ДАЛ СЛОВО, ДЕРЖИ ЕГО

ПРЕМЬЕРА

ДАЛ СЛОВО – ДЕРЖИ ЕГО!


У КОЗАЦЬКІЙ СЛОБОДІ, БІЛЯ ЧИГИРИНУ…
.
В Луганском академическом украинском музыкально- драматическом театре «новая – старая» постановка – драма Тараса Шевченко «Назар Стодоля», написанная им в 1843- 1844 г.г. Ну, а в нашем театре пьеса эта появилась на сцене в третий раз(в 1951 году постановку осуществил заслуженный артист Украинской ССР Родион Ефименко, в 1991 году – Леонид Садовский). В этом году новый выход пьесы на сцену приурочен к 200-летию со дня рождения Кобзаря(режиссёр – постановщик Анатолий Москаленко, приглашённый из Киева).
Сюжет пьесы довольно прост - негативный образ богатого козацкого старшины Хомы Кичатого, идущего на ложь и различные ухищрения, дабы отдать замуж свою дочь Галю(арт. Екатерина Олейникова- такая себе красоточка в чисто украинском духе- черноокая, приодетая, стройная и симпатичная) за чигиринского полковника. Его словами так и говорит исполнитель роли – заслуженный артист Украины Евгений Тодоракин: «Женись не на чорних бровах, не на карих очах, а на хуторах i млинах, так i будеш чоловiком, а не дурнем"(роль эту исполняет Е.Тодоракин ярко и отчётливо). Воспринимая свою дочь как источник обогащения, сотник нарушает своё слово, данное перед смертью жены – отдать Галю за суженого – Назара Стодолю(заслуженный артист Украины Александр Редя- ещё тот красавец, с традиционно добротным исполнением роли, прекрасно фехтующий в дуэли с Е.Тодоракиным), обращается к угрозам, лжи, силе, только –бы выдать её за старого полковника. На любовь он смотрит как на что – то несерьёзное, брехню считает обычным явлением, основная цель жизни – деньги, богатство. Чтобы достичь этого, не гнушается никаких способов, превращаясь из отца Гали в её жестокого врага, можно сказать – палача. Такая же лживая и коварная ключница его – Стеха(арт. Наталья Гнутова, подвижная, броская, запоминающаяся во всех сыгранных эпизодах), становится пособницей Кичатого, «подставляя» влюблённых Назара и Галю.
Интерес у зрителя вызывается сразу же, по открытии занавеса- интересные декорации- снежные сугробы, ведь основное действие происходит в канун Рождества, в рождественскую вечер. А вот и движение идёт- так то же колядники с песнями (хормейстер- Ирина Юсупова), танцами(балетмейстер – Ольга Тарасенко). Зритель сразу же окунается в эту чисто украинскую старину- обряды, шикарные костюмы у всех действующих лиц(сценография и костюмы – Ирина Лубская), и…стремительное развитие сюжета…А вот и интрига завязывается - со священником договорились, сватов подкупили ... Галя уверена, что к ней сватается ее любимый Назар и связывает сватам полотенца. Следует остановиться на исполнителях ролей сватов- безусловно усиливают впечатление своей работой заслуженные артисты Украины Иван Шербул и Александр Гончаров. Живописная фигура и Николай Кривошея в роли Лирныка(традиции, старина, почтение старших…). А дальше - вдруг появляются с колядниками Назар и его товарищ Игнат Карий(хорош в этой роди Андрей Согоконь- прекрасно поставленный голос, активен и всегда – на первом плане) ... Дальнейшие события полны сильных страстей, отчаянных поступков, в которых тесно переплетены невероятная сила любви и высокое чувство рыцарского кодекса чести.
То есть, драма «Назар Стодоля» наглядно переносит зрителя в Украину XVII столетия. В отношении героев к традициям, моральным обязанностям, своей моральной обязанности перед народом, его будущим, раскрываются характеры персонажей. Положительные герои драмы не мыслят будущего без свободы, в которой они усматривают высшее проявление счастья, поэтому корысть и эгоизм расчётов Фомы Кичатого, полковника, Стехи они воспринимают как измену интересов своего народа и его традиций. Что и показано на сцене театра убедительно и ярко.
Одним словом, - настоящие свобода и счастье никогда не даются легко, а приобретаются в трудных испытаниях, преодолеть которые могут лишь сильные люди. И историческое прошлое нашего народа подчёркивает это чётко и вразумительно. И, во – многом, в них можно найти ответы на острые проблемы современности!- Дух, героика, достоинство, личность, честность.. «Люди добрые,- обращается Назар к людям, убедившись в лицемерии Фомы,- когда вы не оглохли, так послушайте. Он меня называл своим сыном, а я его своим отцом, и он сие слышал тогда, а сегодня оглох. Где же его правда? Честный ли он мужчина? Правдивый ли?».
И мы снова убеждаемся, что настоящие свобода и счастье никогда не даются легко, а приобретаются в трудных испытаниях, преодолеть которые могут лишь сильные люди.
Так будем же сильными!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ и Конгресса литераторов Украины





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.