру, достойную уважения и подражания.

Записал Григорий Ладыженский
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.