«Прочь, тихая дума о мягком покое»

Анастасия Ермакова

Лариса Васильева. Любовь: Лирика. Своевольные строфы. Сказки о любви. – М.: ООО «Бослен». – 464 с., 6 л. ил. – 3000 экз.

Ларису Васильеву представлять читателю не надо. Известный московский поэт, прозаик, мэтр, воспитавший многих молодых, ставших сегодня известными писателей. В книге с простым и глубоким названием «Любовь» представлены стихи («Лирика», «Своевольные строфы» и проза «Сказки о любви»).

Книга, несмотря на разножанровость, воспринимается гармонично и целостно. Любовь, молодость, старение, смерть, фатальная роль случайности – вот темы, волнующие автора. «Уверена, поэзия и проза, сойдясь в одной книге, способны создать стереоскопичную картину жизни трёх нераздельных Божественных и земных ипостасей: духа, души, тела. Без них нет любви», – считает Лариса Васильева.

Если исходить из теории, что есть поэты-ученики и поэты-учителя, то Васильева, несомненно, поэт-учитель. Сильный уверенный голос, не только задающий вечные вопросы, но и пытающийся ответить на них, взять на себя личную ответственность за земную жизнь, и не только свою. Редкий человек способен сегодня пожалеть кого-то, не плачась и не сетуя на собственные горести и проблемы.

Никто не жалеет,
все жалости просят,
бывает минута,
досада возьмёт:
когда поумнею?
Жестокая проседь
над жёсткой морщиной
ума не даёт.

Прочь, тихая дума
о мягком покое.
Не спрячется сердце
в еловой тиши.
Во мне отпечаталось
время такое:
посмей,
полюби,
помоги,
подскажи!

В безбрежное море
иду без опаски.
Счастливая,
тянутся люди ко мне.
Кому-то нужны
неразумные сказки
и дар – не сгорать
в беспощадном огне.

Такие жизнеутверждающие стихи – большая редкость. Не мелководный оптимизм, а глубокое духовное радование своему существованию и столь же глубокая печаль от понимания того, что не в силах человека преодолеть все несовершенства этого мира, зло и хаос. Победить их можно только любовью, и только ею спасётся потерявшее веру в себя человечество.

Человечество цикл завершает,
и неведомо, что впереди,
и никто ничего не решает
на изгибе такого пути.

Мир ломается, рушится,
бьётся,
жизнь сгорает в жестоком
огне –
неизменным пока остаётся
тихий свет в одиноком огне,

Двух сердец заревое сиянье –
перед ним угасали миры,
и мучительный блеск
мирозданья,
и земных инквизиций костры.

Подойди, постучись у порога,
тронь прохладу окна, позови,
а откроют – проси, ради Бога,
не свободы, не правды – любви.

Лариса Васильева продолжает традиции русской классической поэзии, предпочитая стройные метры – разболтанным и точные рифмы – приблизительным. И это неспроста. Строгая форма как нельзя лучше подходит к ясным мыслям и неторопливому, несбивчивому глубокому дыханию. Автор сосредоточен на содержании, а не на формальных экспериментах – погоня за новыми неожиданными рифмами или ритмическими кульбитами Васильеву мало интересует. Не увлекается поэт и витиеватой метафорикой. Поэтическая экология сегодня в кризисном состоянии. Много мутной воды случайных образов, мало внятных и ясных строк. Лариса Васильева – поэт ясный, с ясным умом и ясной душой, а это дорогого стоит. Добиться простоты всегда сложнее, чем впасть в липкую сложность. Писать внятно и просто труднее. Возьмите и налейте воду в стакан. Замутить её – дело пустяковое, сделать снова чистой – сложный и часто безуспешный процесс.

Оригинальна представленная в книге проза Ларисы Васильевой. Это роман в новеллах «Сказки о любви». Проза Васильевой психологически остросюжетна, автору интересны прежде всего предельные ситуации: опасность, предчувствие любви и смерти, резко вторгающаяся в привычно текущую жизнь случайность. В таких ситуациях ярче и глубже раскрывается парадоксальная природа человека, способного и на совершение зла, и на сотворение добра.

В новелле «Прелюдия» пассажиры надолго застревают в вагоне метро, паника нарастает, всё сильнее пахнет гарью, шанс, что всё закончится благополучно, невелик. Что они чувствуют, о чём думают?.. В рассказе «На окошке два цветочка» в падающем самолёте случается необъяснимая предсмертная любовь стюардессы, мечтающей о ребёнке, и знаменитого врача… Тема последней, острой, предсмертной любви звучит и в рассказе «Девушка и дед», где герой, поняв, что его чувство безответно, кончает жизнь самоубийством… В новелле «Баловень беды» герой, известный актёр, потерянный совсем маленьким матерью во время войны, случайно находит и её, и своего брата-алкоголика и столь же случайно теряет их снова… Щемящая невозможность безоблачной спокойной любви – вот сквозная тема романа. Любовь может существовать только кратковременно: как вспышка, как катастрофа, как «солнечный удар».

Интонация в стихотворениях и в прозе Ларисы Васильевой совсем разная. В прозе по сравнению с мудрой и неспешной поэтической – взволнованная, резкая. Эмоциональный накал выше. Здесь уже не спокойная сила, а вся гамма быстроменяющихся чувств: удивление, радость, обида, недоумение, растерянность.

Но в основном, повторю, «Любовь» воспринимается как единое целое, разные интонации стихов и прозы делают пространство книги объёмнее и многослойнее.

Дополнительное звучание текстам придают и работы художника Вадима Гусейнова, сделанные специально для этого сборника, соединяющие великое всемирное чувство – любовь – с природой земли и неба.

Анастасия ЕРМАКОВА
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.