Драма спасения
Исполнитель главной роли и режиссёр фильма Константин Хабенский

В канун Дня Победы на экраны России вышел «Собибор» Константина Хабенского

Единственный случай успешного массового побега из нацистского конц­лагеря в советское время замалчивался. За рубежом выходили документальные фильмы о его участниках, в 1987 году, ещё при жизни руководителя восстания Александра Ароновича Печерского, была снята картина «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в главной роли. И вот через тридцать лет историю восстания, которое возглавлял офицер Красной армии, экранизировали в России. Главную роль сыграл Константин Хабенский, он же дебютировал в качестве режиссёра фильма.

Лагеря смерти отличаются от обычных концлагерей тем, что они были созданы специально для уничтожения людей. Для «окончательного решения еврейского вопроса» к лагерю подъезжали поезда из разных стран Европы, пассажиров выгружали, отделяли мужчин от женщин, заводили голых в «баню» и запускали туда угарный газ. Уничтожено в Собиборе более 250 тысяч человек.

Рачительные нацисты не только убивали несчастных, но грабили их и утилизировали тела – в лагере был постоянный состав работников, тоже евреев, которые занимались сортировкой изъятых ценностей, трудились в мастерских, занимались строительством и другими хозяйственными работами. Они знали, что тоже обречены, но бежать боялись. Если кому-то и удавалось вырваться из лагеря, то в конце концов беглецов выдавали местные жители-поляки, что в фильме, к сожалению, не прозвучало, как и то, что вместе с немцами охраняли лагерь украинские каратели. Осуждённый несколько лет назад в Мюнхене Иван Демьянюк один из них. В советское время о преступлениях украинских и польских нацистов старались не вспоминать, чтобы не огорчать братские народы соцлагеря, а сейчас-то что заставляет утаивать правду?

Но вернёмся к фильму. Тема крайне тяжёлая, представлена «работа» лагеря правдиво, актёрами сыграны роли (и палачей, и жертв) убедительно, сразу погружаешься в атмосферу лагеря смерти. Видеть приехавших обычным поездом молодых красивых людей (и не молодых, и не красивых), иногда даже весёлых, не подозревающих, что их ждёт, физически больно. Во избежание паники немцы создавали атмосферу доброжелательности, на полустанке играл оркестр, будущим жертвам улыбались. В начале фильма нельзя было не обратить внимания на красотку Ханну, которую сыграла знакомая зрителям по главной роли в фильме «Матильда» Михалина Ольшанска. Ханна – прелестная, беззаботная, несколько даже надменная кокетка, а через несколько минут мы видим, как в «бане» её, голую, отравленную, рвёт кровью. Ужас.

Больно также было понимать, что у заключённых нет ни воли к сопротивлению, ни веры в то, что можно бежать из лагеря. Все знали: любая попытка окончится не только казнью смельчаков, но и расстрелом каждого десятого из тех, кто остался в лагере. Сцены децимаций, конечно, потрясают даже тех, кто много знает о лагерях смерти. Тех, кто читал «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова, видел шолоховскую «Судьбу человека» в постановке Сергея Бондарчука, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма... У сегодняшней аудитории (12+) такой антифашистской прививки нет, она мало или ничего не знает о Саласпилсе, Освенциме, Майданеке и других лагерях смерти, многие сцены фильма для молодёжи будут не только потрясением, но и откровением.

Не все из населяющих лагерь покорно ждали конца. Несколько советских военнопленных, переведённых в Собибор из минского концлагеря, готовили восстание, «старожилы» не верили в его успех и жестоко избивали инициатора побега Александра Печерского и его товарищей. Да, парадокс, одни заговорщики избивали других, тех, кто говорил, что надо готовить восстание – тогда будет хоть какой-то шанс на спасение. Но как только стало известно, что лагерь подлежит ликвидации (Красная армия приближалась к Польше), план Печерского был принят, однако возникла другая проблема. Никто не хотел убивать. Не мог, не умел. А предполагалось заманивать поодиночке немцев в пошивочную мастерскую якобы для примерки кожаного пальто и... Надо преодолеть себя, найти в себе силы и сделать то, что они никогда не делали, – убить человека. Эти муки преодоления замечательно переданы всеми актёрами. Особенно хорош юный Шломо в исполнении Ивана Злобина. Также надо отметить исполнителей ролей заключённых Сергея Година, Романа Агеева, литовского актёра Дайниса Казлаускаса и грузинского – Гелу Месхи, хорошо сыграны и роли нацистов, создатели фильма попытались заглянуть в их души поглубже – они всё же тоже люди, хотя...

Начальника лагеря играет знаменитый «горец» Кристофер Ламберт. Мне кажется, что с ним создатели перемудрили, пытаясь как-то объяснить, если не оправдать поступки зверя. Зачем сцена, где он рассказывает красавице Сельме (отличная работа Марии Кожевниковой), что он был влюблён в еврейку, но отец запретил ему на ней жениться? Зачем нам разбираться в его сексуальных отклонениях? Отсылы к «Ночному портье» уводят в сторону. Зачем было придумывать ему на день рождения какие-то дельфийские игры с гонками эсэсовцев как бы на колесницах, где в качестве лошадей используют заключённых? Это образ древности или вневременности зла? Правда Собибора ужаснее любой античной выдумки. Мы уже погрузились в атмосферу подлинности, а этот «колизей» с рабами и неронами только мешал.

Конечно, расправа над мучителями и то, что люди вырвались, наконец, из лагеря воспринималась с огромным воодушевлением! Не совсем понятно только, почему в самом финале создатели сконцентрировали внимание не на Печерском, который с товарищами сумел пробиться к белорусским партизанам и продолжил воевать в Красной армии, а на бегущем, как Форрест Гамп, Шломо. Из титров мы узнали, что он после войны оказался в Бразилии и там он якобы искал и убивал скрывающихся нацистских преступников (предположительно –18!). То есть в финале отчётливо прозвучала тема мести, но не рассказано, что стало после побега с восставшими. А это важно! Из примерно четырёхсот заключённых, участвовавших в восстании, при побеге погибло около восьмидесяти, а до конца войны дожило лишь пятьдесят. Остальных (примерно триста!), вырвавшихся из лагеря живыми, кого не поймали гитлеровцы, убивали или выдавали немцам местные жители – антисемитизм в Польше был очень распространён. Ужас в том, что Гитлера и его человеконенавистническую политику поддерживала большая часть населения Европы. Но создателям показалась важнее в финале точка персональной мести.

Тем не менее фильм сильный, показывать его надо, особенно подросткам. И не только в России, а хорошо бы и в тех странах, где сейчас чествуют ветеранов СС. Дебют Хабенского как режиссёра можно признать, в общем, удачным. Но желаемого успеха в прокате нет. Почему? Не потому что обойдены острые политические углы. Мне кажется, не до конца использован другой важный ресурс. К сожалению, лишь намечена любовная линия Печерского и прекрасной девушки из Минска Люки. Героиня нежна и трепетна, как Офелия, – шведская актриса Фелисе Янкелль замечательно тонко на контрапункте с кровавым ужасом децимаций ведёт линию смирения – до последнего умоляет возлюбленного отказаться от планов восстания, не рисковать своей жизнью и жизнью других людей. Но погибла она, а не он... Если бы сценаристы Александр Адабашьян, Андрей Назаров и Анна Чернакова сделали эту линию стержневой, если бы также главный герой по возрасту более соответствовал прототипу (Печерскому было всего тридцать с небольшим, исполнитель выглядит гораздо старше, к тому же каким-то обречённым), то у фильма было бы больше шансов привлечь молодёжную аудиторию.

В заключение хочется напомнить, что давно ждёт экранизации другая фантастическая история, о которой непонятно почему не снят могучий блокбастер до сих пор. История не менее героическая – эпическая. О человеке, признанном в Израиле «праведником народов мира», о «русском Моисее» – политруке Николае Киселёве. Он несколько месяцев водил евреев из оккупированного белорусского местечка Долгиново по лесам Белоруссии и Брянщины и вывел-таки после 1500-километрового перехода через линию фронта к нашим. Спас 218 человек. Сейчас, когда против России ведётся информационная война, когда русских демонизируют, почти как когда-то нацисты евреев, экранизация этой драмы спасения была бы крайне актуальна.

 

http://lgz.ru/article/-18-6642-09-05-2018/drama-spaseniya/