Жизнь, которая есть

В моей библиотеке появилось чудесное пополнение. Это – изданный несколько лет назад поэтический сборник Владимира Спектора «Не по Гринвичу отсчитывая час». Он выпущен Луганским издательством «Глобус» под редакцией известного поэта Николая Малахуты.

Но прежде чем вести речь литературной удаче (а она несомненна), хотелось бы отметить и обстоятельное предисловие «Поэзия на сквозняке эпохи» Мирославы Радецкой, и изысканную оформительскую работу художника Наталии Сухаревской.

****
Сборник открывает философское стихотворение, давшее название всей книге. О времени, которое может быть и своевольным, и подвластным нам, которое – сама жизнь, автор размышляет не только в начале, а во многих своих произведениях. И размышления эти не оторваны от действительности, а исходят из нее, ведь сам поэт – известный журналист всегда в гуще событий, живет одними заботами с людьми труда.
Вот, казалось бы, совсем простые строки, а сколько в них отражено, будто в капле воды:
«В городе фонтанов жил рабочий люд,
Вроде, ничего не изменилось.
Только вот характер стал у жизни крут,
И фонтаны плакать разучились».


Этот образ – будто своего рода эпиграф к тому, что на изломе времени переживаем мы все. Кто из нас не видел такие высохшие фонтаны? Но так сильно, пронзительно о жесткости, жестокости происходящего мог сказать только настоящий поэт.

****
Сначала может показаться, что творчество Владимира Спектора – автора многих книг, рассчитано, в основном, на людей его поколения, родившихся в середине прошлого века. Но нет, - оно не имеет возрастного диапазона. Так же, как и географического; не случайно же В.Спектор – лауреат международных литературных премий. Читаем:
«Я растворюсь в житейских проблемах,
Словно сахар в стакане воды.
Слышу привкус неясной беды,
И на нёбе, как в небе – всё немо.
Скажешь всё – предрассудки, игра…
Может быть. Да и солнце с утра
Правит беды в простые печали.
Только с той, что встречался вчера,
Вновь увижусь ли нынче? Едва ли…»


Такая миниатюра словно вбирает в себя традиции мировой поэзии – и классической, и современной. С современными настроениями вполне перекликается стихотворение, в котором мы вновь ощущаем образ Времени:
«И мобильная связь –
Лишь причастная часть
Повседневного быта…
Я звоню в никуда, -
Чей-то голос, смеясь:
«Ваше время забыто».


Но не сказал бы, что в книге превалирует пессимизм. В ней ведь много строк о любви, близких нам, молодым. Любви, которая вдохновляет и окрыляет. Тут я бы не согласился с автором предисловия, которая идет на поводу лукавого утверждения автора о том, что любовная лирика у него – «как всегда, между строк». Скорее всего, Владимир Спектор таким образом просто призывает нас видеть любовь всюду. Как он сам.
Да, поэт замечает: «О форме счастья и несчастья на протяжении любви не вспоминаем». Но разве сам он не признается в других стихотворениях: «У моря – привкус поцелуя»: «И поцелуй яснее речи»! Это что – не о любви? Или обязательно должно присутствовать это слово?..
Да и любовь Владимира Спектора к жизни – многогранна. Цикл «Прямо по курсу – жизнь» начинается со стихотворения о городе, «в который влюблен». А стихи о природе! «Акация – акция света…». И разве не вспомним мы Блоковскую «Незнакомку», читая у Спектора: «И взгляд, как поцелуй, короткий?»

****
В книге собрано свыше ста стихотворений и чуть ли не каждое хочется перечитать. Может быть, автору следовало дать названия не только циклам, а и большинству стихов – так бы, по-моему, они лучше воспринимались. Тем более, что автор – мастер афористичности, речевой меткости.
Впереди у талантливого поэта еще, несомненно, много книг. Наверняка, в них будут новые открытия, новые запоминающиеся строки. И каждая книга станет ярким, памятным событием не только литературной жизни, поскольку многим произведениям Владимира Спектора (к примеру, «Из прошедшего времени выстрел…», «От старых проблем и до новых идей…») присуще гражданское звучание. Свой «спектральный» анализ общественных явлений. Есть в них и ненавязчивые элементы сарказма, сатиры: « А тот, кто за рулем сидит, он тоже управляемый» - эти строки, которые, вроде бы, посвящены автомобилистам, безусловно, относятся не только к ним.
Один из циклов в книге называется «Призрак счастья». Да, здесь много грусти. Но печаль освещается такими строками: «Кто-то продолжит путь. Тот, кто похож на меня», «Что же будет? Кто знает.Бог весть. Будет жизнь. Та, которая есть».

****
Ею, этой жизнью, во всех ее проявлениях – и наполнено творчество Владимира Спектора. Он подарил нам «не по Гринвичу», а по «Спектору» не один час общения с поэзией. Некоторые его стихи, вероятно, станут песнями – балладами раздумий и признаний. Какого барда не вдохновят, например, просящиеся на музыку строки: «Чужие ожидания, заветные желания…»
Пожелаем поэту, чтобы все его заветные творческие желания обязательно сбылись. На радость нам всем.

Константин Перцовский,
лауреат премии имени В.Черновола
 в области публицистики
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.