Борис Москалюк
Алексей Стаханов (3 января 1905 - 5 ноября 1977)
Родился Алексей Григорьевич фактически 21 декабря 1905 года (по старому стилю) в семье неимущего крестьянина, в деревне Луговая Орловской губернии. Лихая нужда, нестерпимая бедность привели молодого Стаханова в 1927 г. на Донбасс, на Ирминский рудник. Холщевая одежда и лапти, сундучок и гармошка – вот и всё богатство парня, с которым он пришёл в профессию горняка – профессию осознанного риска.
Сегодня его именем названы улицы и поселки, шахтные участки и шахты, его имя носит город.
Алексей Стаханов – имя-символ. Символ энтузиазма и новаторства советского человека в эпоху индустриализации страны. Родилось оно, и живет своей самостоятельной жизнью подобно тексту книги, отделившемуся от автора после выхода книги в свет.
В последний день уходящего лета 1935 года. Точнее, в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за одну смену, длившуюся 5 ч. 45 минут никому тогда ещё неизвестный забойщик шахты «Центральное- Ирмино» А. Г. Стаханов добыл 102 тонны угля (при норме – 7 тонн), в 14 раз превысив норму и установив рекорд. Этот рекорд доказал эффективность такого метода и способствовал изменению технологии труда шахтёров. Так, Алексей Григорьевич Стаханов навсегда вписал своё имя в историю труда, установив мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке.
Этот трудовой подвиг А. Г. Стаханова положил в Советском Союзе начало всенародному движению за наивысшую производительность труда. Понятие «стахановец» стало знаком трудовой доблести. А, словосочетания: «стахановский рекорд», «работать, трудится по-стахановски», «стахановскими темпами» и т. д. – стали не только лозунгами и заголовками газет, они просто вошли в жизнь. Поэт Вячеслав Иванов вообще определил значение символа так: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении». Но такое определение лишь умножает неизвестные стороны определяемого.
С развалом СССР, на бывшей его территории, казалось, имя Стаханова, само стахановское движение ушли в прошлое, что ни подвиги, ни добровольная жертвенность во имя идеалов светлого будущего уже не нужны. С началом перестройки их вместе с историей страны стали, на первых порах, робко ревизировать, затем в угоду сиюминутной политики реквизировать, а далее, как сейчас в Украине, и вовсе вымарывать.
Советским символам в настоящее время приходится жить в ироническом, с точки зрения вечности, контексте. И это ещё, скажем, в лучшем случае. Сомнения, а то и просто зависть, всегда соседствовали рядом с тем или иным новым трудовым рекордом. Но сегодня чаще сквозит раздражение.
Сквозняки в истории это далеко не свежая струя воздуха, продувающая шахту.
Есть рекорд! Когда слово и дело объединены одним дыханьем
До сих пор продолжается спор о том, кому принадлежит идея рекорда. Самому лично Стаханову, руководству ЦК партии, администрации ли шахты и т. п. То же и о стахановском движении – возникло ли оно случайно, стихийно или подготовлено «центром»? Искал ли сталинский «аппарат» героя?
В годы перестройки нечто подобное и легло в основу сомнений и нападок на стахановское движение и рекорд. В «Комсомольской правде» 15 октября 1985г. было опубликовано «Письмо в редакцию» инженера по научной организации труда Б. Федорова, который выразил сомнения по поводу истинной значимости этого знамения времени. Тут же к этому, под общим заголовком «Рекорд», газета привела комментарий своего экономического обозревателя Павла Вощанова, который потом стал пресс-секретарем Бориса Ельцина, Президента Российской Федерации. Комментатору не удалось развенчать утверждения автора письма и даже обвинения в том, что движение положило начало репрессиям. Не был дан и ответ на вопрос – надо ли делить рекорд Стаханова на троих шахтеров? Здесь уместно вспомнить, что уже тогда в 35-м в буржуазной прессе писалось о том, что рекорд был осуществлен по указке «сверху», что он достигнут ценою физического истощения человека, а сам Стаханов объявлен агентом ЧК-ГПУ-НКВД.
На все злобные нападки и домыслы давно дан ответ организатора рекорда, тогда парторга ЦК ВКП (б) на шахте «Центральная-Ирмино», Героя Социалистического труда К. Г. Петрова. Цепкий и смекалистый от природы организатор – Константин Петров до конца своей жизни настойчиво отстаивал свое право на идею организации и реального воплощения рекорда на отбойном молотке. Это он предложил и уговорил Алексея Стаханова пойти на рекорд. Риск был. Но они оба понимали, что любой рекорд – это мгновенный порыв на какое-то определенное время. А путь дальше: от рекорда – к норме. То, что рекорд не случайность Стаханов убедительно доказал это уже 9 сентября т. г. Он повысил свою личную выработку до 175 тонн, а через несколько дней – до 277! Одновременно, это было и утверждение авторитета личности.
Рекорд, экстренное заседание партийного комитета шахты в 6 утра 31 августа 1935 г. и историческое Постановление шахтпарткома «О производительности забойщика Стаханова», которое в 10-и пунктах ёмко определяло комплекс моральных и материальных поощрений – это «звездный час» партийного организатора.
На ту смену, ставшей исторической, в шахту, в лаву пласта «Никанор-Восток» спускались А. Стаханов, два крепильщика – Т. Борисенко, Г. Щигалев, парторг К. Петров, начальник участка Н. Машуров и редактор шахтной многотиражки «Штурмовка» П. Михайлов. Последний, разумеется, для освещения рекорда… Обязанности между ними были распределены следующим образом: Стаханов рубил уголь, Петров освещал ему своей лампой-«надзоркой» забой, Машуров был на штреке и руководил вывозкой угля, не допуская подсыпки лавы, а Михайлов следил за временем. Он потом первым из журналистов написал о трудовом подвиге горняка из Кадиевки.
Рекорд А. Стаханова не был случайностью и не являлся делом личной удачи новатора. На штурм рекорда потом пошли не только горняки.
Уже потом, через полвека, как то в августе 1985 г., близко к торжествам К. Г. Петрову был задан вопрос: «Константин Григорьевич, почему именно на Стаханова пал ваш выбор при организации работы по-новому?» Он, почти не задумываясь, дал исчерпывающий ответ: «Признаться, – произнес Константин Григорьевич, – я до конца и сам сейчас не могу абсолютно точно ответить. Алексей Стаханов был сметлив, трудолюбив, добросовестен, силен физически. Но были, действительно, и другие ребята, не уступавшие ему в этих качествах. Теперь, осмысливая прошлое, я думаю, что как некогда академик Королев, выделивший Юрия Гагарина среди многих других кандидатов на первый полет в космос, руководствовался не только деловыми, но и чисто человеческими качествами первого в мире космонавта, так и мы коммунисты шахты увидели в Стаханове яркую, незаурядную личность». И далее с нескрываемой грустью Петров сказал: «Мы дружили всю жизнь».
В 35-36-х годах была издана книга А. Стаханова «Рассказ о моей жизни». Пересказывать её не будем, сошлемся только на его статью «Мой рекорд» из газеты «Социалистический Донбасс» №203 (осень 1935 года), в которой Стаханов рассказал о своем рекордном достижении. При прочтении книги и этого материала надо делать скидку на то, что тогда в печати, тем более газете-органе обкома КП(б)У, могла появиться только идейно выдержанная статья. Итак...
«Мне 30 лет. 8 лет из них я работаю на шахте «Центральная». Сначала, в 1927 году, я был тормозным, а затем коногоном. – рассказывал в статье А.Г. Стаханов. – Вспомнишь, бывало: раздался свист, и партия вагонов порожняка промчалась под забой, и только свист Алеши-коногона был слышен вдоль продольной коренной!
Эту лихую жизнь я вспоминаю с чувством победы, ибо в 1929 году я перешел в забой. Работал на обушке, а затем в 1931 году перешел на отбойный молоток. Рубал полнормы, норму, как удавалось, как приходилось, как лежал клеваж или сходились струи угля.
В 1933 году я пошел на курсы забойщиков на отбойных молотках. Здесь я узнал и теорию, и практику механизации, здесь я понял, что значит техника и как велико значение человека, который овладел ею. Полученные на курсах знания я начал применять на практике».
Барская ласка до порога
Алексей Стаханов, в известной мере, был любимцем Сталина. Вождю нравился этот высокий, стройный, простоватый во всем, рыжеватый красавец, пышущий здоровьем с удалой силушкой, взятой от родителей по наследству. Но и он-то, вождь, приложил руку к тому, чтоб развести Стаханова с женой – любимой смуглянкой Дусей. «Барская ласка до порога» – когда-то так говаривали крепостные крестьяне. Такова, оказывается, и природа вождей. После смерти Сталина звезда Стаханова закатилась. Не сложились у легендарного забойщика и отношения с Хрущевым.
Личная жизнь – это всегда terra incognito. Меж тем, именно эта сторона жизни Алексея Григорьевича более всего вызывала нездоровый интерес и различные пересуды. Однако, эта тема для другого рассказа.
В 1958 году волею судьбы А. Г. Стаханов вновь оказался на Донбассе. Но не в Ирмино и не в Кадиевке, а в Чистяково, ныне город Торез Донецкой области.
Из пересказа Константина Петрова, который почти дословно передал горькую исповедь Алексея: «Сам Хрущов отправил меня на Донбасс – говорил Стаханов. – Вышло все случайно, но всё же?!.».
На Октябрьские праздники в Кремле принимали заграничные делегации. Как правило, их возглавляли первые секретари компартий: Георгиу-Деж, Морис Торез, Пальмиро Тольятти, Тодор Живков и другие., Кто то из них и спросил: «А где ваш Стаханов теперь?».
Никита Сергеевич Хрущев ответа на этот вопрос не знал, позвонить в Министерство положение не позволяло, потому с ходу ответил, что Стаханов живет в Донбассе и работает на шахте, пообещав в следующий визит, будь то Тольятти или же Тореза, в СССР устроить встречу с легендарным шахтером. После встречи Хрущев позвонил министру угольной промышленности и спросил, где Стаханов. С удивлением Хрущев узнал, что в Донбассе тот уже давно не был и вполне себе неплохо обустроился в Москве, в доме на Набережной.
Стаханова вызвали к Хрущеву, который с ходу поручил шахтеру в 48 часов отбыть в Донбасс.
По легенде, Стаханов спросил, в чем он провинился, на что получил ответ Хрущева: «Партии лучше знать, где ты нужен. Как шахтер шахтера ты меня поймешь». Стаханов возмутился, вскричав: «Да какой ты, на хрен, шахтер», после чего его судьба была решена. К слову, Никита Хрущев шахтером действительно не был, а работал на шахте слесарем.
После этого Стаханова назначили помощником главного инженера треста «Торезантрацит» и отправили в Донбасс. Семья за «ссыльным» не поехала, оставшись в Москве.
После переезда из Москвы в донецкий городок Чистяково, Стаханов не получил даже квартиры: сначала он снимал номер в дешевой гостинице, затем несколько лет прожил на пятом, последнем этаже общежития. По иронии судьбы, 16 июля 1964 года Чистяково переименовано в Торез в честь деятеля французской Коммунистической партии Мориса Тореза.
Прожив после этого 13 лет неприкаянной и невостребованной по-настоящему жизни, А. Г. Стаханов 5 ноября 1977 года скончался.
Стаханов. Как убивали город и его углепром
15 февраля 1978 года Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР город Кадиевка, в котором Алексей Стаханов установил свой легендарный рекорд, был переименован в Стаханов. Это событие явилось особым подарком Константину Петрову, сподвижнику рекорда Стаханова, которому в ноябре того года, исполнялось 70 лет. Справедливость восторжествовала. Город трудовых рекордов стал единственным в мире городом с именем рабочего человека. Разумеется, этому историческому акту предшествовала большая работа и бюрократические процедуры.
Летом 1973года город Кадиевку, после долгой с ним разлуки, посетил Алексей Стаханов. Встречался с молодежью, учащимися ПТУ и студентами горного техникума. Чуть ранее, в Кадиевке избрали на внеочередном пленуме нового первого секретаря горкома партии Василия Емельяновича Беседина, направленного сюда на работу вместо проштрафившегося предшественника. Полагаю, что уже тогда у Беседина появилась идея о переименовании города. Народ подсказал. К тому же городок считался образцовым шахтерским городом. После смерти А. Г. Стаханова, 5 ноября 1977 г., к годовщине, начались хлопотанья о переименовании. На расширенном совместном заседании бюро горкома партии и исполкома горсовета было принято соответствующие решение. Проект этого документа, затем письма в ЦК Компартии Украины, Верховный Совет УССР готовили горкомовские аппаратчики, в качестве, так называемого спичрайтера, был и автор, который в то время работал в орготделе ГК.
С тех пор, как в 30-е годы тут был поставлен рекорд Алексея Стаханова, в честь которого населенный пункт затем получил нынешнее название, городу всегда уделялось особое внимание. Стаханов стал советской маркой, брендом, местом, где родился настоящий народный почин. Подтверждением тому, проведение здесь 15-16 августа 1985 г. Всесоюзной (отраслевой) научно-практической конференции, посвященной 50-летию стахановского движения. Однако ныне история города Стаханова делится на два периода – до реструктуризации угольной отрасли и после. В советские годы город шахтерской славы, разумеется, трудился преимущественно под землей, добыча шла ударными темпами, вытягивая на себе всю городскую социальную сферу. В 1990 году, перед коллапсом социалистической экономики, на шахтах Стаханова и вспомогательных предприятиях угольной отрасли трудились 18 тысяч человек – пятая часть населения. Накануне реструктуризации, катком смявшей все это угольное хозяйство, доля всего этого промышленного комплекса составляла в экономике города 28 процентов.
Реструктуризация украинской угольной отрасли, на деле вылившаяся в бездумное уничтожение и разграбление угледобывающих предприятий, по злой иронии судьбы стартовала именно на родине стахановского движения, а ГХК «Стахановуголь» оказалось единственным полностью ликвидированным угольным объединением.
Первой закрылась шахта «Ирмино-Центральная», где в свое время состоялся стахановский рекорд. Она прекратила работу в 1995 году, ровно через сто лет после начала работы и в год 60-летнего юбилея стахановского движения. Перед реструктуризацией на предприятии были построены новые стволы и копер, готов пристволовой двор, работала собственная подстанция, АБК, музей. Вскрытые и подготовленные запасы угля на шахте составляли почти 20 млн тонн. Варварская реструктуризация похоронила шахту.
Следующей в 1996 году закрылась шахта имени Ильича – одна из старейших в Украине. Основанная еще в 1896 году, как Кадиевский рудник №1, шахта обладала гигантскими запасами топлива. Ныне ее территория представляет собой полигон для съемок фильмов про апокалипсис.
В 1997 году ликвидирована шахта «Максимовская», с закрытием которой в поселке Максимовском исчезли все предприятия.
В 1998 попала под нож реструктуризации последняя шахта — имени Честнокова, после закрытия которой город Стаханов окончательно утратил статус шахтерского города…
По подсчетам специалистов, четыре закрытые шахты ГХК «Стахановуголь» располагали запасами в 82 миллиона тонн ценного коксующегося угля. Эти запасы были безжалостно похоронены в земле, в то время, как инфраструктура города терпела кризис, а население – нищету и лишения.
Пример города Стаханова – не единичен. Похожая судьба постигла практически все шахтерские города Донбасса, где шахты уничтожались также лихо и бездумно. В этой ситуации более всего страдали люди, которых злой рок уподобил шахматным пешкам, о которых в рубаях Омара Хайяма сказано: «подвигали и в ящик тёмный сунули на покой». Трагические судьбы, драматические проблемы…
В развале угольной отрасли Украины сегодня принято винить Мировой банк, по требованию которого якобы проходила столь хаотичная реструктуризация угольной отрасли. Действительно, Мировой банк требовал от Украины закрывать нерентабельные предприятия. Но, не так же преступно, как поступила украинская власть. Произошло это, когда Луганской областью руководили А. Ефремов и В. Тихонов.
«Stakhanovism» – это не атавизм истории
Феномен стахановского движения часто привлекал внимание общественности и ученых на Западе. Заметим, как проявление и реализация на деле «человеческого капитала». Человеческий капитал – это профессионалы, интеллект, знания, качественный и высокопроизводительный труд и высокое качество жизни.
Иными словами – это интенсивный и сложный производительный фактор развития экономики и общества, который вызвал в первом десятилетии XXIвека и без того развитой экономике США настоящий бум.
В этом смысле, по мнению американских специалистов, «стахановизм» был важным символом смены официальных приоритетов – от расширенного привлечения в промышленность рабочей силы к интенсификации использования капитала и труда. В их довольно разнообразных трактовках, к примеру, профессора истории Мичиганского университета Льюиса Сигельбаума, можно выделить ряд особо распространенных положений: «стахановизм» (полагаем «стахановское движение») в основном, если не исключительно, был рассчитан в основном на рабочих и представлял собой апогей советского тейлоризма, с упором на материальные стимулы, в ущерб- моральным; стахановцы были, аналогично «рабочей аристократии» на Западе, особым слоем в среде рабочего класса и т. д . и т. п. Спорить по этому поводу или нет – удел специалистов. Уже тогда в 30-х Стаханов был помещен на обложке популярного журнала «Time», а опыт стахановцев тщательно изучали в странах капитала.
В 90-х итальянский журнал «Панорама» (не без иронии) писал о возникновении в стране «стахановского движения», а папа римский Иоанн Павел II в свою бытность даже обращался к итальянцам с соответствующим напоминанием. Оказалось, тревогу вызвали чрезмерное трудовое усердие миллионов жителей Апеннинского полуострова в ущерб духовным интересам семейного очага и досуга. Итальянские «стахановцы» работали и работают так потому, что их труд дает им многое.
Не надо ёрничать, господа!
Однако, если в 90-е XX столетия кто-то хотел и хоронил рекорд и имя Стаханова, и в «отвал» отправлял, то уже в новом – в прессе и в интернете пошли как волны одна за одной небылицы и всяческие домыслы вокруг биографии Алексея Стаханова. Герой Социалистического труда, Почетный шахтер СССР, Заслуженный шахтер Украины – имя Стаханова звучало на всех континентах земного шара, его знал весь мир. Сам убедился, когда на признание – « мы из Донбасса», наш попутчик по дороге на Шипку, монах одного из болгарских монастырей, в ответ словно пароль произнес – «знаю, знаю – Алёша Стаханов, минёр (по-болгарски – «шахтер»).
В одной из своих книг сам Алексей Григорьевич ( им написаны две книги) признался: «Славы я никогда не искал, хотя и в пасынках у неё не ходил». Да, так было. И стоит ли теперь о Стаханове говорить что-то другое, «в отвал отправлять», прикрываясь приглашениями к дискуссии. О чем?!
Судьба Алексея Стаханова-человека действительно сложная, более трагическая, чем «звездная»… Об истории его взлета и падении писалось многое. К примеру, на ряде сайтов доменов – ua, ru– был растиражирован очередной пасквиль «От забоя до запоя».
То видите, одни утверждают, другие в разнобой голосят, что дескать передовику производства из-за опечатки ли или ошибки в газете потом по прихоти Сталина имя и фамилию поменяли, Это тот случай,о котором говорят «слышал звон, да не знает, где он». От рождения до смерти у нашего героя было только одно имя – Алексей. Хорошее славянское имя, означающие: «божий человек» (старослав.), оберегающий» (древнегреч). Умники от истории шустро начали пакостить, подменяя слова «забой» на «запой», «стахановец» на «стакановец».и т. п. На то много ума и не надо. В сентябре 2015 г., казалась бы, солидная газета «День» опубликовала, увы, далекую от истины статью «Стаханов и бобры: о культурном наследии социализма». На взгляд автора этого материала исключительная точная метафора, как то: «Наряду со всемирно признанными sputnik, pogrom и perestroika, в итальянском языке благодаря ему (Стаханову - авт.) появилось отличное слово stacanovista, обозначающее показушного трудоголика, активного имитатора, бессмысленного трудягу. Английский словарь предлагает великолепное лексическое соответствие термину stacanovista — eager beaver — «нетерпеливый бобер», безумный энтузиаст, зачастую стремящийся произвести впечатление на начальство», – на самом деле есть не что иное, как ёрничанье и ехидство.
Сберечь и сохранить богатство Донбасса
Богатство– это ни золотые горы и молочные реки, которые политики часто обещают народу. Богатство это сам народ и его герои – такие, каким был Алексей Стаханов. Трудно не согласиться с поэтом, написавшим строки: «Донбасс свои богатства – уголь и героев сполна эпохе выдал на-гора». Факт. Память, традиции, герои, люди и недра – это и есть добро, капитал нашего края. Стаханов сумел раздвинуть пласты веков. Нам же крепить за ним. Есть история и есть память. Историю надо не ревизовать, а помнить её, чтить и делать. Есть власть труда, и есть труд власти. В жизни и в сознании людей они понятия разные. Надо лишь помнить,что рабочий человек - это базис государства. Что в любом подвиге есть колоссальный пример морально-нравственного воспитания человека – гражданина своей страны.
02.01.2016 г.
Борис Москалюк
г. Луганск
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.