Владимир Спектор
о книге Ивана Нечипорука
Вначале предлагаю вспомнить две известные цитаты из Евгения Евтушенко, которые, на мой взгляд, особенно уместны для понимания этой книги: «Поэт в долгу перед читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе. Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас». «Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет».
Поэт Иван Нечипорук и творчеством, и судьбой удивительно соответствует определениям классика. И тем, что стремится к продолжению традиций русской поэзии, и тем, что его родная Горловка, находясь на границе мира и войны, даёт обильную пищу для размышлений о доброте и злобе, любви и ненависти, справедливости и её отсутствии, терпимости и мстительно-злорадном неприятии чужого мнения. И, конечно, о дружбе и предательстве. Обо всём этом пишет Иван Нечипорук и в своей книге стихотворений «13-й», в которой речь он ведет как раз «о времени и о себе».
Магмой плавится эпоха, Это всё настолько плохо…
Город мой в огне. Я в тылу у маргиналов,
Голос мой скрипит металлом, Спрятаться б на дне,
Но наружу рвутся строки, И сомненьям вышли сроки.
Я в полубреду, Отвергая неудачи,
Сквозь нытьё и лай собачий По себе гряду.
Рвутся наружу строки, и они по своему смыслу действительно сродни проповеди, страстной, пропитанной горечью, но и, в то же время, надеждой. Не зря книга названа в честь тринадцатого апостола Павла, который, как известно, был наиболее убедителен в своих выступлениях, сумев привлечь к вере многих и многих людей, ставших впоследствии его единомышленниками.
Сдирая безразличия коросту,
Расплёскивает душу по листам.
И сквозь погосты да помосты поступь…
Когда поэт – тринадцатый апостол,
Ему никак не избежать креста.
Автор, следуя известному утверждению о том, что все мы, каждый в отдельности, и общество в целом, несем свой крест, приглашает читателя задуматься о смысле посланных испытаний, о поисках радости жизни даже среди череды страданий. Он оглядывается на пройденный путь и видит не только ошибки и утраченные возможности, но и обретенный бесценный опыт, который должен помочь избежать новых потерь.
И хмурый день становится кровавым.
Народ кричит и требует расправы
(Найдут виновных, ведь никто не свят)…
Зигуя небу жестом ультраправым,
Толпа, как зверь рычит: «Отдай Варавву!»,
И скачет… Кто не скачет – тот распят!
В чаду дурмана революций
Пропущен был какой-то миг –
Твой мир лиричный треснул блюдцем…
Но пусть сомненья с ветром бьются
За право на последний стих!
В своих стихах поэт предельно честен и искренен, он не боится высказывать свою позицию, приводя аргументы и анализируя факты. И от этого поэзия не теряет своих качеств, оставаясь образной и метафоричной, сохраняя свою форму, придавая, тем самым, содержанию более объемное и яркое звучание. Он пишет о том, что хорошо знает и любит – о своей Родине, брошенной в огонь братоубийственной войны, о времени, которое жестоко испытывает на прочность честь и порядочность, дружбу и любовь, милосердие и сострадание. О жизни, разделившей бывших друзей и даже родственников, и они, оказавшись по разные стороны житейских баррикад, не могут понять и простить друг друга, причем некоторые даже не пытаются сделать это, проявляя изумляющие черствость и бездушие, злорадство и мстительность. Не часто такой болью и горечью проникнуты поэтические строки, и это превращает стихи в пронзительный документ, в свидетельство эпохи. Впрочем, настоящая поэзия только такой и должна быть.
Бросайте камни, бейте чёрствым словом,
Я выдержу удары грязных фраз.
Пусть злоба древним змием стоголовым,
Меня пытается лишить надежды снова…
Ничто не в силах у меня отнять Донбасс!
Куда же ты бредёшь безумец-век пропащий?
Ты стольким задолжал – вся жизнь «на карандаш».
И пусть твоя тоска слезой сочится чаще,
Сто раз скажи: «Халва» – во рту не станет слаще,
Скажи сто раз: «Война» – всю боль не передашь.
«Гордый дух гражданства», являющийся основным содержательным стержнем книги, тем не менее, мирно уживается на её страницах с задушевными лирическими стихотворениями, с чарующими пейзажными зарисовками. Но главный посыл, отражающий идею «апостольского» воззвания к читателям, - в стремлении к миру и любви, в преодолении смуты, сердечной и общественной, в неустанных поисках добра и света. И это ощущается в трогательном обращении к городу и стране, к друзьям и недругам.
Мой город, прощаюсь с тобой!
И выбор опять бьёт под рёбра –
Я в угол зажат нищетой…
И в душу впивается коброй
Прощание. В чувствах недобрых
Вдруг кануло сердце звездой.
И, всё же, поэт подчеркивает, что это прощание – не навсегда. Он уверен, в новых встречах, в новой весне, которая обязательно наступит после осенне-зимних передряг. Поэзия, как ей положено, дарит надежду. И она помогает душе стать чуть сильнее, держаться и не сдаваться, невзирая ни на что. Думаю, и в этом тоже ценность настоящей поэзии.
Ночь без времени, без сна, И никто тебя не спросит,
Чем твоя душа пьяна… В сердце – вечная весна,
А кругом – сплошная осень. И кружится над тобой
Вечный аромат акаций… Ты держись ценой любой,
Жизнь, конечно, долгий бой, Но не повод, чтоб сдаваться.
Принято считать, что промышленный Донбасс – край, где живут лишь шахтеры и строители, рабочие и инженеры, в общем, люди трудовые… Но ещё – поэты. Один из них – Иван Нечипорук, который, кстати, после окончания филфака университета долгое время работал шахтёром. И поэзия от этого у него стала более ценной, очистившись от пустой породы, обретя качество высокого горения.
Владимир Спектор
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.