ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С АЛЕКСАНДРОМ ТРАПЕЗНИКОВЫМ
МАСТЕР СЛОВА И ДЕЛА
Виктор Алексеевич Пронин – один из последних «могикан» русской литературы, дальше – тишина и пустота, сплошная американщина. Остаток писателей-аборигенов загнали в резервацию в Нижний буфет ЦДЛ, там они и делятся своими воспоминаниями, курят трубку, пьют водку и всё ещё издают порой победные кличи. Но время жестоко и неумолимо. Нужны «лихие ковбои», писатели-коммерсанты, писатели-ростовщики. Остаётся выжженная земля. А на ней ничего не вырастет. «Мертвецы страшнее, когда притворяются живыми, а живые страшнее, когда неотличимы от мертвецов». Это цитата из последней книги Виктора Пронина «Кинжал для левой руки», изданной в ИПО «У Никитских ворот» (кстати, отличное молодое интенсивно развивающееся издательство, выпускающее качественную современную художественную литературу).
А почему книга называется именно так? Автор разъясняет: «…почему бы мне не сравнить длинную шпагу с длинным романом, до которого не у каждого читателя дойдут руки… почему бы мне эти вот короткие записи не сравнить с коротким кинжалом… Я ли создаю эти блокноты, они ли создают меня… Оба эти предположения верны и справедливы. И они, блокноты, и я, годами лепим друг друга, можно сказать, из ничего. А назвать их можно так: «Жизнь наедине с самим собой». Да, у каждого писателя при работе над романом, повестью или даже рассказом возникают какие-то побочные суждения о самом себе, о ближних, о мире.
Вот из таких вроде бы случайно возникающих записей и состоит новая книга Виктора Пронина, читать которую не менее интересно, чем его самые лучшие детективы. Поскольку здесь уж точно нет ничего выдуманного, искусственно созданного, лишь голая правда и горькие истины. И хорошо узнаваемые каждому писателю старшего поколения герои – обитатели Нижнего буфета ЦДЛ, этой «малой земли обетованной». Можно даже сказать, что ЦДЛ занимает центральное место в книге, потому что: «Нижний буфет не столько опьяняет, сколько отрезвляет – от самовлюблённости, иллюзий и заблуждений относительно самого себя». И ещё о нём же, из Пронина: «Пришёл в Нижний буфет, а там ни одной знакомой физиономии. И что? А ничего. Ничуть не огорчился – сама физиономия Нижнего буфета мне знакома и мила, мне её вполне достаточно. Я уже не один».
Но один там редко когда будешь. В книге жемчугом рассыпаны такие вот остроумные зарисовки: «Собаку поэта Куксова зовут Эльза Францевна Женестра фон Нориа. Если кто в Нижнем буфете выпьет лишнего, ему тут же задают вопрос: как зовут собаку Куксова? Если не сможет вспомнить и произнести – больше не наливают». Или такое меткое замечание о неком графомане: «Его гордыня входит в Нижний буфет раньше его самого. Он ещё едет в метро, а гордыня уже сидит за отдельным столиком, снисходительная и усмешливая». А вот разговор двоих за столиком:
«– Представляешь, пью-пью, уж бутылка заканчивается, а она всё не хорошеет! То зубы у неё, вишь ли, не все, то глаза в разные стороны смотрят, то коленки высохшие…
– Так и не похорошела?
– Пришлось за второй бутылкой сбегать.
– И как?
– Ты не поверишь, такой оказалась красавицей! Обалдеть и не встать!»
Но не подумайте только, что вся книга сосредоточена только лишь на том, что происходит при чаепитиях в ЦДЛ. Это залежи и россыпи философских мыслей, редких образов, коротких сюжетных линий, которые при желании могли бы обратиться в повести и романы. Это именно кинжальные удары из трёх-пяти строчек, нацеленные в чью-то совесть, чью-то память, чью-то боль. Скорее всего, самого автора. Они, пишет Пронин, «постоянно разят меня самого».
Он был «двоечником в школе, окончил горный институт, женился на первой красавице Днепропетровска, облазил и описал все угольные шахты Сахалина, торговал обоями из Сыктывкара, собирал пустые бутылки на Одинцовских тропинках (сдавал на хлеб, молоко и водку), подрабатывал в украинских колхозах разъездным фотографом, за шаловливость и бестолковость был гоним из редакций и издательств, был Первым пером газеты «Советский Сахалин», журналов «Человек и закон» и «Огонёк», снимал с занимаемых должностей союзных министров и прокуроров, резал по красному дереву, писал картины маслом, служил разнорабочим на заводе, вырастил трёх дочерей, построил дом, издал более двухсот книг (роман «Ворошиловский стрелок» стал визитной карточкой), получил кучу литературных премий, звание генерал-лейтенанта казачьих войск, Заслуженного работника культуры России, «за яркий вклад в мировую сокровищницу литературы» (вот так-то, ребята!) Европейской Академии Естественных наук (Ганновер) награждён Голубым Крестом с Короной, шастал по Курилам и Египту, по Оби, Стамбулу и Мадриду, по Сирии, Вьетнаму и Китаю, влюблялся, пил и плакал… А записки… Это то, что при этом получилось».
Постскриптум. И последнее. «Да, конечно, я не получил Нобелевской премии и, подозреваю, что уже вряд ли успею получить, хотя есть за что… Но две-три самые красивые женщины, из всех, которых я встретил на этой земле, успели прокричать мне в глаза:
– Пронин, я тебя люблю!
И я успел их услышать.
А вы уж без меня решайте, что выше».
А мы уже и так давно всё решили. Чёрт с ними, с премиями и деньгами, пусть достаются придуркам, а мы тоже любим тебя, Виктор Алексеевич, за твой талант и твою такую яркую, бурную, честную и неповторимую жизнь!
ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ…
Недавно в одной из московских библиотек состоялась презентация первой книги Анастасии Черновой «Самолёт пролетел» (издательство «Вест-Консалтинг»). Собрались друзья автора, в основном, выпускники Литературного института – из семинара М.П. Лобанова. Все, не побоюсь этого слова, хотя я всегда довольно-таки скуп в оценках, – очень талантливые молодые люди: поэты, прозаики, критики. Читали стихи, музицировали, шутили, атмосфера была непринуждённой и радостной. А главное, здесь чувствовался тот самый русский дух, который, к сожалению, ощущается в наши дни всё реже и реже. Но такие вот островки-оазисы всё ещё встречаются. И это как бальзам на сердце, значит, русская литература покуда жива, ростки пробиваются, слонопотамы подобно Быкову своими ножищами не затоптали её окончательно, а козы-детективщицы не сжевали всю зелёную травку и не отрыгнули её читателям. Нет, действительно это радует, а я получил истинное удовольствие, поприсутствовав на этой встрече.
Анастасию я знаю давно, со времён её детства, она – дочь известного писателя, моего друга Евгения Евгеньевича Чернова, увы, покойного. И продолжает дело отца. Вернее, идёт своей дорогой, но следуя традициям русской литературы. Надо сказать, что судьба её складывается довольно благополучно. Первые публикации (сказки) уже лет с тринадцати. Сразу после школы – поступление в Литинститут. Во время учёбы появляются рассказы, очерки и статьи на страницах популярных московских газет, журналов и альманахов, в том числе и в «Нашем современнике». Она становится лауреатом российских и международных премий, в 2011 году – победитель II Славянского литературного форума «Золотой Витязь» в номинации «Дебют». Теперь учится в аспирантуре, сама преподаёт в одном из Московских университетов, ведёт Клуб молодых прозаиков Литературного института. Согласитесь, что судьба предоставила ей большие авансы, но это только справедливо. По труду и таланту.
Она умеет анализировать и обобщать события настоящего и прошлого, человеческие характеры и судьбы. Причём делает это легко и искренно, входит в роль и зрелого человека, и ребёнка, настойчиво и целеустремлённо ищет новые литературные формы, пытается привнести в современную прозу музыкальные ритмы и образы, которые звучат в её душе. А они не только звучат – они поют, можно в этом не сомневаться. Читая её прозу, просто завораживаешься неповторимой интонацией этой яркой представительницы новой российской литературы, открываешь для себя много неожиданного. Даже мистического. Но мистика – это воздух Православия, по словам о. Сергия Булгакова. А ещё очень много внимания в своих рассказах Настя уделяет своим любимым существам – кошкам, они буквально чуть ли не со страницы на страницу прыгают, ластятся к ней и перешёптывают свои тайны. А уж она пересказывает их нам.
Постскриптум. Вот что заметил о её творчестве наш старейший критик, великий М.П. Лобанов (а лучше и не скажешь): «Рассказы её создают мозаичную по мотивам, но вместе с тем цельную картину сегодняшних жизненных примет. Цельную – по постоянству авторского нравственного отношения к тому, о чём она пишет. Можно отметить два стилистических направления в литературной работе Анастасии Черновой – простота и усложнённость. В простоте рассказа «Ветер с пыльных дорог» есть что-то даже загадочное, выводящее воображение читателя за рамки неприхотливого вроде бы текста… Другой такой же отмеченный простотой, прямотой чувств рассказ «Самолёт пролетел» – чистый по мироощущению, поэтичный по языку, искренний в любви к родной земле и её людям (звучащий как некое ретро в воздухе нынешнего жестокого времени). И как прекрасно здесь детское восприятие Волги: «Разлилась Волга – в горизонт уперлась!»… Вот это ощущение живого в душе человека, как некоего чуда в наше время, и составляет ценную черту в творчестве Анастасии Черновой».
ИСТИННАЯ ПОДОПЛЁКА ВОЙНЫ
Издательство «Алгоритм» выпустило книгу Виктора Устинова «Политические тайны Второй мировой». Автор специалист в этой области, профессиональный военный, закончил Академию Генерального штаба СССР, журналист и писатель, его перу принадлежит ряд интересных работ о великих людях России – князе Г.А. Потёмкине, М.И. Кутузове, Н.В. Гоголе, В.И. Дале и других видных деятелях отечественной истории и культуры. В 2008 году у него вышла любопытная книга «Гибель Романовых. Прусский след». Советую прочесть.
А эта книга посвящена (Устинов не скрывает этого, а напротив, подчёркивает жирным шрифтом) «Светлой памяти Верховного Главнокомандующего, Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина И.В., его солдатам и офицерам, а также труженикам тыла, спасшим нашу страну и всё человечество от фашизма». Скажут: ну, опять про Сталина, этого изверга и тирана, безграмотного стратега, воевавшего красным карандашом по глобусу! Но сказать так могут только либеральные идиоты, намеренно дезавуирующие роль Сталина в великой Победе. А Устинов аргументированно, спокойно и основательно, с привлечением архивных материалов доказывает, что Сталин действительно руководил всеми войсковыми операциями на фронтах, вникал во все мельчайшие подробности разрабатываемых сражений. И роль его в этом деле поистине бесценна. Надо отдать ему должное, а не кидаться в него постоянно комками грязи, на что способны лишь пациенты психиатрических клиник.
Вторая мировая война – историческое событие такого масштаба, что оказывает огромное влияние и на современную политику ведущих государств планеты. Стоит вспомнить хотя бы скандал вокруг Катыни, нескончаемые споры по поводу так называемого пакта Молотова – Риббентропа и прочие будоражащие умы вопросы, так и не получившие на сегодняшний день честного ответа. Несмотря на то, что прошло уже более 70 лет со дня начала Второй мировой войны, многие политические события, сопровождавшие её, так и остались тайной за семью печатями. Но автор приподнимает этот таинственный покров, скрывающий истину, рассказывает читателю подлинную политическую подоплёку самой кровавой войны в истории человечества. Которую всеми силами сейчас пытаются исказить или замолчать.
Автор пишет: «Опираясь на архивные документы и воспоминания военачальников, написанные ими до хрущёвской поры, я сделал попытку рассказать правду о войне: не в целях осуждения тех маршалов и генералов, что стояли во главе Наркомата обороны, а для осознания печальных уроков неправильного применения вооружённых сил Советского Союза при отражении агрессии фашистской Германии в 1941 году и недопущения их повторения в будущем. Ещё древние заметили, что война, так же, как и пожар, всегда подступает внезапно. Тем более сейчас, когда реформа в российской армии ведётся людьми, далёкими от военного дела и преследующими личные выгоды, а не интересы государства».
Постскриптум. Я вот подумал: а вдруг и в наши дни случится нечто подобное? Ну, скажем, пойдёт на нас войной Мальта. Был бы повод. Так враз вслед за Мальтой кинутся все страны Европы, а также Азии и Африки, не говоря уж об Америке, а там и пингвины Антарктиды подтянутся. Лишь бы жизненное пространство России захватить. И что же? Кто будет защищать Отечество? Офисный планктон с «женским батальоном» Сердюкова? В форме «от Юдашкина»? Да игрушечный кремлёвский полк с картонными карабинами. Нет, Путин явно на Сталина не тянет, не сможет он мобилизовать народ, да и народа-то того уже нет. На всё плевать. А вопрос победы – это всего лишь вопрос денег и откатов. Заплатит Мальта нашим чиновникам и военачальникам, сколько нужно, – и все двери откроются. Так-то вот.
http://litrossia.ru/2013/04/07760.html
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.