Анна Драй
Уже несколько последних лет я периодически занимаюсь исследованием историй дворянских родов только Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, центром которого с 1882 года стал Луганск. По крупицам собираю историю нашего немногочисленного дворянского «войска», работая с литературой и в Государственном архиве Луганской области (ГАЛО).
Но память меня уносит в 70-е гг. прошлого, 20-го столетия, когда начав интересоваться историей дворянских родов и лиц, оставивших след в русской культуре, собирала о них биографический материал. И если сейчас меня интересует именно целостная картина дворянского общества нашего уезда, как исторический факт, то тогда меня интересовали биографии знаменитых людей, как истоки их таланта, а читая описание подвигов знаменитых людей, проникалась их возвышенным духом, благородством поступков и прямотой суждений. Такое собирание служило мне также средством познания, прикосновения к культуре, и может быть, как способ реализации своих исследовательских наклонностей. Для своей коллекции я покупала книги и комплекты открыток с портретами, просматривала и покупала старые журналы в магазине «Букинист» и вырезала интересующий меня материал. Я делала подборки не только портретов, но и статей. Не имея опыта ни своего, ни чужого, комплектовала свои портретные, биографические и родословные карточки по наитию, нумеруя их по возрастанию и составляя алфавитный указатель. На то время, когда я и прочла в журнале «Огонёк» о Юрии Борисовиче Шмарове, исследователе-энциклопедисте дворянских родов, у меня уже было около 1500 таких карточек.
Я отправила письмо в журнал «Огонёк», и вскоре получила ответ, что моё письмо передано Юрию Борисовичу. Немного позже и от него пришёл ответ с адресом. Написала ему письмо с конкретными вопросами, и именно это повлияло на то, что, несмотря на большую занятость, Юрий Борисович обстоятельно ответил на мои вопросы, дал несколько конструктивных советов и прислал, как образец, родословную роспись ярославских князей Троекуровых. Это было начало 1981 года.
Имя Юрия Борисовича Шмарова было хорошо известно в кругу историков культуры и исследователей. Сам он, в своём письме ко мне определил так: «Моей специальностью является генеалогия, геральдика, русский портрет, русская усадьба; в этом аспекте протекает моя работа, именуюсь, как историк-искусствовед, специфика XVIII и XIX век».
И вот с этим интереснейшим и известным человеком мне посчастливилось не только вести, хотя и краткую переписку, но и лично познакомиться, побывав у него в гостях. Было так, что, будучи в одной из командировок в Москве, я решилась на встречу с Юрием Борисовичем. Позвонила по телефону и поступила несколько по-хулигански. Услышав его голос по телефону, и удостоверившись, что Юрий Борисович дома, я положила трубку – боялась, что мне откажут, и тогда я бы навсегда утратила шанс на встречу с интересующим меня человеком. Без труда отыскала его дом, так как любила Москву и неплохо знала её исторический центр. Его дом располагался в одном из переулков улицы Кропоткинской (ныне – ул. Пречистенка), которую я хорошо знала из предыдущих приездов. Улица и сама является памятником старины и архитектуры. Здесь и сейчас находится Российская академия художеств, Государственный музей Л.Н. Толстого и усадьба Дениса Давыдова, квартира С. Есенина и А. Дункан, а на углу с улицей Рылеева – Государственный музей А.С. Пушкина. И это не полный перечень достопримечательностей улицы. О доме № 15, который находился на улице Рылеева (ранее – пер. Гагаринский), и в котором жил Юрий Борисович было написано много. Дом – памятник архитектуры 19 в. В этом доме жил декабрист В.И. Штейнгель, жили Панаевы, М.Н. Лопатин. Порог этого дома переступали Л. Н. Толстой, А.Ф. Писемский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Аксаков, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и в пору своей юности И.А. Бунин. Юрий Борисович теперь тоже вписан в историю этого дома, тем более, что он её окончательно выяснил и документировал.
Но вот я и у знакомого по фотографиям дома с мезонином и колоннами. В распахнутом окне мезонина стоят большие папки с материалами. Здесь собраны судьбы многих и многих дворянских фамилий. Вхожу во двор и, ориентируясь по табличке на двери, указывающей его номер в коммунальной квартире, нажимаю кнопку звонка. Выходит Юрий Борисович. Называю себя, он помнит меня по переписке и по-дружески приглашает в дом, высказывая своё удивление тем, что предполагал увидеть более взрослую женщину, занимающуюся таким непростым делом.
А у меня до сих пор сохранились самые тёплые воспоминания об этой встрече. Просторная гостиная служила ему и приёмной и своего рода кабинетом, потому, что к Юрию Борисовичу всё время приходили многочисленные посетители, и дверь, можно сказать, не закрывалась. Приходили научные сотрудники музеев, историки, студенты... Он консультировал их, показывал, где можно найти ответ на возникший у них вопрос. Он даже знакомил меня с ними, но, к большому сожалению, я не успела запомнить ни одной фамилии.
Пока он был занят, я с его разрешения рассматривала полки с книгами, которые занимали в комнате три стены. Здесь разместилась лучшая на то время в СССР генеалогическая и геральдическая библиотека, и это по большей части старинные книги и энциклопедии. Его генеалогическая библиотека дополнялась папками с родословными росписями и портретными карточками.
Между полками на стене висели портреты. Посередине комнаты – старинное бюро со столешницей и ящичками для писем – переписка тоже занимала большое место в работе Юрия Борисовича. Писали из музеев, писали историки и краеведы и даже такие начинающие генеалоги-любители, как я.
Но вот поток посетителей иссяк, и я попросила рассказать мне о его собрании и портретах на стене гостиной. Почти о каждом было рассказано, но больше всего запомнился рассказ о парных портретах в овальных рамах Карла Ивановича Шлиппе (под его руководством в России был построен первый химический завод) и молодой крестьянки в сарафане, его возлюбленной. Этими портретами Юрий Борисович особенно дорожил, так как они были получены от потомков рода К.И. Шлиппе. Услышала и рассказ об одном из эпизодов его жизни. Получив гонорар, как консультант по костюмам в фильме «Звезда пленительного счастья» и, возвращаясь домой, зашёл в музей Л.Н. Толстого, где его давно просили помочь в атрибутике портрета и его отношении к музею. Выяснилось, что портрет отношения к музею не имеет. Предложили приобрести. Так вместо запланированного и необходимого нового костюма, Юрий Борисович возвратился домой с портретом в руках, хотя никогда не ставил целью собрание оригинальных живописных полотен. Для него было главным найти изображение определённого лица, пусть это будет даже вырезка из журнала или газеты.
К сожалению, наша непринуждённая встреча была не продолжительной, так как у Юрия Борисовича с женой было запланировано на вечер посещение концерта знаменитого тенора, оперного певца, приехавшего в Москву на гастроли, Николая Гедды (настоящая фамилия – Устинов), воспитателем которого был русский органист и хормейстер Михаил Устинов.
Ещё несколько слов о библиотеке Юрия Борисовича. Его геральдическая и генеалогическая библиотека состояла из дореволюционных энциклопедий, всевозможных справочников, гербовников, книг по истории военного костюма, истории сословий и отдельных фамилий… Подбор книг мог бы составить огромный отдельный интерес, но его нельзя было назвать просто любителем книги, хотя рассказ о нём и его собрании книг был помещён именно в сборнике «Московские друзья книги». Книга не была для него предметом собирательства, а была дополнением к его уникальному собранию биографий, служила дополнением к рассказу, его портретам, родословным знаменитых дворянских семей.
Дворянином был и сам Юрий Борисович Шмаров. Он родился в 1899 году в Москве в семье юриста. Окончил юридический факультет Московского университета. В начале своей биографии в 1920-е гг. состоял в обществе «Старая Москва», занимающегося изучением Москвы, и в «Обществе изучения русской усадьбы», вот тогда и начался его интерес к брошенным портретам, исследованию судеб владельцев оставленных имений.
О Юрии Борисовиче написано довольно много, о нём также было рассказано в передаче «До и после полуночи», где её известный телеведущий В. Молчанов в завершение, сказал: «Мы можем и должны поклониться этому русскому духу, может быть последнему гусару, Юрию Борисовичу Шмарову».
К сожалению, наша переписка оборвалась, так как дом «ушёл» на реставрацию, и Юрий Борисович поменял адрес. К тому же он уже был довольно пожилым человеком и в 1989 году умер в Москве. По его завещанию, он был похоронен в г. Кирсанове Тамбовской области, на родине предков. Его коллекция, ранее завещанная библиотеке им. В.И. Ленина, была передана Государственному музею А.С. Пушкина, где на её основе был образован единственный в стране отдел генеалогии. Коллекция состояла их двух частей: родословные досье (2200 единиц хранения) и иконографическое собрание (13 000 дворянских портретов ХVIII - ХХ веков). Значит, коллекция живёт и работает, помогая исследователям в их работе. Будет ли хоть в какой-то мере востребовано моё, хоть и скромное собрание, сомневаюсь. А ведь ему тоже отдано много сил, времени, и что греха таить, средств. А ещё сожалею, что последовала далеко не всем советам Юрия Борисовича по упорядочению карточек коллекции "портрет-биография-родословная", а их у меня более 3500 штук, из них 2700 – с портретами.
На прощание я получила в подарок книгу о Е. Боратынском с любимым экслибрисом Юрия Борисовича, нарисованным художником Михаилом Кострикиным в 1946 году, на котором изображён его дом с осенним парком и надгробием с траурной лентой. На книге дарственная надпись: «Анне Яковлевне Драй в память о нашей кратковременной, но очень приятной встречи, г. Москва, Гагаринский пер.». Получила я и комплект фотокопий портретов из книги И. Ободовской и М. Дементьева «После смерти Пушкина», М. 1980. Кстати сказать, что занимаясь фотогалереей, приходилось делать фотокопии из книг, я и сама освоила всю технологию изготовления фотографий, ведь тогда и в помине не было фото-автоматов и, тем более, ксерокса. И Интернета тоже не было. А вот в связи с появлением Интернета, и возможностью отыскать в его сети практически всю информацию, моя коллекция, или коллекции такого рода, по сути, утратили свою актуальность, значение, но я не сожалею, так как прошла такой путь познания истории и культуры, который пожелала бы каждому. Но у коллекция есть преимущество. Она материальна (не в смысле её стоимости), портреты можно взять в руки и долго рассматривать, прочесть вехи интересной биографии в краткой записи на обороте карточки или сохранившиеся статьи из газет и журналов прошлого века и даже подумать о чём-то своём. И я уверена, что этих статей уж точно в Интернете нет. А если захочется что-то уточнить или расширить свои познания, то Интернет будет быстрым и удобным помощником.
А ещё хорошо бы и нам, нашему возрождённому дворянскому обществу (собранию) заняться изучением старинных усадеб и судеб дворян Славяносербского уезда. Пусть их сохранилось мало, очень мало, но они есть и достойны изучения и сохранения.
А у меня единственное желание, чтобы моя коллекция могла быть передана в надёжные и заинтересованные руки, и чтобы мой труд не пропал даром.
Желающие есть?
Луганск, 10 мая 2013 года.
Описание коллекции
Формула коллекции: « портрет - биография – родословная»
История создания:
История такова, что как любознательный человек, первоначально собирала статьи и фото вначале деятелей кино, а потом и видных деятелей нашего отечества.
Особое внимание в моей коллекции уделено дворянству, Пушкину А.С., декабристам, августейшим особам, деятелям искусства и художникам, долго искала способы оформления, хранения, учёта, т.к. не было ни своего, ни чужого опыта. коллекция, в основном, сформировалась к концу 70-х гг. Окончательный вариант оформления утвердился после встречи с известным московским знатоком старины и оставителем родословных дворянства Шмаровым Юрием Борисовичем, первоначально известным мне по журналам и книгам ("Огонёк" №№ 25-77, 28-80; "Альманах библиофила" вып.хп "Московские друзья книги", М.,1978г.)
Оформление
1. На каждый род (имея сведения) составляю родословную карточку (рк), которую дополняю по мере получения новых для меня данных, родословные карточки составляю на ватмане форматом 200 х 300 или (200x2) х300
2. При наличии портрета (репрдукции, открытки, фото и т.д.), оформляю портретную карточку (пк).для пкиспользую "бумагу для эскизов" – картон.
3. При наличии только биографических данных оформляю карточку (к) на серой стороне карточки наклеиваю портрет, подписываю фамилию, имя, отчество,
даты жизни. на обратной, белой стороне вписываю основные биографические данные, список используемой литературы, фамилию, имя отчество, составителя и дату заполнения.
Если портрет отсутствует, но известно его место нахождения, вписываю в карточку.
Все карточки заполняю только пастой чёрного цвета. оформленный таким образом материал готов к обозрению.
Форма рк м.б. несовершенна, но для меня устоявшаяся и постоянная. конечно, м.б. и ошибки, ведь в архивах не работаю и моя цель не воссоздание родословной, а познание, а там, м.б. и кому-то польза.
Хранение:
Все перечисленные материалы храню в папках по алфавиту, имея отдельные папки на дореволюционный, советский-современный периоды, для художников, деятелей кино, театра, для отдельных фамилий, по которым много материала (напр. Морозовы, Демидовы, Пушкин, Высоцкий, Солженицын и т.д.); отдельно космос и политика и ещё очень много разного.
Система учёта:
Каждую карточку (пк, рк, к) нумерую сквозным порядковым номером. Последний номер говорит о количестве карточек в коллекции. Портретные карточки через дробь нумерую сквозным порядковым номером последняя цифра говорит о количестве портретных карточек в коллекции.
Например: - последний № 3105/2640. таким образом, в любой момент я могу сказать количество карточек в коллекции: всего 3105 шт. из них 2640 с портретами. учёт статей не веду. при, их наличии, храню совместно с карточками для полноты сведений о личности.
Автор коллекции – Анна Драй
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.