НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА.

                           

Александр Акентьев

 

     НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА.

   23 февраля - День защитника Отечества.  Он дорог всем нам. Доставшийся в наследие от СССР, в былые дни он назывался несколько иначе – День Советской армии и флота, но все равно был не узкопрофессиональным праздником военных, а всенародным. Современное название и шире, и намного точнее передает патриотический смысл и содержание, которое в него всегда вкладывал народ. В военном же лихолетье, которое мы все пережили совсем недавно, для нас он стал и Днем Мужества. В нем неразрывна связь с предшествующими поколениями, с теми традициями, которые обязывали всех в минуты тяжелейших испытаний становиться на защиту Родины. Это был долг и призвание каждого мужчины, хотя нередко и женщины становились в строй.

     Отрадно, что в официальный перечень дней воинской славы России встали и битва на Чудском озере, и битвы Великой Отечественной, разгром шведов под Полтавой, взятие Измаила и другие подвиги. Это великая и славная история нашего Отечества. В этом празднике много и объединяющего. Родина была одна, на ее защиту поднимались все, поэтому эта дата и ныне празднуется во многих республиках СНГ.

 

                                         РОЖДЕНИЕ АРМИИ.

    История РККА – Рабоче-крестьянской Красной  армии и связанной с ней датой 23 февраля обросла легендами. И все же именно эта дата устоялась как день ее рождения. И здесь хотелось бы обратить внимание читателя на ту силу, которая вышла на первый план во время  продолжавшейся мировой войны и во многом предопределила победу большевиков. Это русское патриотическое офицерство. То, что во время гражданской войны русская военная аристократия оказалась расколотой надвое, известно достаточно.   Почти весь Императорский Генеральный штаб оказался у красных. В Красной армии было 639 генералов и офицеров Генерального штаба. Из 100 высших командиров, которые были в Красной армии в 1918-1922гг., 82 были ранее царскими генералами и офицерами, а всего в Красной армии служило 70-75 тысяч прежних царских офицеров. Флот вообще весь целиком находился в руках старого русского морского офицерства.

      Не меньшей была роль старого русского офицерства и в дни, предшествующие Октябрю. Именно летом 1917г. произошло, определяющее разделение русского военного руководства, заложившее основу будущего противостояния «красных» и «белых». Генерал Потапов был одним из первых представителей высшего военного командования, который пошел на сотрудничество с большевиками еще до прихода их к власти. Известный деятель партии большевиков М. С. Кедров позднее вспоминал, что «после июльских дней генерал Потапов Н. М., помощник начальника Главного штаба и генерал-квартирмейстер, предложил через меня свои услуги Военной организации большевиков (и оказывал их)». Совместно с Потаповым действовали военный министр генерал-майор А.И.Верховенский, главнокомандующий Северным флотом генерал-аншеф В.Н.Клембовский, начальник штаба и комендант Псковского гарнизона генерал-майор М.Д.Бонч-Бруевич. Все они затем вместе готовили Октябрь и стояли у истоков Красной армии.  И генералы, и офицеры, готовя свержение Временного правительства, однозначно чувствовали свою связь с делом предков, Минина и Пожарского. Именно государственный инстинкт позвал русское офицерство прийти к большевикам.

     После победы Октября генерал Н.М.Потапов был назначен начальником Генштаба и управляющим делами Наркомвоена, генерал М.Д. Бонч-Бруевич возглавил Высший Военный совет.                                                                                                                                         

    Когда 3 декабря в Брест-Литовске начались переговоры о мире, России воевать было нечем. Фронта не было. Траншеи на десятки верст стояли под снегом без единого солдата.    Но и Германия, и в особенности Австро-Венгрия, неимоверно жаждали мира, в Вене и Берлине сотни тысяч людей выходили на улицы, требуя еды. Троцкий отказался подписать мир, хотя немцы и австрийцы ему прямо говорили: вы получите войну. Что ж, немцы подписали мир с украинской Центральной Радой. 18 февраля 72 германские и австрийские дивизии двинулись в наступление, забирая тысячи брошенных пушек и минометов, пулеметов, грузовиков, огромные склады боеприпасов и снаряжения.  

Плохо обученные и деморализованные революционные части, не имевшие единого управления и лишенные офицерских кадров, не смогли оказать существенного сопротивления регулярным частям германской армии.

  21 февраля Совет Народных Комиссаров (СНК) обратился к народу с написанным Лениным декретом-воззванием «Социалистическое отечество в опасности!» 23 февраля 1918 года в Петрограде, Москве и др. городах состоялись митинги под лозунгом: «Защита социалистического отечества». Этот день положил начало массовой мобилизации революционных сил по всей стране и стал днём рождения Красной Армии и Военно-Морского Флота.

   А перед этим было вот что. 22 февраля из Могилева в Петроград приехала большая группа генералов во главе с  начальником штаба Ставки Верховного главнокомандования генералом М. Д. Бонч-Бруевичем. Вечером они встретились с Лениным и Сталиным. Трудный разговор продлился до утра, речь шла о спасении России. Требования генералов: немедленное заключение мира на любых условиях, национализация всей оборонной промышленности - горнорудной, металлургической и прочая (с этим требованием группа генералов во главе с начальником Главного артиллерийского управления генералом А. А. Маниковским обращалась к царю ещё в 1916 г.), новая армия строится на основе всеобщей воинской обязанности, запретить все солдатские комитеты и советы, никакого обсуждения приказов, железная дисциплина, за воинские преступления - расстрел. Ленин принял все требования. 23 февраля 1918 г. Ленин имел самую тяжелую битву. Его ЦК категорически выступил против мира и против «царской» армии. Ленин ультимативно заявил, что уходит из ЦК. Поздней ночью предложения Ленина были приняты: 7 голосов «за», 4 «против», 4 воздержались. Рождение новой армии получило первичное оформление. 3 марта был подписан мир (на условиях втрое худших, чем это могло быть в декабре 1917 г.). 4 марта в Республике Советов был учреждён Высший Военный совет, его возглавил генерал Бонч-Бруевич.

    Распространяемый миф о Троцком -  родоначальнике РККА, был им же самим и придуман. Новую армию создавали генералы и офицеры старого русского Генштаба. С марта по май 1918 г. была проделана громаднейшая работа. Были написаны, на опыте трёх лет войны в Европе, новые полевые уставы для всех родов войск и их боевого взаимодействия - лучшие уставы в мире. Была создана новая мобилизационная схема - система военных комиссариатов (она служит и до сих пор). В нее влились и ею командовали десятки лучших генералов, прошедших две войны, и 100 тысяч отменных боевых офицеров. Красная Армия, прошла трудный боевой путь и сделалась непобедимой. В конце  Гражданской войны 1 ноября 1920 года численность армии и флота составляла 5 427 270 человек.

    В последующие годы в преддверии неминуемой грядущей войны весь советский народ строил свою армию. Такую, которую не сломить никакому врагу. Воспитание поколения, для которого были святы имена великих предков, встававших в трудную годину на защиту Отечества, даст подлинный взрыв патриотизма, проявившегося в ратном и оборонном труде во время Великой Отечественной. Мощнейшая индустриализация и повсеместное образование позволят создать оружие Победы, воспитать миллионы  квалифицированных военных специалистов и командиров. Описанные выше русские генералы и офицеры, которым возраст уже не позволял находиться на строевой службе (тем, кому в Первую мировую было 40-45 лет, в середине 30-х перевалило за 60), стали преподавателями военных училищ и академий. И смогли передать свои знания и опыт новой плеяде офицеров, ставших полководцами Победы

 

                               В БОЙ ИДУТ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ.

   Если уж праздник носит наименование Дня защитника Отечества, то надо вспомнить о всех его защитниках. Где бы они ни были. В том числе и о тех, кто сражаясь в белой армии, оказался затем в эмиграции. Но и там, в далеких странах, они сохраняли любовь к России, глубоко переживали свой отрыв от Родины и особенно за ее тревожную судьбу в годы Великой Отечественной войны.Они шли в ряды республиканских интербригад в Испании, вступая в бой против войск генерала Франко, которых поддерживали фашисты. Вступали в войска союзников, сражавшихся против Гитлера, приближая общую Победу. Много их было в рядах партизан и движения Сопротивления. Даже автором самого названия «Сопротивление» является княгиня Вика Оболенская, казненная гестапо. И они были первыми, кто схлестнулся в военном противостоянии с немцами задолго до Великой Отечественной. Я хочу остановиться на подвиге человека, благодаря военному дару которого были сорваны планы Гитлера в Южной Америке. Это национальный герой Парагвая генералИван Тимофеевич Беляев. Тогда, в середине 30-х годов, в Парагвае развернулась по сути русско-немецкая война.

    После поражения бывшие белые офицерыкак и опальные немецкие командиры находили приют на территориях даже экзотических стран. Среди таких эмигрантов был и генерал-майор Иван Тимофеевич Беляев. Еще будучи мальчишкой, Иван Тимофеевич увлекся историей и культурой коренных жителей Парагвая — индейцев. Работая преподавателем в Военной школе Асуньона, столицы Парагвая, Иван Тимофеевич стал большим другом индейцев, которые прониклись к нему сильным уважением, и первым человеком, который составил словари испано-мокко и испано-чамокко. Заботился бывший белый командир и о создании полноценного русского анклава в Парагвае, приглашая своих знакомых с семьями. И русский анклав постоянно рос.

     Идиллию нарушила новость — в провинции Чако обнаружились признаки нефти. Как только правительство соседней Боливии узнало об этом, то сразу же объявило спорную территорию своей. В военной мощи Парагвай вчистую проигрывал соседнему государству и мог противопоставить ему лишь народное ополчение численностью в 3000 человек. А Боливия располагала многотысячной, хорошо вооруженной армией, а также танками, артиллерией и самолетами. Не ожидая от противника серьезного сопротивления, в июне 1932 года боливийская армия перешла границу и захватила несколько форпостов. Когда ситуация стала грозить катастрофой, правительство Парагвая обратилось за помощью к русским солдатам и офицерам. Особые надежды, конечно, возложили на Беляева.  И русские воины, составив костяк парагвайской армии, занялись ее строительством. Для них это было делом чести - во главе боливийской армии стоял немецкий генерал Ганс Кундт. Многие русские офицеры его прекрасно знали, потому что во время Первой мировой он возглавлял армию на Восточном фронте. Другой немец - фон Клюг - был командиром генштаба. Помимо них в боливийских войсках насчитывались еще сотни эмигрантов из Германии.

   Уже первый бой под командованием Ивана Тимофеевича показал, что при умной фортификации и хитром минировании территории баланс сил выравнивается. Свою лепту внесли и индейцы, которые стали для Беляева незаменимыми разведчиками и проводниками. Поэтому к сентябрю того же года армия Парагвая сумела вернуть утраченные позиции. После этих событий военный конфликт Парагвая и Боливии резко ожесточился. Русские и немцы, помня о недавнем противостоянии, загорелись желанием «переиграть» войну и вернуть друг другу старые долги. Только сейчас разменными фигурами стали южноамериканцы.

     Собрав все силы в кулак, немцы отважились на сокрушительный удар. В начале 1933 года. у форта Нанава произошло самое кровопролитное сражение Чакской войны. Бои с кратковременными перерывами продолжались десять дней и закончились победой парагвайцев. Причем боливийцы потеряли около 2000 солдат, а их противники — в восемь раз меньше. 

    После серии неудач этого Кундта отправили в отставку. Вскоре и самого президента Боливии сместили военные. Пока в стране царила смута, Беляев решился на наступление. И к концу 1934 года провинция Чако была под полным контролем Парагвая. Не напоминает ли, читатель, тот конфликт в Южной Америке летние дни 2014 года, когда регулярная армия Украины с ее НАТОвской поддержкой и  советниками, рассчитывая на легкую прогулку, вступила в столкновение с ополчением Донбасса?

    Весной 1935 года Иван Тимофеевич со своей армией вторгся на территорию противника. В майском сражении у города Вилья-Монтес парагвайцы полностью лишили Боливию войск. И уже 11 июня война была прекращена. Парагвай в том конфликте потерял около 40 000 человек, а его противник — порядка 100 000, а еще 300 000 (целая армия) оказались в плену у Беляева. В Буэнос-Айресе стороны подписали мирный договор. Почти вся территория провинции Чако отошла к Парагваю. Боливии достался лишь небольшой участок с выходом к реке, который ей, по сути, был и даром не нужен.  

   Из-за этой победы авторитет немецкой военной школы в регионе сильно пошатнулся. Выходцы из Германии больше не воспринимались как первоклассные солдаты и инструкторы. Авторитет же русских (и соответственно России) значительно вырос. Поэтому планы Гитлера по распространению фашизма в Южной Америке потерпели крах.

    Когда Иван Тимофеевич умер (19 января 1957 года), в Парагвае на три дня объявили траур. Отпевали национального героя в Колонном зале Генерального штаба. На похоронах присутствовало все руководство страны. Когда гроб несли по Асунсьону, его сопровождала многотысячная толпа молящихся индейцев, распевавшая на русском языке «Отче наш». Парагвайцы сполна оценили заслуги не только Беляева, но и многих других русских, которые воевали против Боливии. Их имена увековечены в памятниках, названиях улиц, проспектов и мостов. В недавнем визите в Южную Америку Патриарх Кирилл посетил Парагвай и совершил заупокойное богослужение. на кладбище, где захоронены русские воины.

                                                * * *

      Сегодня наша армия становится надежной опорой народа, который с благодарностью смотрит на своих защитников. С Днем защитника Отечества, дорогие друзья!

 

    Александр Акентьев.

 газета "XXI век"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.