Рецензия на сборник стихов Андрея Медведенко "Слеза на улыбке"


«Слеза на улыбке»



Звезда не горит без выси.
Человек без любви – бессмыслен!

Автор сердечно благодарит главного врача Луганской диагностической лаборатории Ольгу Васильевну Бойченко за помощь в издании этой книги.
Итак, «Слеза на улыбке», Медведенко А.Е., 2021, художественное оформление Медведенко Н.А., редактор и корректор Т.С. Толмачёва, 256 страниц, тираж 200 экз.

Высочайшее сострадание
Так обозначил своё предисловие к этой книге Павел Бойченко, доктор медицинских наук, профессор.
«С творчеством поэта Андрея Медведенко меня познакомил народный артист Украины и ЛНР, художественный руководитель Луганского академического музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович. Как-то в телефонном разговоре он прочитал мне отрывок из поэмы «Мария Магдалина». С первых строк я погрузился в мир такой энергетической мысли и чувств, что у меня возник интерес обратиться к произведениям поэта.
И вот – новая книга, полная искренности человеческих отношений и раздумий. Уже в одном её названии «Слеза на улыбке» чувствуется движение человеческой души в разных её проявлениях: в любви к женщине: «Ничего ценней на свете нету, чем припухлых губ святая весть», философское осмысление природы родного края:

Цветёт подснежник – жизни продолженье.
От стебелька на снег ложится тень.
Он для одних – надежды пробужденье,
а для других – последний ясный день.


Также чувствуется тревога за будущее нашего духовно-нравственного пути: «Вот уже в медицинской маске мир над пропастью самой встал»(это уже о новом глобальном явлении – коранавирусе); «…Мир изощряется в злобе, я в нём ищу доброты» и т.д.
Душа поэта полна конфликтов то ли с самим собой, то ли с обществом, которое несовершенно. Поэтому автор и ставит перед собой немыслимо труднейшую задачу: сделать мир хоть чуточку совершенней, а значит расширять в человеческих душах пространство любви или хотя бы не сдавать его рубежи:
О. любви пространство! Рубежи
Не сдавать твои – моя работа!
Дай мне, Боже, силы так прожить,
Чтобы их расширить, хоть на йоту!»….
Итак, в настоящий сборник вошли: поэмы «Мария Магдалина»,

драматическая поэма "Боярыня Морозова"

и 184 стихотворения, среди которых назовём такие произведения как «Девушка с веслом», «Казанская Богоматерь»,

«По зову сердца», «Рано подростком…», «Отец», «Колыхнула гривастой ковылью», «Тополь», «Подснежник», «Бодрей, чем бодрости глоток…», «Шум осин», «Маргаритки склонились к ногам…», «Я – река, в которой нету брода…», «Загляделись в тихоню-реку», «Охота», «Мытарка», «Грачи прилетели», «В светлый день грядущий…», «И нету мерзостям конца!...», «Пробил час!...», «Утро юности», «Противоречий полон белый свет…» и так далее.
Как сказано – 184 стихотворения, многие из которых привлекают с самого начала, прежде всего, - оригинальным названием. К примеру: «В белом сирени сугробе», «Как будто чувственный обман», «В рифах сердца – колючий терновник», «Эта вишен цветущая милость», «Эта солнечность поры», «Люди сбились в волчью стаю…», «Вечер от сочных лучей – хрустальный…», «Теснимый волчьей стаей», «Клыки людей», «Церковных клёнов гордое молчанье…», «Тень, качаясь, клонится ко рву», и др.

«В белом сирени сугробе»
«В белом сирени сугробе –
тени миражной мечты,
Мир изощряется в злобе,
я ж в нём ищу доброты.

Соединить всё пытаюсь
Песнь соловья и сыча.
И бесконца спотыкаюсь,
Словно под ветром свеча.

Рву всё для горницы в поле
дивные мака огни.
Хоть понимаю в неволе
сразу увянут они.

Мысли о светлом изводят.
Силы прошу у Небес.
Хоть понимаю – не ходят
за волчьей ягодой в лес».

«Как будто чувственный обман»
«Как будто чувственный обман –
скандал сороки голосистой.
Плывёт лохматистый туман
над рукавом реки плечистой.

Горюет вечер на скале,
луной раздробленной на части.
И чьё-то стынет на скамье,
тоской зачёркнутое счастье».

«В рифах сердца – колючий терновник»:
«В рифах сердца – колючий терновник,
словно ветра недобрая весть,
Оттеняет тропу подорожник,
паутинок курчавится сеть.

И бессмертник, что радости крохи,
охладить всё пытается зной.
Неспокойные вздорные вздохи
прокатились забытой волной.

И как будто окутанный снами,
я живу. Но всё кажется мне –
Овдовевшая степь за холмами
приготовилась к лютой зиме».

«Эта вишен цветущая милость»
«Эта вишен цветущая милость.
Эта ясная синь в небесах,
Что-то бледность
К губам прилепилась,
Что-то грусть загостила в глазах.
Локон ломок.
На сердце усталость.
Ну, подай мне хорошую весть!

Хоть и времени мало осталось,
Но оно ещё всё-таки есть!»


Подводя итог публикациям Андрея Медведенко, хочется отметить разнообразие кардинальных мыслей и установок – печаль и радость, рационализм и буйство мыслей, вера в будущее и любовь…к женщине, к жизни….
Отсюда следует то, что уже давно признано – Андрей Медведенко, нашедший себя в неповторимой поэзии, - лирик, певец любви, мастер исторического ощущения прошлого в глубинном её осмыслении!
При этом, он, как личность незаурядная, глубоко проникает в нужды и чаяния простого человека, преисполнен гнева к проявлениям подлости и жестокости, которые так часто имеют место в нашей жизни. И, что называется, подталкивает читателя к самостоятельной оценке того или иного происходящего. Это он достигает за счёт психологического напряжения, искренности и распахнутости души.

Противоречий полон белый свет,
Чем ложь страшней,
тем вера нерушимей.
Чем выше скорость –
время недвижимей
и медленней рождается рассвет.
В остроге – честный
А на воле – вор.
Бездушный учит чуткого страдать.
Чем выше у хозяина забор,
тем ниже суждено ему летать.
Скалу и ту подтачивает лесть.
И от добра случается беда.
Оскудевают мужество и честь,
Уродливость и мерзость – никогда!
* * *
Мы нищеты боимся как греха.
Но нищета – не жалкие гроши.
Не тот убог, кто не одет в меха,
а кто в мехах,
но ходит без души.
Не потому ль,
хоть всех нас ждёт кладбище,
родится человек нагим,
не нищим!

* * *
И франт,
и в скромном одеянье –
надуть пытаются весь свет.
Всё устремилось к покаянью,
Но не к раскаянию – нет!
Гордыня язвы…Сплетен сплавы….
Как постулат –
За веком век:
Зверьё живёт сжираньем слабых.
А ты?...не так ли, Человек?!


Тема любви нашла своё полное выражение в поэме Андрея Медведенко «Мария Магдалина». Внимательное изучение этого неординарного произведения требует времени, но в целом можно сказать, что через многогранное понятие любви стержневой мыслью спасения человечества от гибели является доброта.
Исчезнет если доброта –
Исчезнет жизни смысл!

Но, обратимся к стихотворению «Девушка с веслом».


Почувствовал внезапный в сердце слом
Гляжу вокруг печально и устало.
Куда ты делась,
девушка с веслом,
что в городском саду моём стояла?
Где ива та,
в тени которой ты
видала сотни сбывшихся свиданий?
И не было святее красоты,
Чем красота лирических мечтаний.
Великого творения венец.
Над суетой – гармонии блаженство.
Благословенен скульптора резец,
что изваял такое совершенство.
В порыве взора –
жадный к жизни май.
В груди – отвага юности кипела.
И становился чище весь наш край
от чистоты души твоей и тела.
Фонтаны били, словно родники.
тобой взбодрившись,
В грозную годину
вступили в бой шахтёрские полки
и в славе дошагали до Берлина.
Прелестнейшая,
плохо без тебя.
Романтики дыханье исчезает.
Девчата не платочки теребят,
а сигаретой губы обжигают.
И не гулянья в праздники – запой.
Со всех сторон пороки так и прут.
Вступая с мракобесьем в смертный бой,
коль сам не сдашься, так тебя сдадут!
Разбитый мост. Безмолвны берега.
Куда ни глянь – везде печать укора.
Когда-то полноводная Лугань
пересыхает от обид и сора.
И от спортивных дружеских побед –
качелей стон.
В надолбах – ветра стансы.
И вышки парашютной больше нет,
и пустошь, где оркестр играл романсы.
Куда ты делась?
Садом ходит мгла.
В нём без тебя деревья одичали.
…В глухую ночь на лодке уплыла
в мои терзания и мои печали.


Это произведение – сплошная боль не только по утраченным в нашей стране святым ценностям, но и вера в то, что нравственная основа в человеке неистребима, как и неистребима любовь!
Поэма «Боярыня Морозова» - масштабное историческое полотно требующее и масштабного погружения в материал, связанный с трагедией русского народа в период раскола церкви. Автор расценивает раскол, как не совсем удавшийся проект Ватикана попытавшегося латинизировать русское православие, подогнать его под европейские стандарты.
Если глубоко погрузиться в материал, то мы увидим, как удивительно точно созвучна она нашему времени!
«Боярыня Морозова» - это гимн победы силы духа над мракобесием!

Заканчивая беглый отзыв о новой книге Андрея Медведенко, хочется привести заключительные слова профессора Бойченко П. К. из его вступительной статьи:
«Да, действительно, поэзия Андрея Медведенко имеет и своё сострадание, и своё Пространство любви, которое он дарит читателю щедро, иногда больно и горько, но и светло. И с этим нельзя не согласиться».

Вся книга поэта – это действительно Слеза на улыбке на лице нашего многогранного, непредсказуемого времени!

Рецензент Юрий Кукурекин,
кандидат медицинских наук, член Межрегионального союза писателей.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.