Памяти Юрия Чайки

 

                                                                               Наталья Елисеева,

 

                                                          театровед, режиссёр, член НСТДУ

 

Памяти Юрия Чайки

 

   В апреле в Днепропетровске состоялась премьера новой версии оперы Джузеппе Верди «Травиата». Идея этой постановки принадлежала нар. арт. Украины, главному режиссёру Днепропетровского академического театра Оперы и Балета Юрию Викторовичу Чайке.  Случилось так, что его не сталд 5 марта этого года. Он не дожил до своего нового детища всего лишь полтора месяца…

 

    Впервые эта постановка в нашем театре прошла 8 марта ещё в 1978 году. И осуществил её тогдашний молодой режиссёр Юрий Чайка. Он, только недавно пришедший в театр, начал свой творческий путь в этих стенах с «Травиаты» и по неумолимому велению звёзд  завершил ею свой путь. Начать дебют с такого достаточно сложного произведения – нужно иметь воистину талант и  авантюрную творческую жилку. Но режиссёр отлично справился с этой задачей и премьера тогда прошла при полном аншлаге. Потом долгое время её не ставили. И вот Юрий Викторович решил вновь обратиться к этому бессмертному произведению, но уже в новой редакции. 

 

Он долго вынашивал этот замысел, искал новые художественные и смысловые решения спектакля. Это был достаточно долгий, кропотливый труд. Два года назад, началась работа над постановкой. Постоянные репетиции, творческие поиски, бессонные ночи, переработки уже сделанного... От спектакля к спектаклю в течение более тридцати лет...Всё это, к сожалению, не могло не сказаться на здоровье самого режиссёра. Он очень долго и серьёзно болел, но не прекращал репетиций. И вот, в итоге, – реанимация уже не задолго до назначенной премьеры. Но, к счастью, Чайка нашёл себе хорошую подмогу, достойного преемника – молодого режиссёра Харьковского оперного театра Алексея Дугинова, выпускника Харьковского же института искусств им. И. Котляревского. Постарался передать ему все свои задумки, поправки, идеи в надежде, что пока он будет находиться на лечении, они будут воплощаться на репетициях, которые проводил Алексей. Но из больницы Юрий Чайка так и не вернулся… Но зато душа его может быть спокойна. Молодой режиссёр оказался достойным учеником своего учителя. 

 

    Наконец, премьера состоялась. Это как бы памятник мэтру от его артистов. Может, и не все замыслы своего учителя Алексею удалось воплотить на сцене, к тому же он привнёс (не без этого) и что-то своё. Но сама постановка была принята зрителями  на «бис». Режиссёр задействовал два состава: один – молодые дебютанты в паре с опытными исполнителями, и другой – уже состоявшиеся артисты. Впервые на большой сцене в роли Альфреда Жермона дебютировал студент ІІІ курса Харьковской консерватории Марк Сердюк.  В роли Виолетты Валерии была молодая певица Марианна Рябошлык, выпускница Днепропетровской консерватории. Роль отца Альфреда пел засл. арт. Украины Александр Сергеев. Благодаря его мастерству и опыту, мастеру удалось подтянуть молодого певца и у них сложились достаточно интересные дуэты. Молодых умело поддерживали на сцене их старшие коллеги, и спектакль получился достаточно интересным.

 

    Но совершенно иными красками опера заиграла, когда исполнял её другой состав. Это – уже более зрелые певцы и артисты, имеющие за плечами большой творческий опыт. Главную партию Альфреда Жермона пел солист театра, ведущий мастер сцены Тимур Парулава,  головную партию Виолетты – солистка оперы Елена Самойлова, великолепное сопрано. На роль отца был приглашён солист Львовской оперы, засл. арт. Украины Орест Сидор. С этим составом спектакль приобрёл  другой,  красочный оттенок. То есть это – уже совершенно другая постановка. Более зрелые голоса, больше опыт работы на сцене, ярче и выразительнее звучали более сложные партии. Опера Верди достаточно трудная сама по себе. Очень проникновенно прозвучал дуэт Альфреда и Виолетты; полные трагизма, боли и отчаяния сцены объяснения Альфреда с отцом, Виолетты с Жермоном-старшим; или же полная страдания сцена на карнавале в ІІІ действии. Но ярче всего была исполнена Еленой Самойловой  самая последняя сцена, когда её героиня прощается с любимым и со всеми... Она навсегда  уходит как бы в никуда, в дымку. Зал просто плакал. 

 

В этом режиссёр пошёл не по избитому, классическому пути. Он нашёл своё решение этого эпизода, куда более интересное и отвечающее тому, о чём писал Верди. Ещё больше трагизма придает скульптура скорби и печали на заднем фоне в ІV действии. И в момент, когда героиня умирает, во все стороны разлетаются осенние красные листья, как символ чего-то уходящего от нас навсегда. Вообще, вся постановка построена на символах и знаках. Это и картины Веласкеса на заднике,  авансцене в первых ІІІ-х действиях, как бы символизирующих праздность, беззаботность, хмельную одурь от сплошных пирушек и карнавалов; непрерывающаяся карточная игра в ІІІ действии, дающая понять: вся жизнь – это сплошная игра, но каждый играет по своим правилам. Ну и конечно, великолепные костюмы, декорации – работа художника Дарьи Белой, знакомой нам по другим постановкам, например, «Шалене кохання Гетьмана» в театра им. Т. Шевченко. Костюмы молодая художница создавала самостоятельно, не прибегая ни к каким образцам.   Прекрасной бла и хореография в постановке засл. арт. Украины Олега Николаева. И, конечно, выше всех похвал был симфонический оркестр театра под управлением засл. деят. искусств Украины Юрия Пороховника. 

 

 Да всего богатства переживаний и впечатлений  и не перечесть.

 

    И те, кто сумел и еще сумеет насладиться встречей с великой,  бессмертной музыкой и с великим искусством под названием ОПЕРА, надолго ее запомнят. 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.