«ПО БЫЛИНАМ СЕГО ВРЕМЕНИ…»


Памятные места 


Помните: «О, Русская земля, уже ты за холмом». Для Луганщины, которую нередко называют дальним востоком Украины, эта строка из легендарного «Слова о полку Игореве» является отражением повседневной реальности. Ведь именно здесь, на границе с современной Россией, с древних времён происходили исторические события, в которых принимали участие киммерийцы и скифы, сарматы и печенеги, славяне и половцы. Здесь пролегал путь полка Игоря Святославича, который шёл на смертный бой с половцами. Здесь сегодня на одном из холмов высится памятник князю Игорю, как знак того, что история вечна, а благодарная память потомков незыблема. Знать историю, помнить своих героев, любить родную землю – этому учат с детства, это – основа жизни. И культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», расположенный у подножия памятника, тоже создан с благородной целью – чтить память славных предков, не забывать о вечных ценностях – дружбе, чести, отваге. Памятник луганского скульптора Николая Можаева, открытый в 2003 году, стал подарком для всех жителей региона в связи с 65-летием Луганской области. В основу огромного многотонного монумента, который является своеобразной визитной карточкой Луганщины, положена идея сближения и сплочения славянских народов.


ИЗ ИСТОРИИ СТАНИЦЫ-ЛУГАНСКОЙ

Во второй половине XVII века при впадении реки Лугань в Северский Донец донские казаки основали городок Луганский. Несколько позже появилось название: станица Луганская — по имени реки Лугань. Учитывая, что Луганский городок и Митякинскую станицу разделяет не более пяти километров, достоверным может быть утверждение, что он первоначально являлся одним из городков известного атамана Ивана Митяки. Чередой сменялись эпохи, изменялся политический строй, но неизменной оставалась любовь местных жителей к родному краю, имеющему богатую историю, самобытную культуру и добрые традиции. Они нашли отражение в экспозиции единственного в Украине историко-этнографического музея донского казачества. Казаки, по мнению историков Савельева и Гордеева, освоили донские земли в древние времена и генетически были связаны со скифскими народами Сак и Саха. Туранская часть этого народа более известна как Коссахи или Белые Сахи. Большая часть сохранившихся русских летописей упоминает о народе, жившем на Дону, который именовался Косаги, а Никоноровская и Вологодско-Пермская летопись называет жителей Дона Козяги. Казаки сражались в рядах войск Дмитрия Донского на Куликовском поле. Битва эта принесла победу славянскому оружию. Интересна гипотеза знаменитого путешественника из Норвегии Тура Хейердала, которая утверждает, что казачий народ, населявший когда-то низовья Дона, впоследствии разошелся практически по всему миру. А один из отрядов, во главе которого стоял атаман Один, поселился на землях нынешней Норвегии. Войско Донское имело особую, традиционно казачью административно-территориальную систему. Станица Луганская входила в Донецкий округ. Округа, в свою очередь, делились на юрты. Юрт — это территориальное подразделение, во главе которого стояла крупная станица. Таковой была станица Луганская, где главной достопримечательностью справедливо считается культурно-исторический комплекс «Князь Игорь», в котором воплотилась благодарная память потомков и мужественному князю, и гениальному автору «Слова».


КНЯЗЬ ИГОРЬ И ЕГО ПОХОД

23 апреля 1185 г. Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивльский, племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского дружинами ковуев во главе с Ольстином Алексичем, выступили в поход на половцев. У берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, воинов застигло солнечное затмение, считавшееся предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. Он сказал боярам своим и дружине: «Видите ли, что есть знамение се?» Они все посмотрели, опустили головы и сказали: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь сказал на это: «Братья и дружино! Тайны божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, - или на добро, или на наше зло, - а то же нам видити». Сказав так, Игорь переправился через Донец. У Оскола Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего иным путем из Курска. От Оскола пошли дальше к реке Сальнице. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, «яко не наше есть время», то есть не время для похода. Но Игорь сказал: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то сором ны будеть пущей смерти, но како ны бог дасть». Согласившись на этом, воины не стали на ночлег, а ехали всю ночь. На следующий день в обеденное время они встретили половецкие полки. Половцы отправили назад свои вежи (кочевые жилища на телегах), а сами выстроились на той стороне реки Сюурлия. Войска Игоря построились в шесть полков. По обычаю того времени Игорь Святославич сказал князьям краткое ободряющее слово: «Братья, сего мы искале, а потягнемь». Дав залп из луков («пустивше по стреле»), половцы бежали. Передовые полки черниговских ковуев и Владимира Игоревича погнались за половцами. Игорь же и Всеволод шли медленно, сохраняя боевой порядок своих полков. Половцы пробежали через свои вежи. Русичи овладели ими и захватили полон (пленных). Часть войска гналась за половцами дальше и ночью вернулась назад с новым полоном. На следующий день с рассветом неожиданно половецкие полки «ак борове» (подобно лесу) стали наступать на полки Игоря. Небольшое войско увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю». Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Его речь перед битвой напоминает речи Мономаха своею заботой о «черных людях»: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черныя люди оставим, то от бога ны будеть грех, сих выдавше, поидемь. Но или умремь, или живи будемь на единомь месте». Чтобы пробиваться к Донцу, не отставая друг от друга, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе. Трое суток день и ночь пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен в правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь; на рассвете утром в воскресенье черниговские ковуи дрогнули. Игорь поскакал к ковуям, чтобы остановить их. Он снял шлем, чтобы быть ими узнанными, но не смог их задержать. На обратном пути в расстоянии полета стрелы от своего полка он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска, и просил смерти у бога, чтобы не видеть его гибели. Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. За Игоря поручился сват его Кончак. Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек, а ковуев и того меньше. Прочие же потонули. В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь отказался пойти «неславным путем», но обстоятельства в конце концов вынудили его к бегству: сын тысяцкого и конюший, находившиеся вместе с Игорем в плену, сообщили ему, что возвращающиеся от Переяславля половцы намерены перебить всех пленных. Время для бегства было выбрано вечернее - при заходе солнца. Одиннадцать дней пробирался Игорь, убегая от погони. Приехав в Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд - в Чернигов и в Киев, - ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью. ТАЙНЫ «СЛОВА» Судьба «Слова» полна тайн. Большинство историков сходятся в том мнении, что автора поэмы установить невозможно, хотя и не теряют надежды. Луганский поэт и исследователь «Слова о полку Игоревом» Леонид Стрельник утверждает, что, скорее всего, автором был сын Игоря Владимир, а историк Шарлемань приписал авторство самому Игорю. Исследуя «Слово», ученые, естественно, задают вопрос: а где именно произошла битва? «На реце на Каяле у Дону Великаго», — отвечает автор «Слова». Ответ этот можно было бы считать вполне исчерпывающим, существуй и ныне река с таким именем. Но, увы! Как говорят, время стирает даже камни. Потому стоит ли удивляться, что за восемь веков с карты Истории оказались стертыми не только чуждые славянскому уху половецкие названия рек Суюрлы, Каялы и им подобные. Бесследно исчезли, растворились во времени и сами половцы. Сметенные с насиженных мест более поздними кочевыми ордами, они уже не вернулись в свои угодья. Края эти надолго опустели, превратились в безлюдное Дикое поле. А когда спустя столетия сюда пришли новые хозяева, у многих рек и иных географических названий появились новые имена. С момента открытия «Слова» исследователи где только не искали Каялу! Ею в разное время называли Кальмиус, Кагальник, Белую Калитву, приток Самары Гнилицу, Орель, Каменку, Мокрый Ял, Макатиху… Некоторые ученые полагали даже, что Каяла — это метафорическое название реальной реки, название, смысл которого сводится к печали, скорби по поводу гибели воинов. Каяла, мол, поэтический образ. Но тюркское слово каjа означает «камень, валун». Название в сочетании с окончанием — лы означает каменистая. Как другая, упоминаемая в «Слове» река Сулы, в переводе на русский звучит как обильная водой, полноводная. Кстати, каменистые реки, как правило, быстрые, бурные. А в тексте поэмы Каяла неизменно сопровождается эпитетом быстрая. Во времена рождения «Слова» современный Северский Донец величался Доном или Великим Доном. Ведь еще В.Татищев, известный историк XVIII века, предупреждал: «Сия ошибка, что русские Донец называли Доном, есть древняя». Кстати, в одной из своих работ академик Б.Рыбаков пришел к выводу, что «все события 1185 года происходили близ «Дона Великого», под которым мы должны подразумевать Северский Донец». А раз так, то Игорево войско никак не могло оказаться ни на Кальмиусе, ни у Славянска, ни тем более в районе Белой Калитвы. На сегодняшний день существует более 15 его версий маршрута полков Игоря. Луганский историк Владимир Подов считает, что основная ошибка многих исследователей состояла в том, что они неправильно определяли границы половецкой степи, места основных кочевок и местоположение тюркских городов, упоминавшихся в русских летописях, – Шарукана, Балина и Сугрова. Анализируя данные об удачном походе славянских полков на половцев в 1111 году, когда ими были взяты половецкие города, Владимир Подов пришел к выводу, что Шарукан, Сугров и Балин должны были находиться в верховьях рек Лугань и Белая. Этому есть косвенные подтверждения. На Белой сейчас стоит село Городище. Скорее всего, это далеко не случайный топоним. Плюс ко всему, в этом районе есть железнорудные месторождения, где еще в 18 веке были обнаружены древние плавильные горны половецких времен.


«Возврата с Дона нет»

Наиболее древним народом, жившим на территории края, были киммерийцы. С начала железного века здесь появляются скифы и сарматы, а в 9 - 13 веках - печенеги, торки, половцы. На территории области выявлены и исследованы половецкие курганные погребения, вблизи которых находились каменные изваяния (бабы). Сегодня с целью сохранения памятников половецкого искусства эти скульптуры переданы музеям и в лапидарий Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко. Обнаруженное на территории Луганской области боевое древнерусское оружие (топоры и мечи) свидетельствует о сражениях между русскими воинами и половцами. По мнению ряда историков именно в этих местах развернулась битва князя Игоря с половцами, увековеченная в «Слове о полку Игореве». Позднее Луганский край познал татаро-монгольское нашествие. С середины ХV века донецкие степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Постоянные войны привели к тому, что эти земли стали называться Диким полем. Под этим названием подразумевалась огромная часть территории между Днепром и Доном, которая отделяла Киевскую Русь от Крымского ханства. Здесь проходила одна из дорог – татарских перелазов – кальмиусская. По ней крымские и ногайские татары осуществляли опустошительные набеги на славянские города. Через территорию области проходил «секретный шлях» из Запорожской Сечи на Дон и Кагарлык. Тут шёл и знаменитый казак Вергун, который имя получил в честь того, что поверг на землю татарского богатыря. Именно Вергун со своим другом Вырвидубом, очарованные тихой красой Лугани и окрестных лугов, поселились здесь, и с тех пор существуют посёлок Вергунка и Каменный Брод (ныне – районы Луганска). А почему брод, да ещё каменный? Во-первых, брод – место ловли рыбы, которой в прошлые века здесь было предостаточно, а во-вторых – это мелководье, удобное для перехода реки. Ну, а каменный – потому что рядом – горы из белого камня, мергеля, который добывали здесь задолго до официальной даты основания Луганска – 1795 года. А ещё – потому что дождевая вода несла камни с горы в реку, создавая естественную каменную отмель, брод… Донские казаки селились по Северскому Донцу и его левым притокам Деркулу, Айдару, Боровой. Одна из драматичнейших страниц истории связана с тем, что они охотно принимали и использовали для работы в своих хозяйствах бежавших от помещиков крестьян. Помещики жаловались императору Петру І на эти незаконные действия. Сюда были посланы царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого с целью возвращения крепостных крестьян их владельцам. Но девизом донских казаков было: «Возврата с Дона нет». Конфликт достиг своего апогея в 1707 году. Жители донских станиц и городков, а вместе с ними и беглые крепостные, объединившись в отряд под предводительством атамана Кондратия Булавина, решили выступить против царских войск. В ночь на 8 сентября 1707 года повстанцы на реке Айдар близ Шульгин-городка разбили их, а князя Долгорукого убили. Расправа последовала жестокая: Петр І, сконцентрировав свои войска, при помощи верхушки казаков Войска Донского разгромил повстанцев. По указу императора все казачьи городки, жители которых принимали участие в восстании, были разорены и сожжены. Только в 30-х годах ХVІІІ века началось повторное заселение этих земель. Оно велось за счет расширения границ Острогожского cлободского полка. После поражения украинских войск под предводительством Богдана Хмельницкого украинцы, спасаясь от религиозного, духовного гнета польской шляхты, вынуждены были бежать на южные окраины империи. Российские цари способствовали такому заселению пустующих земель. Так и образовалась новая территориальная единица – Слободская Украина. Она состояла из пяти слободских полков: Сумского, Харьковского, Охтырского, Острогожского, Изюмского. Западная и северо-западная части современной Луганской области входили в состав последних двух полков. В 1732 году из ряда здешних сел слободские казаки, служилые люди и крестьяне были переселены на территории, поселения которых стали жертвами разгрома булавинского восстания. С 1752 года в донецкие степи начался приток военных переселенцев православного вероисповедания, принявших подданство и присягу, в составе двух конных гусарских полков под командованием Родиона Депрерадовича и Ивана Шевича. Замысел заселения земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, офицерами православного вероисповедания – бывшими подданными Австрийской империи воплощала в жизнь императрица Елизавета Петровна. Она обратилась к царствовавшей тогда в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Депрерадовича, получила название Славяносербии. Районный центр Славяносербск и железнодорожная станция Депрерадовка есть в Луганской области и по сей день. В конце ХVIII века для создаваемого Черноморского флота требовались пушки, орудия, гранаты. Стране нужна была новая металлургическая база. Выбор такого места для организации чугунолитейного завода был поручен шотландскому специалисту Карлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, он предложил лить пушки из чугуна, а не из меди, а завод разместить у слияния рек Лугани и Ольховой. Так зародился город Луганск. Уже в 1800 году завод дал первую продукцию. Пушки и снаряды луганского производства были отменного качества. Впоследствии завод был перепрофилирован в патронный. Заводской поселок постепенно разрастался, и в 1882 году Луганск стал уездным городом. Первой его улицей была Английская: здесь селились английские специалисты, приехавшие на строительство литейного завода. Тут же был построен дом директора завода Гаскойна. На этой улице, кстати, в 1801 году в семье датского врача родился известный этнограф, писатель, автор знаменитого «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Иванович Даль. Толчком к дальнейшему развитию города послужило открытие нескольких крупных промышленных предприятий, инвестированных иностранным капиталом. Так немецкий предприниматель Густав Гартман основал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Позднее оно было преобразовано в паровозостроительный завод, который в дальнейшем стал одним из лучших в мире. В середине XX века предприятие перешло на выпуск тепловозов, которых только в прошлом столетии было произведено более 45 тысяч секций. Поставлялись они в 15 стран мира. 


ИСТОКИ НАЗВАНИЯ ГОРОДА:

Из двух корней «луг-» и «ан-» второй часто означает «вода», «река» или «верховный бог», что не противоречиво, так как рекам, дарующим урожаи и жизнь, поклонялись как богам. А корень «луг» обозначает не только «залитый лес», этому корню соответствуют также прилагательные «золотой», «сияющий». Разработки месторождений золота в этих краях вели еще скифы. Лугань — это не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий бог». Луг-бог известен в мифологии различных народов. В мифологическом словаре говорится, что Луг был не только умелым воином, но и искусным во многих ремеслах. Словно в подтверждение этому, Луганск в своё время был награждён двумя орденами за боевые и трудовые заслуги. 


ЛУГАНСКИЕ ЛЕТОПИСЦЫ 

Луганск, издавна славящийся своей промышленностью и наукой, а также национальной и языковой терпимостью, всегда был и остается, хоть и провинциальным, но центром культуры. Даль, Матусовский, Титов, Беспощадный, Пляцковский, Рыбас – все это история. Но и сегодня в Луганске живут замечательные поэты и прозаики, здесь расположен центр Межрегионального Союза писателей. А такие авторы, как Василий Голобородько, Валерий Полуйко, Андрей Медведенко, Владимир Спектор, Елена Заславская известны далеко за пределами своей страны. И среди многочисленных исследований гениального «Слова о полку Игореве» яркие страницы написаны луганчанами. Замечательный поэт Леонид Стрельник создал один из наиболее талантливых переводов «Слова» на украинский язык. Его коллега Григорий Половинко стал автором ряда блистательных статей и поэтических реминисценций на эту тему. Иван Свитличный, Иван Савич, Николай Ночовный, Алексей Неживой, Юрий Фесенко, Владимир Подов, Александр Галич, Богдан Пастух, Татьяна Пинчук – эти писатели и историки внесли значительный вклад в процесс познания, изучения и развития великого наследия славянской и мировой культуры – «Слова о полку Игореве». И, наверное, символично, что перед зданием Областной универсальной научной библиотеки в Луганске установлен памятник автору «Слова о полку Игореве», выполненный известным скульптором Иваном Чумаком. Поход князя Игоря против половцев изображали на своих полотнах не только великие живописцы прошлого, такие как Виктор Васнецов, Василий Перов, Владимир Фаворский, но и луганские художники Виктор Скубак, Сергей Бугорков, Владимир Панич. Композитор Александр Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь», которую завершили два других выдающихся автора Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Это музыкальное произведение стало образцом героического эпоса в оперном искусстве. Ставился этот оперный спектакль и на сцене Луганского дворца культуры силами артистов филармонии и оперной студии.

Стоит вдоль дороги величественный памятник князю Игорю. Стоит, как напоминание о славных предках, о нашей истории, которая учит, что, только объединив усилия, в мире и дружбе, можно добиваться успехов на поле жизненном и ратном, в дни мира и тревог. Это актуально во все времена. И наше – не исключение.

 Сергей Мокроусов

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.