СУДЬБА СЕРБСКОЙ КРАИНЫ.

 

 


    Исполнилось 28 лет со дня проведения в августе 1995 года вооруженными силами Хорватии операции «Буря». Тогда армия Хорватии практически уничтожила так называемую Республику Сербская Краина. История той непризнанной республики, трагическая, героическая и поучительная наводит на размышления. Некоторые политики, особенно украинские, любят сравнивать те события с войной, которая ведется в наши дни на Донбассе. Остановимся на них и мы.

                                 

                                 ИЗ МИНУВШЕЙ ИСТОРИИ.

   Непризнанная Республика Сербская Краина (РСК) образовалась в ходе гражданской войны в бывшей Югославии в 1991году. Она появилась в качестве ответа хорватских сербов на стремление Загреба не только отделиться от Югославии, но и создать свое государство, населенное преимущественно хорватами. Столицей РСК был Книн, в нее входили несколько регионов. Население Краины насчитывало около полумиллиона человек и на 91% состояло из православных сербов, тогда как остальная часть Хорватии была населена преимущественно католиками-хорватами. В 1995г. прекратила свое существование, ее территория была интегрирована в Республику Хорватия.

   Хорватия еще в давние века имела свое королевство. Затем хорватская корона соединилась в династической унии с венгерской, а в XVIвеке, благодаря династическим бракам венгерская и хорватская короны перешли в дом Габсбургов,  которые и правили Хорватией до начала XX века. После I мировой войны в 1918 году хорватия вошла в состав королевства Сербов, Хорватов и словенцев, позднее переименованного в королевство Югославия. В 1941г. с благословения Гитлера усташами под руководством Анте Павелича было создано Независимоегосударство Хорватия, которое проводило геноцид сербов, евреев и цыган. Оно было разгромлено коммунистическими пвартизанами Иосипа Броз Тито. В 1945г. была создана Социалистическая Федеративная Республика Югославия

или СФРЮ, в состав которой вошли шесть республик: Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Черногория и Босния и Герцеговина.

     Надо отметить, что Краина ранее никогда не входила в состав Хорватского государства и была впервые присоединена к «Великой Хорватии» по решению Гитлера в 1941 году. Из почти 2 миллионов сербов, оказавшихся на территории этого образования, 500 тысяч были убиты и 200 тысяч насильственно обращены в католичество. В одном только концлагере Ясеновац было уничтожено около 1 миллиона человек – в основном сербов и евреев. Но после войны коммунистическое правительство во главе с хорватом Тито оставило Краину в составе Хорватии.
   Когда в 90-м начался инициированный Западом распад Югославии (аналогично СССР), краинские сербы, предчувствуя наступление худших времен, вышли на референдум о независимости. В соответствии с западными двойными стандартами он был объявлен «фарсом, прикинувшимся демократией». Зато референдум в Хорватии 19 мая о «независимости и самоопределении» был воспринят на Западе с подобающим уважением.

  В том же 1991году начались первые бои между сербами и хорватами. В Хорватию начинают стягиваться наёмники из Европы, готовые убивать «сербских варваров».

Хорваты интенсивно формируют собственные вооружённые силы, численность которых с июня по август 1991 года возросла в 6 (!) раз. Идут ожесточенные сражения.   

     Все же с весны 1992 по весну 1995 годов, РСК была под защитой «голубых касок», что несколько стабилизировало жизнь в республике, упрочило её экономику. Плодородная земля приносила хороший урожай, восстанавливалось сельское хозяйство. Правительство в 1994 году разработало программу стабилизации, начало выдавать зарплату. 

    Тем не менее, несмотря на присутствие миротворцев на границах РСК и Хорватии, хорватскую армию это не смущало. Она провела ряд агрессивных действий в отношении сербской стороны по захвату стратегически важных для Хорватии территорий. Уже в сентябре 1994 года Пентагон начинает подготовку военных Хорватии к новому, решающему броску. Хорваты получают в своё распоряжение все данные со спутников. Им поступает оружие из Германии, Австрии, Украины и Ирана. В первых числах мая 1995г. хорваты проводят операцию «Молния» и оккупируют Западную Славонию. В июле в Лондоне встречаются немецкий министр иностранных дел Клаус Кинкель, госсекретарь США Уоррен Кристофер и хорватский дипломат Миромир Зузуло. На встрече они рассматривают план вторжения, и западные дипломаты дают добро на проведение операции «Буря». Хорватам гарантировали невмешательство со стороны Сербии, так как Слободан Милошевич ставил целью снятие экономических санкций к октябрю и не был готов к войне.

     Операция «Олуя» («Буря») началась утром 4 августа 1995 года массированным наступлением 200-тысячной хорватской армии на Книн. При этом таинственно испарились размещённые в Краине «голубые каски» ООН. В 19:00 2 самолёта НАТО с авианосца «Теодор Рузвельт» атаковали сербские ракетные позиции под Книном. Ещё два самолёта с итальянской авиабазы бомбят сербскую авиабазу Удбина. 5 августа в 10:00 хорваты врываются на окраины Книна.   

      После нескольких дней агрессии в Краине из 500 тысяч населения осталось не более 5 тысяч. Были сожжены и разрушены тысячи домов, уничтожены техника и скот,  древнейшие сербские монастыри. Толпы беженцев, под палящим солнцем, без пищи и воды, двинулись по дороге, ведущей к Баня-Луке и далее к Белграду. За 4 дня погибло около 14 тысяч только гражданских лиц. 12 тысяч пропало без вести. Беженцев бомбят самолёты НАТО (хотя НАТО, естественно, и отрицает эти преступления) и хорватская авиация, ведётся артиллерийский обстрел сербов на дорогах, расстрел из стрелкового оружия и танков. Бесконечные колонны сербов атакуются хорватами непрерывно. Хорватские дети и католические священники забивают женщин кирпичами и арматурой, закалывают вилами. При этом силы ООН либо ушли сразу, либо не вмешивались. 10 тысяч «миротворцев» в Хорватии и Краине выбрали тактику пассивного наблюдения.

  О запланированности падения Краины говорит многое. Из причин: первая из них внешняя  –  предательство со стороны Большой Сербии во главе со Слободаном Милошевичем. Белград сдал Краину заранее, задолго до начала агрессии. Югославская армия по ряду соглашений обязана была защитить РСК, но этого не последовало. Никто в Белграде не хотел защищать то, что давно продано. 
      Вторая причина – внутренние неурядицы в руководстве Краины, которые шли все годы ее существования. А в мае 1995 года был сменён главком войска РСК. Штаб раздирали внутренние противоречия, не способствовавшие организации обороны. Служившие в штабе офицеры были выдвиженцами председателей РСК и назначались не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности. 

   Некоторые уроки. В условиях военной опасности должны быть сведены на нет внутренние дрязги. Военные же просчёты командования армией Краины также показывают, насколько важен профессионализм командного состава.

      Хотелось бы отметить и то, что звериная ненависть к сербам со стороны Запада связана исключительно с их Православной верой. В этом коренится застарелая, вековая ненависть европейцев к Византии, к «схизматикам», сохранившим верность исконной христианской веры. Эта ненависть носит подсознательный, глубоко религиозный, даже метафизический характер. Как бы мы ни пытались скрыться от своего исторического призвания, нам это не удастся: в нас будут стрелять, грабить наши дома и жечь наши святыни – только за то, что мы такие, какие мы есть.Только общее, единое осознание нашего Православного Богоизбранничества  поможет нам выстоять перед этим натиском сил глобальной тьмы. 

                              

                                НЕПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ  ПАРАЛЛЕЛИ.

     В связи с 25-летием операции «Буря» высказываются  украинские политики, в украинских СМИ появляются статьи типа «Как Хорватия расправилась со своим Донбассом». Проводятся аналогии, в которых часто сравниваются Украина с Хорватией, а хорваты с галичанами. Действительно, оба народа имели место быть в Австрийской империи. И в религии хорваты-католики и галичане, в основном греко-католики, имели одного высшего иерарха – папу Римского. На этом сравнения заканчиваются. На разных ролях были они и в Австрийской монархии. «Кроаты» служили и были известны как австрийская конница. Галичане же преимущественно обретались в лакеях или пахали на помещиков. Во время войны Гитлер позволил хорватам создать пусть марионеточную, но свою республику, а галичанам пришлось утереться несамостийным «дистриктом Галиция». Вот разве что по звериной жестокости не было среди пособников Гитлера равных как галичанским бандеровцам, так и хорватским усташам. Так и в остальном. Украина (где проживают не только галичане) далеко не Хорватия, и время другое, и силы, вступившие в противоборство, иные.

    Хорватии страны Запада поставляли оружие, а Украине разве что списанный хлам, вроде английских броневиков и пр. Хорваты три года натаскивали свою армию, причем и сами, помимо помощи из США. Армия же Украины, особенно ее боевой дух, в жалком состоянии. У Хорватии и РСК не было переговорного процесса,  который худо-бедно идет между Украиной и ЛНР/ДНР, за ним вдобавок стоят в качестве повивальных бабок великие державы. Кроме того, за РСК вообще никто не стоял, даже официальный Белград. Сегодня за ЛНР/ДНР стоит Россия, особенно в системе международных отношений. Без поддержки Вашингтона и НАТО Киев не решится на широкую военную операцию, а эта поддержка невозможна до тех пор, пока Москва будет помогать Новороссии.  А для России это вопрос чести. В общем, не складываются параллели.

  Зато исторические аналогии отыскиваются совсем в других событиях. Нынешняя ситуация, сложившаяся после Минска-2, слишком уж напоминает так называемое  «стояние на Угре». Случилось такое событие в 1480 году, в результате которого Россия сбросила власть Орды. В тот год ордынский хан Ахмат, как и нынешняя киевская хунта,  заручился поддержкой тогдашней «Европы», заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV,  и двинул войска на Москву. Войска сошлись на берегах реки Угры и началось их долгое стояние и вялые военные действия, прерываемые переговорами. Известно, что одержать победу можно и не вступая в бой. Это самое большое искусство, как учил великий китайский полководец древности Сунь Цзы.  Тут уж кто кого пересидит. У кого тылы крепче, тот и победитель. В Орде в это время как раз началась очередная замятня среди претендентов на ханский трон. В  общем, не дождавшись обещанной европейской помощи, вытерпел этот Ахмад до ноября, а потом рванул с войском домой. Все равно припоздал, бедолага. Так и был зарезан шибанским ханом Иваком в приазовских степях. А промерзшие и озлобленные татары, решив отомстить королю Казимиру за предательство, напали на Польшу, где разрушили и разграбили двенадцать городов.

   Я не знаю, кто из соискателей места у властного киевского корыта с большим рвением сегодня точит нож, чтоб «зарезать» президента, или демократически спихнуть с трона, но, будьте уверены, там не одна такая тусовка. Как говорит народная мудрость – где два украинца, там три гетмана. Кстати, о гетманах. Во время русско-польской войны 1654-1667гг. случались времена, когда их было зараз аж до четырех. Шли у них какие-то сомнительные союзы с поляками и турками, а чаще просто столкновение шкурных интересов. Вот только за это время Украина, растерзанная междоусобицами, будет истекать кровью и превратится в сплошную рану. Летописцы назовут этот период Руиной.

     Так было и в другие века при правлении иных «гетманов». При отстранении гетмана Разумовского, назначенный в 1764г. генерал-губернатором Малороссии П.А.Румянцев застал там картину полного развала.  Да что далеко ходить – за минувшие четверть века   превратить бывшую десятую экономику мира в нищую страну – это надо умудриться!

В общем, как говаривал еще Вольтер относительно Украины:"Плохое управление погубило здесь то добро, которое природа пыталась дать людям". Наверное, это преследующий ее рок.

   На Украине видно, как  экономика бодро стремится просесть на дно. Нет энтузиазма и в обороне: хоть число долларовых миллионеров среди генералов увеличилось в разы, а вот желающих погеройствовать в «АТО» приходится отлавливать уже в шестой волне «могилизации». Да и с кадрами, которые, как известно, решают все, неувязка. Рассказывают, что в Тбилиси люди уже боятся ходить возле украинского посольства – как бы не уволокли и не всунули в  какое-нибудь украинское министерство.

   К тому же, похоже, и вашингтонскому обкому, и его европейским подручным эта Щеневмерла порядком осточертела. Денег вбухали немеряно, а толку? «Какая там еще война? –  несколько дней назад высказался в газете «Зюддойче Цайтунг» политик и бывший еврокомиссар Гюнтер Ферхойген. -  Украина на грани банкротства, ее ждет гуманитарная катастрофа, угроза голода и холода».

    А тут еще англоязычные СМИ вспомнили про резолюцию и Публичный закон США № 86-90 от 17 июля 1959 года, принятый американским конгрессом и сенатом. Все бы ничего, да только в законе признается независимость Донбасса от Украины. В «Казакию», как она именуется в нем, входят территории нынешних ЛНР и ДНР, а также Запорожской области. 

    С чего бы такие публикации? И так уже призрак третьего Майдана пугает по ночам украинских политиков.

       Александр Акентьев

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.