Фрагмент из книги
1.СУЖДЕНИЯ О СВОБОДЕ И НЕОБХОДИМОСТИ
Разброс народных суждений о свободе и необходимости настолько велик, что создаётся впечатление о размытости ряда понятий, имеющих отношение к этим категориям. Возникает мысль о затруднении сделать выбор между ними. В частности, народ любит свободу, ценит её и дорожит ею- такова история человечества! Однако, та же история свидетельствует о том, что каждый индивидуум понимает под свободой что- то своё, не совпадающее с мнением других людей.
Размышляя о природе понятия свободы, констатируем слишком широкий круг обязанностей и ограниченный круг возможностей в её рамках. «Бог дело творит, а человек за них отвечает»- бенгальская поговорка. О необходимости- с точки зрения о ней как воплощённой божественной мудрости и высшей справедливости: «Умному Закон, дураку- палка», - заявляют казахи.
По логике пословиц свобода не только противопоказана человеку, но и лишена вообще всякого смысла, ибо во главу угла ставится Закон.
Если сравнивать свободу и необходимость, то можно констатировать, что они друг другу не противоречат. Однако, они связаны между собой и связь эта достаточно глубинна. «Будь слугой совести и хозяином воли»- говорят азербайджанцы.
В повседневной жизни свобода и необходимость предстают перед нами не в едином комплексе, а в чередовании. Человек сам определит меру пользования свободой, также- когда нужно покориться необходимости.
Природа ставит человека перед выбором: хочешь свободы- трудись, не хочешь трудиться- будешь рабом необходимости. «Плывёт лодка- греби, честь вода- черпай!», рекомендуют вьетнамцы.
2.СУЖДЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ
В. Даль справедливость определяет как «править, прямить, выправлять; правильный сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Здесь сталкиваются понятия соотнесения действий человека соответствия велениям совести с установленным законом и соответствия велениям совести.
Рассматривая принцип справедливости, вкладывая в это понятие меру воздаяния добром за добро и злом за зло, акцентуируем внимание на обязательности противодействия злу и считаем необходимым безусловного воздаяния добром за добро.
Сложность воплощения справедливости в жизни видится в неоднозначности природы человека. Каждый знает, что такое справедливость и требует справедливого же отношения к себе, не забывает о ней тогда, когда речь идёт и о других(так должно быть). «Не в силе Бог, а в правде»- русская пословица.
Размышляя над проблемами выгоды и справедливости, необходимо отдать предпочтение, конечно, справедливости! Успех и выгода, достигнутые вопреки справедливости, дают определённые преимущества, но временные. Для стабильного же благополучия человека необходима справедливость. А искать справедливость где- то на стороне не следует. Её надо утверждать, требуя её, прежде всего, от самого себя.
Справедливость есть эквивалент человеческого достоинства, синоним добра, смысл качественности человеческих отношений. «Не ищи правды в других, коли в тебе её нет»- гласит русская пословица.
3.СУЖДЕНИЯ О БЛАГОДАРНОСТИ
По В.Далю, благодарность- «чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние, самоё исполнение этого на деле».
Благодарность всегда выступает в качестве позитивной душевной реакции человека на сделанное ему добро, как справедливость сердца. Принцип благодарности – универсальный и всеобъемлющий. «Пьёшь воду- не забывай о вырывших колодец»- говорят китайцы.
Благодарность как справедливость сердца отличается от обычной справедливости тем, что она сама себе устанавливает меру, В практической жизни различаются два вида благодарностей: благодарность человека и благодарность человеку, которая должна быть душевно щедрой. К ответной благодарности нужно относиться философски: «Будет хорошо, не будет- Бог с тобой!», гласит русская пословица. Неблагодарность же следует рассматривать как несанкционированное зло, крайнюю форму несправедливости. «Нельзя платить за помощь кровью, а за благодарность- обманом», говорят монголы.
В целом, благодарность видится как средство установления добрых отношений между всеми людьми. «Великодушному весь мир родня», считают бенгальцы. Потому – то и неплохо было бы заменить кровнородственные отношения новым типом таких контактов, основывающихся на духовной близости, на чувстве благодарности и душевной мудрости.
4.СУЖДЕНИЯ О ВОЗМЕЗДИИ
В. Даль возмездие трактует как «воздаяние, награду и кару, плату по заслугам, вознаграждение». Каждый совершённый поступок возвращается к тебе в том же качестве(!), но может вернуться и в отягощённом варианте. «Зло вернётся к тому, кто его сотворил», убеждает народ хауса.
Возмездие предполагает не лишённое сострадание к человеку и его земному уделу, при этом- нетерпимость и безжалостность по отношению к тем, кто стремится уйти от справедливой оценки содеянного, если оно мало праведно. «Если положил голову в ступу, так уж нечего песта бояться», заявляют индусы. То есть, если ты сам привёл к гибельной ситуации, постарайся достойно и мужественно встретить неприятности, не стремись малодушно избежать заслуженной расплаты. Возмездие необходимо рассматривать как внешний эквивалент внутреннего потенциала личности. И не только в момент жизни человека, но и как итог его земного существования.
В отличие от судьбы, рока и предопределения, возмездие имеет характер одновременной кары и искупления вины человека.
5.СУЖДЕНИЕ О СТРАДАНИИ
Страдать по В.Далю «биться, бояться, бедовать, мучиться, маяться, терпеть боль, скорбеть, тосковать, болеть душою…». Речь идёт о физической боли или материальном убытке, также – и о явлении нравственном, духовном испытании.
Страдание изначально у русского народа понималось как интенсивный и напряжённый труд ради хлеба насущного. Труд этот носит характер пессимистический и предопределяет нерадостную судьбу и бесконечные мытарства и тяготы. Убеждение в посильности человека земным страданиям и их окупаемости на небесах, подводит к мысли о осмышленности человеческого страдании и его оправданности.
Объективный факт принятия страдания, хотя и неприятный, но имеет место в нашем земном существовании. При этом, страдание в нашей жизни многое выявляет и многому учит. «Кто никогда не болел, не дорожит здоровьем», считают башкиры.
От констатации важности страдания для правильного понимания мира и жизни, мы идём к необходимости знания человеческой науки страдания, в итоге- для нашего благополучного существования на Земле и для подкрепления надежд на небесное спасение.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.