Владимир Ушкал
Свобода относится к высшему классу идеалов. Попытка отнять чью-то свободу является преступлением против личности. Вместе с тем, понимается - каждый из нас поступается своей личной свободой ради общего дела. Такое может происходить не только в мелких делах, но и в более важных предприятиях.
Возьмём, к примеру, просто теннис. На поле два человека соглашаются играть согласно правилам игры. Ни один из игроков не претендует на свободу играть по своим собственным правилам. Игра - бы не была возможной, не применив таких условий изначально.
Каждое человеческое существо, живущее в любой части света и любой национальности, любого пола и возраста, имеет право на то, чтобы к нему относились не как к статисту, а как к самодостаточной сущности, обладающему собственным именем и особенностями, рождённому, чтобы быть свободным.
Когда встаёт вопрос о том, что является условием реализации полной свободы человека, оказывается - основные типы жизненных позиций населения кардинально расходятся в своих ответах на него. В сущности, вопрос формулируется так: является ли человечество высшей и единственной разумной силой в нашем мире или во Вселенной в целом? Должен ли человек быть ответственным перед кем-нибудь, кроме самого себя?
Глубокое и чрезвычайно сильное стремление к свободе позволяет человеку стать независимым от какой-либо высшей силы и потому – совершенно
с в о б о д н ы м.
Приведём анализ, предпринятый христианским апостолом Павлом в письме, написанным для христианской общины Рима около 59 г. н.э. Павел был евреем, но унаследовал римское гражданство. Свободно владел как арамийским, так и греческим языками. Благодаря этому он прекрасно ориентировался в разнообразных распространённых религиях. Вёл дискуссии с философами — со стоиками и с эпикурийцами.
Стоики полагали, что в основе мироздания лежит творческий направляющий Р а з у м, пронизывающий собой любое явление в мире. Согласно их учению, этот Разум безличен и просто составляет часть мира. Их учение имеет для нас значение потому, что оно явилось одной из ранних попыток объяснения мира как системы, они пытались построить всеобъемлющую концепцию без привлечения потусторонних сущностей.
Эпикурийцы же были м а т е р и а л и с т а м и. Они полагали, что в мире нет ничего, кроме материи и пространства. Тело человека, его мозг, разум и душа состоят исключительно из атомов. После смерти человек распадается на составные части. Жизни за гробом, по их убеждению, не существует и, следовательно, нет и Страшного Суда. Те Боги, которые существуют, совершенно не связаны с человеком, с его миром и поведением…. Человек свободен и независим. Высшее благо для него — удовольствие.
Бегство человека от Бога было преднамеренным, говорит Павел. Оно произошло не в силу неосведомленности или небрежности. Люди скрывали, подавляли истину, не хотели сохранять знание о Боге, отказывались от него. Познав Бога, не захотели прославлять Его как Бога и не возблагодарили Его (Римл.1:21).
Слова «не возблагодарили Его» - дают ключ к движущим мотивам их поведения. Поблагодарить кого-нибудь за протянутую руку помощи, за большой или маленький подарок, выразить благодарность врачу за спасение жизни — такого рода благодарность м о ж е т быть выражена б е з п о т е р и ч у в с т в а н е з а в и с и м о с т и.
Но отношения с Богом строятся иначе. Чтобы прославить Его как Бога, мы должны признать, что зависимы от Него во всём; мы обязаны Ему всем — от планеты, на которой живем, до элементов составляющих наше тело, мы обязаны Ему солнечным светом и озоновым слоем, нашим дыханием, пищей, нервными связями в головном мозге и интеллектом, генетическим кодом, записанными в наших клетках, и моральными законами, записанными в нашем сердце. Другими словами — всей жизнью.
И это должно быть воспринято как утверждение, имеющее под собой основания всей сущностью религии. Так, Религия, — пишет проф. МДА А. И. Осипов, — предлагает бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о реальности духовного мира (опыт «переживания» Бога огромным числом людей, особенно святыми; такой же опыт видения души, ангелов, демонов; пророчества и предсказания; поразительное нравственное воздействие святых на окружающих, чудеса и др.). Но, наряду с бесчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Но желание быть независимым от Бога, по мнению Павла, возникло у человека в самом начале человеческой истории.. В нём заключена сущность падения человека. Согласно Библии, (Быт. 3:1-4), первородный грех не был чем-то трагическим и жутким, вроде убийства; человек впал в грех, послушавшись голоса искусителя, сказавшего ему, что путь к полной реализации человеческих возможностей состоит в том, чтобы обрести независимость от Бога, сорвать запретный плод, и тем самым стать независимым от Бога в определении того, что хорошо, а что плохо. Чем это закончилось, известно всем!
Для того, кто сотворён, желание жить независимо от Творца означает жить в противоречии с действительностью. Знаменитый генетик-марксист Ричард Левонтин материалистическую позицию объясняет следующим образом: « ...чтобы наш материализм был абсолютен, мы не можем допустить чтобы Бог проник хотя - бы в прихожую нашего дома».
Бегство человека от Бога во все времена было вызвано стремлением к нравственной и духовной независимости и с в о б о д е. На первый взгляд может показаться странным, что человек способен так уронить своё достоинство. Человек знал, что он выше по своей ценности и значимости, чем весь материальный мир и материальные силы Вселенной. Это, конечно, не означало, что в те далёкие времена он мог управлять этими силами. Но, живя в доверии и зависимости от Творца, он знал, что природа находится в подчинении Его Отца, Б о г а.
Выбрав путь жизни, независимый от Творца, он стал чувствовать себя более и более отчужденным от Него. Он понял, что предоставлен сам себе и должен сам совладеть с мощными и таинственными силами, от которых зависела его жизнь и которые могли легко его уничтожить. Он должен был теперь уважать эти силы: это они теперь управляли им, а не он — ими. Поэтому он их обожествлял. Человек поклонялся солнцу, луне, звездам, силам плодородия, ураганам и ветрам, а также способностям человека — таинственным силам пола, агрессивности, слепой Судьбе и Случаю.
Ведь о какой свободе может идти речь, если разумное человеческое существо подобно рабу, гнёт спину перед лишённой разума и сознания природой? Так наступает конец свободы и независимости! А религия?
Вот как определяли религию различные выдающиеся мыслители: Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил. И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга. Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».
Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».
В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).
Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определённый образ мыслей, но через определённый образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».
Понимание свободы имеет несколько смыслов. Здесь отметим три. Первый – метафизическое её измерение, когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы – свобода воли, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Макарий Египетский говорит: "А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет ... так свободен и ты”. "Поэтому природа наша удобоприемлема и для добра, и для зла, и для благодати Божией, и для сопротивной силы. Но она не может быть приневоливаема”. Классический афоризм отцов Церкви: "Бог не может спасти нас без нас – прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этой свободы.
Второе измерение свободы – социальное. Оно означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. В этой области более всего возникает трудных вопросов, поскольку в обществе в соприкосновение приходит множество лиц, обладающих свободой воли. В целом – это проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире.
И третье измерение свободы – свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой. Великой свободы достигают святые, очистившиеся от страстей. Относительной духовной свободой обладает каждый "обычный” человек (ср. Ин. 8;34). И лишь ожесточившиеся во зле, хулящие Духа Святого (Мф.12; 31-32) и ставшие неспособными к добру потеряли её. Христианство, таким образом, идеал духовной свободы видит в Боге, и тем самым в принципе отрицает возможность существования какой-то абсолютной свободы (по ту сторону добра и зла) в человеке. Прот. Сергий Булгаков писал: "Свобода [человека] относительна… Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее обожению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству”. Св. Исаак Сирин говорит: "Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы”.
И закончим: Апостол Павел говорит: "Где Дух Господень, там свобода” (2Кор.3; 17). То есть, как он сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает».
Владимир Ушкал, врач, писатель.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.