Таблица умножения для молодых поэтов

 ВАРЛАМ ШАЛАМОВ



 

1. 1x1=1.

 

Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства — важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т. д. Размеры и рифмы — это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.

 

2. Научиться писать стихи — нельзя.

 

Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.

 

3. Поэзия — это неожиданность.

 

Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма…

 

4. Поэзия — это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» —

 

непременные условия поэтической работы.

 

5. Поэзия — это судьба, а не ремесло.

 

Пока кровь не выступает на строчках — поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе».

 

6. Начала и цели поэзии.

 

Начала большой поэзии — самые разные. Цель же — одинакова с религией, с наукой, с политическим учением — сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше… Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических.

 

7. Поэзия — это опыт.

 

Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта.

 

8. Поэзия — неизвестность, тайна.

 

В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.

 

9. Стихи — это всеобщий язык.

 

На этот язык может быть переведено любое явление жизни — общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка.

 

10. Поэт-это инструмент.

 

Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.

 

11. Чувства гораздо богаче мыслей.

 

Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью — стремится донести до нас именно то, ч го не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области.

 

12. Ритм — важное начало поэзии, как и любого из искусств — музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом.

 

13. Стихи — это не поиски.

 

Поэт ничего не ищет. Творческий процесс — это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке.

 

14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же.

 

Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык.

 

15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.

 

16. Стихи не рождаются от стихов.

 

Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один — жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов.

 

17. Большие поэты никаких путей не открывают.

 

Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, — ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты.

 

18. Не суйтесь в науку

 

Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему.

 

19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала.

 

20. Пейзажная лирика — попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке И вместе с тем — пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем.

 

21. Космос поэзии — это ее точность.

 

Искания здесь и находки — бесконечны, как жизнь.

 

22. Стихи для слуха и для глаза.

 

В стихотворении услышанном — воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой.

 

23. Форма и окраска слова.

 

Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска — от согласных.

 

24. Поэзия — непереводима.

 

Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов.

 

25. «Все или ничего».

 

В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи».

 

26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы.

 

Стихотворение не будет писаться, если оно — не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить… Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают.

 

27. Рифма — поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней.

 

28. Рифма пришла к нам позже ассонанса.

 

Нет нужды возвращаться к мамонту — ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата.

 

29. Свободный стих — это стих второго сорта. Это — подстрочник еще не написанного стихотворения.

 

Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров — безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе.

 

30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист.

 

Ямбы

 

Пушкина

 

Лермонтова

 

Тютчева

 

Некрасова

 

Блока

 

Мандельштама

 

Цветаевой

 

Пастернака

 

Ходасевича

 

не спутать друг с другом.

 

31. Изучать технику стиха, понимая, что это — техника.

 

Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства.

 

32. Скупее!

 

Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше.

 

33. Короче!

 

Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии — в двенадцать — шестнадцать строк (даже восемь — Тютчев, Пастернак).

 

34. Поэтическая интонация — это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация — понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации — важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, — все это, как и чужое влияние, — должно быть осуждено наравне с плагиатом.

 

35. О таланте.

 

«Талант — это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет — то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд — это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт — образец и пример — постоянно и много работающего художника.

 

36. Традиции и новаторство.

 

Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.

 

37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м.

 

Знать

 

Анненского

 

Белого

 

Ходасевича

 

Цветаеву

 

Пастернака

 

Мандельштама

 

Волошина

 

Кузмина

 

Ахматову.

 

Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.

 

38. Проверяй себя чужими стихами.

 

Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками — не пиши стихи.

 

39. Стихи на «свободном ходу» — обязательное упражнение для поэта.

 

На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.

 

40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно.

 

В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве.

 

41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина.

 

Пушкин — поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев — еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.

 

42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

 

43. Что выше? Поэзия или проза?

 

 

 

За что же пьют? За четырех хозяек.

 

За их глаза, за встречи в мясоед

 

За то, чтобы поэтом стал прозаик

 

И полубогом сделался поэт[1]

 

44. Стихи — это не роман, который можно пролистать…

 

Стихи — это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.

 

45. Поэт и современники.

 

Для современников поэт всегда нравственный пример.

 

46. 10 х 10 = 100.

 

1964

 https://lit.wikireading.ru/27836

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.