Пейзажные зарисовки с Азовским ароматом

  Владимир СПЕКТОР


 

Прежде, чем представить книгу стихотворений поэта из Мариуполя Анатолия Шевченко-Зурнаджи, хочу привести цитату из эссе незабываемого Варлама Шаламова «Пейзажная лирика». И пусть простит меня автор, и вместе с ним читатели за объёмный размер цитаты. Она того стоит.

«В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей. Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может... Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката... Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа. Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром…. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой. Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта».

Уместность этого отрывка определяется, на мой взгляд, не только и не столько глубиной и точностью определений, анализа и наблюдений, но и тем, что новый поэтический сборник, практически, полностью состоит из пейзажных зарисовок, в которых калейдоскопично размещены авторские наблюдения за сменой времен года, погоды и природными явлениями.

Не зря говорят, что пейзажная зарисовка подобна лирической фотографии, глядя на которую, читатель вместе с автором не только наслаждается картиной природы, но и пытается понять сущность явления, оценить его таинство и очарование, вникнуть в настроение лирического героя. Пейзаж, который, безусловно, важен сам по себе, имеет ещё и задачу помочь постигнуть суть авторского лирического мировоззрения. Но это, конечно, в идеале. К этому стремились гениальные классики, об этом, вероятно, думают и наши современники, вдохновляясь подарками природы и очарованием родного края.

«Всё стало вокруг голубым и зелёным»… «У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать»… Песенные строки Долматовского и Рязанова – тоже уже стали классикой. Станут ли когда-либо классикой строки из новой книги пейзажных зарисовок Анатолия Шевченко-Зурнаджи? Ответ даст время.

 

Солнце блеском над землёй золотым сверкает.

Разноцветною листвой ветерок играет.

Песнь отпели соловьи, гнёзда опустели,

И трудяги-муравьи улеглись в постели.

Хмуро вздулись облака, в небе птицы клином,

Стала тёмною река… Осень дышит в спину…

 

Запах моря, тихий вечер, шепчет вдалеке прибой.

Лета бархатные плечи гладит ветер молодой.

 

Дышит туманом Азовское море. Волны несутся навстречу заре.

Солнце с Луною, о первенстве споря, звёзды сжигают в рассветном костре.

 

Искренние, порой простодушные и негромкие, а иногда – клокочущие эмоциями стихотворения Шевченко-Зурнаджи, наполненные восторженной любовью к природе родного края, действительно в своих лучших строках таят в себе Азовский аромат.

 

В дымке рассветной я вышел из дома. К морю направился, в порт, на причал.

Шёл одиноко дорогой знакомой. Вот как меня Мариуполь встречал.

 

Тучи над морем угрюмо повисли. Дышит прохладой болезненной ветер.

Волны на берег несутся, как мысли, и исчезают в песке без ответа.

 

Поэтические зарисовки природы побережья Азовского моря, выполненные Анатолием Шевченко-Зурнаджи, отчасти похожи на мгновенные фотографии. Они отражают увиденное, не искажая, и при этом деликатно приглашая читателя к сотворчеству, к сопереживанию. Им присущ эффект присутствия. Он возникает при чтении, помогая мысленно представить сменяющие друг друга пейзажи. Эти зарисовки дают повод задуматься о быстротечности жизни и вечной красоте окружающего мира, которая не исчезает, но лишь напоминает о бренности бытия и необходимости любить и беречь этот доставшийся нам по наследству мир чудес.

 

А я по знакомым дорожкам шагаю, чья память хранит миллионы следов.

И юности песни во мне воскресают, душа вспоминает их даже без слов.

 

Лужи блестят ледяными блинами, гроздья рябины горят кумачом.

Тени укрыться спешат за домами, но настроенью зима нипочём.

 

Холодное солнце серебряным светом сквозь сонный туман озарило восход.

Ну, вот и ушло в мир чудес бабье лето, но, может быть, осень его нам вернет…

 

 

Владимир Спектор

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.