О сериале «Ненастье».

Владимир Куницын

О сериале «Ненастье» 

 

Не знаю, кого как, а меня он конкретно вогнал в депрессию. Все дни, что шёл, было муторно, будто за стеной бьют ребёнка, хотелось сбежать от «ящика», но и оторваться не мог. Так сделано! И потому, что вся эта байда – о нас сирых. Потому что мой брат вот так же воевал, не в Афгане, так в Анголе, потому что болит и сжимается сердце от ужаса, который пережили мы все в 90 -ые. Но относить эти чувства только к фильму не совсем верно. Оказалось, что ожоги душевные болят, саднят до сих пор, фильм их раскорябал, как старую болячку, а современная муть телевизионная, весь этот похабный разлюли балаган пошляков и моральных ничтожеств, что прорвались к самому мощному средству коммуникации человечества – только лишь притупил, отвлёк внимание от боли, затормошил серьёзную сосредоточенность, которая должна же посещать каждого из нас, если мы ещё считаем себя людьми.
Фильм имеет безусловные и блистательные достоинства, поскольку сделан мастером высокой пробы, автором «Ликвидации», а это – паспорт на выезд в настоящее киноискусство. На мой взгляд, самые явные достижения этой синематики – боевые сцены в Афгане и убедительнейшая игра всех без исключения актёров! Браво, артисты! Подбор типажей безупречен с точки зрения попадания в психотипы . Открытие для меня лично – грандиозная роль предводителя десантуры и боевого старшины – Сергея, Серого. Актёр ( Александр Горбатов) сыграл «своего Чапаева» – на времена! Такой великолепный – в одном лице – образ целого поколения героев, положивших жизнь за идеалы, которые ПРЕДАНЫ именно теми, кто эти идеалы в них культивировал, но сам в них не верил, и предал сразу же, как представился исторический шанс предать. Чего стоит одна сцена «отречения» Горбачёва и спуск флага СССР над Кремлём! А ведь парни эти, у телевизора, кровь свою лили за этот флаг. И вся страна этот флаг поднимала, да какими жертвами, страшно сказать! Но подняла до самых звёзд ведь, прямо выражаясь. У Гагарина пусть спрашивают, кто забыл об этом.
Отрадно, что русская актёрская школа жива, и пришло уже не одно поколение, вполне соизмеримых с великими именами «стариков». Фильм «Ненастье» - ещё одно тому подтверждение.
Любопытна близость по времени создания фильмов о Хрущёвской «оттепели» и вот теперь – Ельцинском «ненастье». Эдакая историческая перекличка ближайших к нам времён. Разумеется, метафора – «ненастье» – отыграна в фильме по полной программе (Начиная с названия посёлка, в котором обитают наши «ненастные» герои, до саркастического финала с отречением от власти Ельцина, в момент страшной развязки всех сюжетных линий. И многообещающими финальными кадрами, когда главный злодей всей этой конкретной истории катит в дорогом лимузине в будущее, пересекая границу общего с нами бытования – в наше с вами время катит, то время, в котором мы сегодня все и живём, ОДНОВРЕМЕННО живём с этой ядовитой гадиной. А ведь имя им, гадинам этим – легион! Так что, закончилось ли «ненастье» вместе с эпохой Ельцина - вопрос не закрытый. Для режиссёра фильма Урсуляка уж точно!
Роман А.Иванова не читал. Как и большинство зрителей. И считаю претензии к Иванову надуманными. Он даже не сценарист картины, так что говорить, мне кажется, справедливее о самом кино, как о самостоятельном факте.
К кино этому, кроме восторгов, которыми поделился, есть и вопросы.
Понятно почему выбрана для доказательства «теоремы ненастья» воевавшая десантура – это самая беззаветная часть ВС, где отвага равна верности долгу. Где боевое братство наиболее свято, потому что синоним жизни. Но мне представляется, авторы картины, так жёстко показывая разложение этого боевого братства, превращение его в сборище корыстных убийц, пожирающих хладнокровно своих недавних «братьев» ради личной выгоды – чересчур прямолинейны и противоречат, например, моему опыту общения с десантурой, прошедшей Афганистан. Вот почему – «теорема ненастья». Жизнь подгоняется под заранее подготовленный ответ – предательство страны верхами , как считают, видимо, авторы, неминуемо оборачивается нравственным распадом даже самой верной государству части армии, которая как бы АВТОМАТИЧЕСКИ впадает в предательство уже своих боевых святынь.
А это не так. Жизнь опровергает «теорему» фильма «Ненастье». Хотя и возможно допустить, что подобные случаи личного предательства, показанные в фильме – «где-то кое где у нас порой» имели место. Но фильм наделён магией глобальных обобщений, а значит, и магией «кривды», от которой, возможно, и мутило меня до последней серии.
Безысходность общего оподления и мрака – не наш конёк в искусстве, это я говорю уже о своих личных пристрастиях, и кому это неприятно, могут пропустить данную инвективу.
Смущала меня и сюжетная, драматургическая лихорадка, скачка с одного года к другому и наоборот. Это усложняло и запутывало без того плотное действо. Каждый раз надо было соображать – до это было или после чего-то там.
И ещё о том, о чём я хотел, но забыл сказать раньше – удивительную какую-то «Запорожскую сечь» в бывшем ДК организовали «афганцы». Или общину? Или банду? Выглядит это, честно говоря, как выдумка и условность, но с ловко подобранным антуражем и бытовыми деталями. Эдакое «государство в государстве», вольница простаков, не знающих иных способов решения вопросов, как только силой и оружием. Странное впечатление от этого зрелища.
Показалось даже, что авторы сознательно разбивают вдребезги «миф» о военном братстве афганцев-десантников, говоря открыто – посмотрите, как они сами предают друг друга, убивают теперь друг друга за деньги и выгоду, посмотрите, какие это беспощадные и жестокие звери, а вовсе не герои, какими остались в легендах. Не понимаю, для чего это делается в фильме. Не понимаю. Ведь образ Сергея и образ Немца – прекрасны!. Фильм балансирует у какой-то мутной границы, и не даёт просвета. Совсем маленькое утешение, что Немец, возможно, выживет, а его общая с Сергеем Лихолетовым женщина, возможно, родит ребёнка. И ещё – один порядочный мент отыскался. Как-то маловато света в этой тёмной комнате под названием «Ненастье». Если начистоту, несмотря на изумительную игру актёров, включая роли злодеев, несмотря на много болезненной правды о миновавших временах, несмотря на лучшие, на мой взгляд, боевые сцены в Афгане, лучшие вообще в нашем кино на эту тему – на сердце тошно. И это – смейтесь, ругайте – не хорошо как-то, даже, возможно, нечестно, если хотите. Или не хотите……

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.