НАКОНЕЧНИКИ ОТ СТРЕЛ



Стихи Андрея Медведенко всегда поражали меня своей искренностью, смелостью, образностью, честной гражданской позицией автора, глубиной его суждений…
И вот снова, уже с первых страниц этой книги, меня пленила его пейзажная лирика – сколько здесь души, свежести, какие тут удивительные творческие находки! «Расшнуровала молния весну», «… Бельевою веревкой к меже день привязан, как вечер к рассвету», «Как кровавые мозоли, затвердели облака», «Почка лопнула, как терпенье»… А сколько надо было автору перенести разных трудностей, чтобы увидеть как одуванчик, словно взрослый мужчина, «возмужало копит седину»!
Я не говорю уже об интимной лирике Андрея Медведенко – вся она выдержана в лучших традициях Есенинской поэзии:

Мая блажь. И частые приметы
в юность отшумевшую манят.
Что ж вы разбрелись по белу свету,
женщины, любившие меня?!

В сердце накипь боли и печали.
Всё, что было, разве мне вернуть?!
Неужель так рано отзвучали
струны, сладко ранящие грудь?!

Силу их глазами не измерить.
Каждая – к прекрасному стезя.
… Снова очень хочется поверить
в то, чему и верить-то нельзя…

И дальше такие же волнующие стихи – «Монисто соловушки», «Не придал бы тому значения», «Тебе». Почитайте это и вы сами убедитесь, как высоко стоят и как многого стоят слова настоящего поэта! «Ведь душа твоя вся продрогшая отогреться спешит к моей»…
Эта удивительная чуткость Андрея Медведенко к чужому горю чувствуется и в его гражданской поэзии. Особенно показательным в этом отношении есть его стихотворение «Костыли» о совершенно незнакомом и случайно повстречавшемся ему мальчишке. А в других своих произведениях поэт выходит и на более широкое обобщение большой народной беды:
Как птицы, к заброшенной башне
слетаются листья берез.
И каждый сегодня – вчерашний,
надеждой обижен до слез.

В конце книги, в поэме «Князь Игорь», поэт уже открыто заявит, что берет эту боль на себя:
В схватке яростной и смелой
был решен дружин удел.
До сих пор томят мне тело
наконечники от стрел.

Строки из этой книги действительно как «наконечники от стрел», в этих строках – весь Андрей Медведенко: ему не безразличны и проблемы всех, и трагедия отдельно взятого человека. Да что говорить о людях, если даже в природе поэт видит те же трагедии и изъяны, которые ему так болят:
Пивом
распоясалась пивнушка.
Рядом с нею,
полем покружив,
задохнулась засухой речушка,
берегов оглобли
обнажив.

Надо заметить, что в кратких формах Андрей Медведенко достигает особой глубины и афористичности. Чего только стоят вот эти его четверостишия:
С протезом души – калека…
Запомнилось на века:
мутная речь – человека,
хрустальная – родника.

***
Мудрость – в крылатых делах.
В знании – вздорные мысли.
Щедрость, она не в деньгах –
в образе жизни.

И – как завершение этих размышлений – стихотворение «…И все-таки в людскую чуткость верю», заканчивающееся словами:
Не в том извечном нашей жизни драма,
что ставить не торопимся свечу,
а в том, что выйдя за пределы храма,
мы чище не становимся ничуть.

Это не поза. Это позиция – законное право поэта требовать чистоты помыслов и поступков и от себя, и от других. Поэтому так убедительно звучат и как должное воспринимаются его почти обвинительные строки, написанные о князе Игоре, который ринулся в бой много веков тому назад:

В бой ради блистательной славы
и ради корысти слепой.
И жалобный плач Ярославны
стоит у меня за спиной.

И я, как на тяжкие раны,
туда устремляю свой взгляд,
где за мочажиной тюльпаны
кроваво и страшно бурлят.

Где движется ядерной лавой
на мир обнищания рать.
Предательство думать о славе.
Богатство б страны отстоять!

И это не просто красивые слова: все творчество Андрея Медведенко посвящено тому, чтоб отстаивать богатство своей страны и богатство человеческой души!
Очень точное название книги – «Приметы времен». Страница за страницей, переходя от пейзажной лирики к интимной, а затем – к философской и гражданской лирике, поэт внимательным взглядом истинного художника выхватывает приметы разных времен (времен года, времен, связанных с человеческим возрастом, времен исторических) и подбирает к ним самые яркие, необыденные краски.
Именно поэтому в этой книжонке вместилось столько поэтических образов, афоризмов и чувств, что иному хватило бы на несколько толстых томов. И пусть поэтический сборник Андрея Медведенко действительно небольшой по объему, но он еще раз подтверждает: ценность книги любого автора зависит от количества вымотанных им из себя нервов, а не от количества исписанных страниц…
Валерий Герасимчук
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.