О службе морской, о дружбе мужской
Рецензия
Так назвал свою «историческую хронику» Валерий Платонович Лиенко, - личность незаурядная, бывший работник Луганского обкома Компартии Украины, ныне – заслуженный пенсионер. Который увлечён воссозданием исторических событий, многие из которых мало известны, «пропуская», что называется, их через себя, своё сердце. Даёт он и оценку ряду событий дня сегодняшнего, давая им свою личную оценку с точки зрения луганчанина, наблюдавшего за всеми перипетиями нынешнего разрушительного конфликта.
В предлагаемом исследовании Лиенко В.П. «О службе морской, о дружбе мужской» описана одна, как говорится, веха его жизни – флотской, совпавшей с малоизвестной историей создания ядерного полигона на Крайнем Севере и первых испытания мощнейшего оружия. Свидетелем и участником этих событий и стал Лиенко В.П.
Итак, «Москва, Кремль. Н.С.Хрущёву. Испытание на Новой Земле прошло успешно. Безопасность испытателей и близлежащего населения обеспечена. Полигон и все участники испытаний выполнили задание Родины. Возвращаемся на съезд. Москаленко, Словский, 30 октября 1961 года № 09.40. Телеграмма была передана сразу после нашего возвращения на КП в Белушье. В этой телеграмме после подписей я добавил о времени их вылета с Новой Земли на самолёте «ИЛ-14». Г.Кудрявцев.
В.Лиенко как раз проходил службу в бытность командиром гарнизона на Новой Земле генерал-лейтенантом Кудрявцевым. Москаленко- главком ракетных войск СССР, маршал, Славский – министр среднего машиностроения(которое и создавало ядерные устройства).
30 октября 2015 года исполняется 54 года со дня испытания «супербомбы», о чём и вспоминает Лиенко В.П. «с высоты прожитых лет и возможности открыть те страницы, которые были долгое время закрыты сверхсекретной государственной секретностью».
«Страна, пережившая страшную войну, потерявшая 20 миллионов своих граждан, добившаяся Победы в самой страшной войне, обязана была заботиться о том, чтобы будущие поколения были надёжно защищены. А это тогда означало, что нужно было создать мощную армию и оснастить её самым современным вооружением. ….Самое главное на то время было создание мощного, нового оружия, над которым работали учёные Германии, США и СССР – ядерного оружия».
Далее автор приводит некоторые данные поражающих факторов атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. «Поэтому страна прилагала максимум усилий по оснащению армии современным вооружением…Над этим работали наши учёные, нужно было определить место для испытания нового оружия…Понятно, что такое место должно быть где-то «на краю света».
Лиенко В.П. продолжает далее: «Поиском места для полигона в Арктике занималась специальная комиссия. В её состав вошли крупные учёные, конструкторы, инженеры, видные военачальники. Комиссию возглавлял контр-адмирал Н.Сергеев – опытный моряк. По существу, он и был «крёстным отцом» Новоземельского полигона. … «После тщательных исследований и проработок всевозможных вариантов комиссия остановила свой выбор на островах архипелага Новая Земля, где имелись все условия для проведения подводных, воздушных и подземных ядерных взрывов и которые были весьма удалены от населённых пунктов на материковом побережье».
Валерий Платонович пишет: «Вспоминая службу на Новой Земле, суровый климат, где двенадцать месяцев в году зима, остальное – лето, перед глазами встают снежные заносы, которые до крыши заметают двухэтажные дома и чтобы попасть в дом, прорубаются тоннели, потолок укрепляется досками, чтобы к лету, когда снег оседает, не обвалился…Здесь уважают заполярные законы все: и люди и звери, потому, что на кону сама жизнь:
«Сантиметр здесь стоит метра,
Полон каждый шаг борьбой,
Сто шагов напротив ветра
Сделал, ты уже герой».
А на эти слова местные(новоземельские) «композиторы даже сочинили музыку. Так что это был, своего рода, наш гимн:
«Там, где сопки высятся в тумане
На краю родных морских дорог,
Есть, друзья, на Маточкином шаре
С виду неприметный городок.
Припев: Городок, городок
На краю морских дорог.
В лоциях портов земного шара
Ты его на картах не найдёшь,
По дощатым узким тротуарам
Ты его за полчаса пройдёшь»…
В.Лиенко повествует о географии архипелага Новая Земля с его двумя большими островами и множеством мелких островков с высокими обрывистыми берегами, изрезанными многочисленными фьордами, заливами и бухтами, в которых можно укрывать корабли.
И вот, «31 июля 1954 года вышло закрытое постановление № 1559-699 Совета Министров СССР о оборудовании на Новой Земле «Объекта – 700». Центром будущего полигона был избран небольшой посёлок «Белушье», а аэродром наметили строить в районе селения Рогачёво. Местные жители, во главе с председателем Новоземельского поселкового Совета И.К.Тыко Вылко, по их желанию, были переселены в Архангельскую область, где им построили жильё, выдали оленей домашний инвентарь….Днём рождения полигона принято считать 17 сентября 1954 года…В состав новой воинской части вошли: опытно-научная и инженерная части, службы энерго- и водоснабжения, истребительный авиационный полк, транспортный авиационный отряд, дивизион кораблей и судов специального назначения, дивизион аварийно-спасательной службы, узел связи, части тылового обеспечения и др.».
Лиенко В.П помнит о том, что «С ноября 1954 года по сентябрь 1955 года первым начальником полигона ВМФ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Стариков В.Г. Более десяти лет возглавлял соответствующее управление ВМФ и направлял деятельность полигона контр-адмирал Фомин П.Ф. в честь которого позже была названа одна из улиц посёлка Белушья Губа.
Летом 1954 года на архипелаг Новая Земля был доставлен кораблями Северного флота личный состав десяти строительных батальонов. В суровых арктических условиях велась самоотверженная работа по подготовке различных технических сооружений, лабораторных и жилых помещений и других объектов, связанных с деятельностью полигона. И уже к сентябрю следующего 1955 года «Объект-700» был подготовлен к проведению первого подводного ядерного взрыва….
…Заранее в губу Чёрную, где должны были проводится испытания, пришли своим ходом корабли мишенной обстановки бригады опытовых кораблей различных классов: три эсминца типа «Новик-Реут(бывшие «Урицкий», «Куйбышев» и «Карл Либкнехт», эсминец «Гремучий», два базовых тральщика проекта 53у(Т-219), четыре подводные лодки серии Б-9 и С-19 и немецкой серии С-81 и С-84, а также два транспорта. На безопасном расстоянии от центра будущего взрыва располагался палаточный лагерь испытателей, домики, столовая, кухня. Неподалеку – командный путь автоматики».
Представляет большой интерес описание Валерием Платоновичем деталей и подробностей подготовки подводного ядерного взрыва, намеченного на 1955-й год. Так, «для обеспечения работ были выделены корабли Беломорской военной флотилии, ледоколы Северного флота и штабной корабль»Эмба» по командованием капитана 1 ранга Д.Гилевича….». На этом корабле В.Лиенко бывал неоднократно, внутренняя отделка была высочайшего класса – панели, перила были выполнены из дорогостоящего дерева, в наше время поговаривали, что это было штабное судно Гитлера…».
И вот – подводный ядерный взрыв, состоявшийся 21 сентября 1955 года, впервые в СССР. В.Лиенко приводит фамилии членов государственной комиссии, также – тех, кто осуществлял научное руководство и консультирование- все они вошли в историю! Интересно, что ко времени испытаний на Новой Земле СССР провёл 21 взрыв ядерных устройств на Семипалатинском полигоне, а США – 44 взрыва в воздухе, 18 – на земле, 2 – под водой и два под землёй. В октябре 1952 года провела надводный ядерный взрыв Великобритания….
Как пишет автор, «Мы отставали не только по суммарной мощности ядерных взрывов. Не имели возможности «перекрыть» и заряд в 15 Мт, подорванный США четырьмя годами раньше на атолле Бикини….».
Чтобы понять царившую на полигоне атмосферу действия причастных к испытаниям ведомств и ответственных лиц, а также количество проводимых ядерных взрывов(а для нас объявленных боевых тревог), В.Лиенко ниже приводит воспоминания начальника гарнизона генерал-майора артиллерии(после успешного испытания «супер-бомбы» - генерал-лейтенанта, кавалера Ордена Ленина) Гавриила Григорьевича Кудрявцева». Это подробные сведения о подготовке и проведении ядерных испытаний, в том числе взрыв самой мощной термоядерной бомбы 30.10.1961 года: «Клокочущий огненный шар быстро поднимался вверх. Он рос на глазах. Внутри его несколько секунд продолжались вспышки. Небольшой туман, окутывавший в то утро Белушье и Рогачёво, тотчас испарился. Так же мгновенно прервалась связь с кораблями, зонами, материком, самолётом-носителем и даже с ИЛ-14, с борта которого наблюдали министр Славский и Маршал Москаленко. Нарушение связи отмечалось и после других взрывов ядерных бомб, но такого внезапного и продолжительного(более часа) – ранее не бывало. Огненный шар «разбухал», поднимаясь ввысь. Но из-за гор, в районе Маточкина Шара, вырастал, принимая гигантские размеры, столб пыли. Он как-бы пытался воссоединиться с раскалённым шаром, однако, расстояние между ними быстро увеличивалось. Шар с ядерным облаком, по оценкам специалистов поднялся до высоты 70 км. Облако унеслось, как и пылевой столб, на север, что, собственно, и прогнозировалось учёными. Через несколько минут до нас докатилась ударная волна, а чуть ранее – сейсмическая. Мы почувствовали, как под ногами, словно живая, задрожала земля. Несколько позднее раздались сильные громоподобные раскаты взрыва, а затем мы услышали звуки, отражённые от новоземельских гор…».
Далее В.Лиенко приводит информацию о последствиях взрыва «супер-бомбы» в виде удара воздушной волны и разрушений от неё в радиусе 100 км, даже на Диксоне(в 700 км от места взрыва) отчётливо ощущалась ударная волна. Итак, пишет В.Лиенко, «Мощность взрыва в 10 раз превысила мощность всех взрывов во второй мировой войне и в 4 раза всё, что взрывали США за всю историю. Всего с 1954 по 1991 годы было произведено 132 ядерных взрыва на земле и под землёй, на воде и под водой, в воздухе».
Не оставляют равнодушными «Впечатления одного из участников ядерных испытаний на Новой Земле» В.Михайлова, которые сообщает В.Лиенко.
В своём исследовании Валерий Платонович вспоминает и своих друзей-товарищей по службе в ВМФ(«Чемпион Новой Земли по боксу в тяжёлом весе Юрий Врублевский. Когда я пришёл в команду, он служил по четвёртому году. Мы с ним были коллеги по воинской специальности, преподнёс первые уроки бокса»). Также это: мичман Кандыбин, капитан 3 ранга Мордасов, луганчане на Новой Земле – Н.Можаев, Н.Мураховский, Кравченко(Красный Луч), старый друг Николай Нарыжный(служивший на трёх флотах), А.Уразгильдеев.
Рассказывает о флоре и фауне Новой Земли, даёт оценку дню сегодняшнему, заканчивая стихами «Баренцево море»:
Ой ты, море, море, без конца и края,
Низко ходят тучи, снежный шторм метёт,
В ледяные сопки бьёт волна крутая,
Да порою чайка мне крылом махнёт.
*
Не грусти, подруга, встретимся мы скоро,
Я к тебе с победой мчусь издалека.
Неспокойно наше Баренцево море,
Но зато спокойно сердце моряка.
*
Знаю, утром рано, к самому прибою,
В подвенечном платье ты на пирс придёшь.
С берега крутого мне махнёшь рукою,
Я пойму, что любишь, я пойму, что ждёшь.
*
Ой ты, море, море, Баренц мой суровый,
Сердцу дорогие русские края!
Здравствуй, милый город, принимай швартовы,
Обними покрепче, милая моя!
Этот труд Лиенко Валерия Платоновича иллюстрирован 105 фотографиями.
Юрий Кукурекин
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.