Ника Черкашина.
«Laudabunt alii claram Rhodon».
Гораций
«Пусть другие воспевают славный Родос» (лат.)
РОДОС АНТИЧНЫЙ
В истории человечества маленький остров – всего-то 80 км в длину и 40 в ширину! – сумел занять достойное место.
За три века до нашей эры Родосу, вернее шести тысячам его защитников, пришлось сдерживать натиск сорока тысяч македонцев. Вольнолюбивый остров подвергся суровой осаде за то, что посмел иметь собственное мнение и не подчиниться воле Деметрия Полиоркета, требовавшего участия родосцев в его войне с египтянином Птоломеем I.
В память славной победы в 280 году до н.э. родосцы воздвигли гигантский монумент, ставшим одним из чудес древнего мира наравне с висячими садами Семирамиды, египетскими пирамидами и маяком в Александрии. Материал для отливки 32-метровой статуи бога солнца Гелиоса «любезно» предоставили македонцы, бросив на произвол судьбы осадные орудия.
История сохранила имя ваятеля – Харес из родосского города Линдос. Двенадцати лет не хватило создателю чуда, чтобы довести дело своей жизни до конца. Уже после его смерти статую установили у входа в бухту Мандраки, укрепив мощными железными скобами и каменными блоками. Родосский колосс, символ победы, служил и маяком для кораблей – горящий факел в руке Гелиоса виден был за десятки миль.
Колосса погубило сильнейшее землетрясение, случившееся в 225 году до н.э., – исполин рухнул, расколовшись на множество кусков. Бронзовые осколки пролежали у входа в бухту еще целых восемь столетий, пока предприимчивые арабы, покорившие к тому времени Родос, не переправили обломки колосса в Сирию, где успешно продали бронзу некоему еврею-торговцу. Караван из 900 верблюдов увозил свой тяжеловесный «товар» в неизвестном направлении,… Что затем отлили из той бронзы – орудия или монументы? – история умалчивает.
Так уж сложилось, что художники средневековья изображали колосс стоящим у входа в бухту, с поднятой над головой чашей-факелом, с колчаном солнечных стрел за спиной и с проплывавшими между ног-столпов исполина галерами. Не все историки считают достоверной эту версию, но в силу своей образности именно она признана классической.
Таким мог видеть Родосское чудо и Александр Пушкин, упомянувшим о нем в «Истории Петра»: «Петр построил в Кронштадте и над фарватером сделал он план башни наподобие Родосского колосса, под которую подходили бы военные корабли, с подзорной светелкой и фонарем».
…На том самом месте, у входа в бухту Мандраки, где некогда высился колосс, на двух мраморных колонах горделиво замерли бронзовые олени. Появление их живых собратьев на Родосе связывают с одним поверьем: прежде остров кишел ядовитыми змеями, отпугнуть коих мог лишь олений запах, – завезенных на Родос оленей считали избавителями от змеиного нашествия …
Как ни странно, но очертания колосса ощутимы и ныне, будто его незримый контур навеки впечатался в небесную лазурь. Родосский исполин – «визитная карточка» острова и в двадцать первом столетии. Изображение его можно встретить повсюду: на майках, винных этикетках, открытках, сувенирных магнитах… Да и сам Родос, словно магнит, намертво сцепившийся с гладью Эгейского моря.
И как магнит во все века притягивал к себе завоевателей: египтян, персов, римлян, крестоносцев, турок. За две тысячи лет до новой эры остров «пришелся по вкусу» минойцам, финикийцам и ахейцам. Упоминает о родосцах в своей «Илиаде» Гомер, ведь островитяне прославились в Троянской войне: из тысячной флотилии кораблей, что направил Агамемнон, царь Микен и предводитель ахейцев, покорять Трою, девять были из маленького Родоса! Не случайно, жива еще старая пословица: «Десять родосцев – десять кораблей!»
В реальности, родосцы владели флотом всего из пятидесяти боевых кораблей, – числом вполне достаточным, чтобы вызвать у пиратов, коим было чем поживиться у богатых здешних берегов, страх и должное уважение. Морские законы на Родосе соблюдались неукоснительно!
Именно их император Марк Аврелий положил в основу морских законов Рима, легшие в основу морского права Венецианской республики и Византии.
Маленький Родос внес щедрую лепту в копилку мировой культуры, и заслужил похвалу Горация, назвавшим его «преславным островом».
Здесь явился миру шедевр античного рококо – изящная беломраморная статуя Афродиты Родосской, юной девы с волнистыми волосам. И еще одна мраморная Афродита почитается великолепным образцом эллинистической пластики. История ее обретения удивительна: в 1929 году рыбаки, закинувшие сети в северной оконечности острова, неподалеку от пляжа, обнаружили необычный улов – статую прекрасной женщины. Афродиту, поистине явившуюся из пены, окрестили Морской. Столетия пребывания на дне Эгейского моря не лучшим образом сказались на благородных чертах древней красавицы. Но большого вреда причинить не смогли: полуобнаженная богиня – само совершенство…
Не счесть скольким поэтам и философам античности снисходило в оливковых рощах Родоса божественное вдохновение! На вершине горы Монте Смит (современное свое название она получила в честь английского адмирала), у подножия величественного храма Аполлона на мраморных ступенях античного театра некогда восседали знаменитые ученики не менее знаменитой родосской школы риторики: Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Антоний.
И все же самый блистательный век Родоса – рыцарский! Если не золотой, то уж точно железный.
РОДОС РЫЦАРСКИЙ
Семь столетий назад рыцари ордена Святого Иоанна, известные как рыцари-госпитальеры или иоанниты, купили остров Родос у пиратов, составив по всем тогдашним правилам купчую. Иоанниты, превратив Родос в свою резиденцию, сотворили, по сути, еще одно чудо света – неприступную крепость. И с поистине рыцарской доблестью отстаивали свой остров и его столицу, названную также Родосом, от любых посягательств.
Шли годы, десятилетия. Менялись Великие магистры Ордена: Фульк де Вилларе, Элион де Вийнев, Пьер де Обюссон, Эмери де Амбуаз, Вийе де Иль Адам, – их деяния давно уже стали достоянием истории.
Несколько веков Родос являл собой христианский форпост в Средиземноморье: древние византийские базилики мирно уживались с соборами и храмами, возведенными рыцарями-католиками.
Рыцарское государство представляло собой прообраз объединенной Европы. Самые отважные представители «восьми языков», таково было деление рыцарей в зависимости от родной страны и разговорного языка, считали делом чести отстаивать Родос от посягательств захватчиков всех мастей. За каждым из «языков» был закреплен свой бастион и часть крепостной стены: северо-запад охраняли французы, южнее до башни Св. Георгия простирались владения немцев, далее «вступали» в свои права рыцари Оверна и Арагона (башни Св. Марии и Испанская башня), затем до бастиона Коскину держали оборону английские рыцари, восток, юг крепости и порт были под надежным прикрытием рыцарей Италии, Прованса и Кастилии.
Случались и скорбные страницы в истории рыцарского владычества. Так турки сумели высадиться в Линдосе, одном из богатейших родосских городов, и устроили там кровавую резню: море у берегов окрасилось в багряный цвет…
Турки нападали на остров, но и рыцари порядком досаждали им. Не случайно, Родос именовали «христианским шипом» в теле мусульманской Турции, болезненным и постоянно напоминающим о себе.
Но более рыцарский остров походил на рыбью кость, застрявшую в «турецком горле»: маленькая, а царапает больно! И ничего с ней не поделаешь. Домашние «методы лечения» не давали эффекта, и турки решились-таки на экстренную «хирургическую» операцию.
В июне 1522 года двести тысяч турецких солдат высадились на острове, а к берегам Родоса подошел вражеский флот из четырехсот кораблей. Силы были явно неравны – туркам противостояли всего шесть тысяч защитников крепости!
Турки осадили крепость, и начался жестокий штурм. Главный удар приняли на себя рыцари из Испании, Англии и Прованса, стойко державшими оборону. Вот уже пала Испанская башня, и… вновь отбита у неприятеля!
Может, и на этот раз рыцарская фортуна не отвернулась бы от защитников Родоса, и история ордена Святого Иоанна, равно как и мировая история, была бы иной. Но нашелся предатель. Великий Канцлер ордена Андре де Амарал, ведавший всеми боеприпасами и знавший военные тайны, сумел сообщить султану о слабых местах обороны. Измену раскрыли: предатель и его слуга-сообщник публично казнены, но дни рыцарской славы Родоса были уже сочтены.
Все еще со свистом летели пушечные ядра, все еще развивался над цитаделью штандарт Великого магистра, но уже велись секретные переговоры об условиях сдачи острова.
Почетная капитуляция была подписана – Сулейман Великолепный проявил неслыханное великодушие: оставшимся в живых ста восьмидесяти рыцарям и еще пяти тысячам родосцам разрешалось отплыть из Родоса на кораблях.
Ах, как потом, много позже, жалели наследники султана, что выпустили из рук отважных иоаннитов, и что Родос не стал братской могилой для славных сынов Арагона, Прованса и Кастилии…
1 января 1523 года вместе с рыцарями покидала родные берега и чудотворная икона Филермской Божьей Матери, именуемая так по месту святой обители на вершине лесистой горы Филеримос. Святыне предстояли долгие-долгие скитания…
Впрочем, скитания были уготованы и бесприютным рыцарям Святого Иоанна. Вначале страной, приютившей их, стала Италия, а уж после нашелся подходящий остров. Заручившись покровительством своего небесного заступника, Святого Иоанна, рыцари вскоре превратили Мальту в неприступную крепость. Но через двести лет остров-цитадель сдался-таки на милость победителя – великого корсиканца. Словно злой рок тяготел над иоаннитами – ровно два века владычества было отведено им на Родосе и столько же на Мальте!
Фактически, наследников родосских рыцарей, изгнанных с Мальты Наполеоном, взял под свое покровительство русский император Павел I, с детских лет питавший безмерный восторг к подвигам госпитальеров. И последняя резиденция Павла – Михайловский замок, не просто повторяет архитектуру некоего средневекового рыцарского замка, но удивительным образом напоминает родосский Дворец Великих магистров.
История связала Родос с Россией через «посредничество» Мальты. Легко вообразить, в какой восторг пришел бы русский император, доведись ему побывать на Родосе и воочию увидеть зримое воплощение своей мечты – рыцарскую твердыню во всем блеске и величии ратной славы!
Прибывшие в Петербург ко Двору русского царя рыцари привезли и свою святыню – икону Филермской Божьей Матери, писанную по преданию евангелистом Лукой с юной девы Марии, и вывезенную с Родоса их славными предками. Долгие годы, вплоть до октябрьских потрясений 1917-го, чудотворный образ хранился в Большой церкви Зимнего Дворца, и перед ним молились все российские цари и царицы. Молился и русский гений Александр Пушкин, не единожды бывавший на придворных службах с красавицей женой.
…Богоматерь с острова Родос разделила судьбу русских эмигрантов, и после долгих странствий по Европе оказалась в Черногории, в Народном музее Цетинье. А в давным-давно опустевшую Филеримскую обитель, что возвели рыцари на красивейшей горной вершине, и откуда, как на ладони, виден город-крепость Родос, ныне привезен список одной из самых чтимых в првославном мире икон. Но родосцы не теряют надежды, что небесная покровительница острова вновь вернется к ним.
История рыцарского Родоса кровным образом соединена с отечественной историей. Если и проводить исторические параллели, то Родос, как символ мужества, сродни и Брестской крепости, и Севастополю, и Сталинграду.
…А на оставленном рыцарями Родосе царил ужас: греки, коренные обитатели острова, подверглись жестоким гонениям, а из разрушенных христианских храмов (по договору с Великим магистром турки клялись не трогать церкви) словно грибы «прорастали» минареты турецких мечетей.
РОДОС ПУШКИНСКИЙ
Пушечные ядра, разбросанные по крепостному рву или сложенные в пирамиды, напоминают гигантские бильярдные шары. Среди них есть и самые древние – снаряды из мрамора, что били по крепости из катапульт македонцев, атаковавших Родос под предводительством Деметрия Полиоркета, есть ядра – каменные и железные, что летели в рыцарскую цитадель из турецких метательных машин в средние века.
«Игроки» давно забросили свои железные «кии», и больше никто никому не забивает в «лузы» «шары». А поверхность «бильярдного стола» затянула зеленым ворсом сама природа. Кто победил в той давней «игре»? Во всяком случае, ни македонцы, ни рыцари и не турки. Всех их вместе взятых, бесстрашных защитников крепости и не менее отважных захватчиков, победило Время. А былые подвиги запечатлелись на страницах исторических хроник столь же прочно, как фамильные гербы Великих магистров, вмурованные в крепостных стенах Родосской цитадели.
Сама крепость являет собой непревзойденный образец военной архитектуры: строительство ее велось целых два века с XIV по XVI, – ровно столько потребовалось времени, чтобы довести до совершенства систему обороны. Толщина крепостных стен доходит до двенадцати метров!
Восемь ворот, имеющие свои имена: ворота Амбуаз, в память Великого магистра ордена француза Эмери де Амбуаза, ворота Св. Иоанна и Св. Анастасии…, ведут в Старый город.
Город не просто старый, а древнейший на земле! Вот уже два с половиной тысячелетия в нем кипит жизнь: его постоянным жителям даровано право держать здесь свои лавки и магазины, таверны и гостиницы. По лабиринту мощенных черно-белой галькой узеньких улочек (одни их названия чего стоят: Рыцарей, Аристотеля, Гиппократа!) бродят толпы туристов. Родос как Вавилон, где смешались века, культуры, расы, языки! И как Ноев ковчег, где все жаждут спасения от серых будней, впитывая в себя солнце, наслаждаясь шедеврами искусства минувших веков и невероятными земными красотами.
На греческом Родосе, как и в Греции, есть всё. Остров на перепутье многих цивилизаций вобрал в себя античные шедевры эллинов; базилики византийцев; средневековое наследие рыцарей – величественный Дворец Великих магистров, защищенный могущественными бастионами и крепостными стенами; турецкие мечети; православные монастыри и зримое воплощение итальянской мечты, – воссозданными в начале минувшего столетия термами и чудесными здравницами. Перечислять всё, чем знаменит Родос, занятие бесконечно долгое.
И всё же до недавнего времени известная сентенция, что на Родосе, как и в Греции все есть, легко подвергалась сомнению. А Пушкин?! Теперь любой уважающий себя родосец кивнет утвердительно: да, и Пушкин тоже есть!
Бронзовый Александр Сергеевич получил новое «гражданство» – греческое, и утвердился на славном острове Родос, взятым с незапамятных времен под покровительство богом солнца Гелиосом. Вот уж, поистине, Солнце русской поэзии на самом солнечном в Европе острове!
Прослеживается параллель: когда-то у входа в гавань Мандраки возвышалась гигантская статуя Гелиоса, – знаменитый Родосский колосс-маяк. Родосский колосс простоял совсем недолго, а память о нем запечатлелась в веках.
Пушкин – колосс русского духа, и появление бронзового поэта на далеком острове можно причислить к новым чудесам света. Да и от Родоса рукой подать до берегов африканской прародины поэта.
Но для того, чтобы Александр Сергеевич достиг берегов священной Эллады, понадобилось не одно столетие. Появлению его на Родосе предшествовало одно весьма неприметное событие: в 1980 году юная гречанка Федра из горной родосской деревушки Монолитос, нарушив родительский запрет, купила билет на самолет в Москву. И оказалась в России, тогда – Советском Союзе. Путь ее лежал еще дальше, в Северную столицу, где она стала студенткой факультета журналистики Ленинградского университета. Так впервые она оказалась в пушкинском Петербурге и узнала, что значит имя поэта для русских. Север был противопоказан не только Пушкину, в чем поэт сам и признавался, но стал «вреден» и для южанки Федры Маландри. В прямом смысле. Долгие шесть месяцев она провела в одной из ленинградских клиник с тяжелейшим заболеванием лёгких. Из-за болезни пришлось перевестись в Москву, в МГУ.
Здесь она постигала азы журналистики, русский язык и вместе с ним – пушкинскую поэзию. В Москве познакомилась с будущим мужем, студентом-ливанцем, в Москве появился на свет сын Симон. Потом вернулась на родину, но связь с Россией и университетом не потеряла. На Родосе у нее своя школа русского языка, где учатся и дети из смешанных русско-греческих семей, и взрослые, те, кому по жизни необходимо знание русского. Помимо работы в школе, у Федры Маландри есть одна неформальная должность – она помогает русским на Родосе, оказавшимся в непростых жизненных ситуациях, и деятельно участвует во всех событиях, связующих культуры Греции и России. Русский консул на Родосе со звучным античным именем Федра!
Так что вовсе не случайно московский скульптор Григорий Потоцкий привез пушкинский бюст домой на улицу Родиу, к Федре Маландри. На временное хранение.
Случилось так, что я прилетела на Родос одновременно с бронзовым Александром Сергеевичем, и вместе с Федрой приняла участие во всех хлопотах, связанных с установкой памятника в городе Родосе, столице Додеканеса. Так еще со времен Византийской империи именовалась провинция с «размытыми» границами, состоявшая из двенадцати Эгейских островов, – на самом деле, греческих островов в Додеканесе, если считать и самые крохотные, куда больше!
14 сентября 2009 года на заседании мэрии города Родоса, куда, кстати, вправе придти любой родосец и задать любые вопросы представителям власти, – (и как тут не вспомнить, что Греция – родина демократии!) в числе насущных городских проблем депутаты обсуждали, где будет установлен бронзовый пушкинский бюст. Более того, приняли поистине судьбоносное решение – назвать одну из улиц столицы именем Пушкина и воздвигнуть на ней памятник русскому гению! Мэр Родоса господин Хатзис Хатзиефтимиу поддержал решение коллег.
И все-таки, почему современные греки с таким почтением относятся к поэту, жившему столетия назад в далекой России? Как ни удивительно, но помнят страстное желание молодого Пушкина отстаивать свободу Греции с оружием в руках! Его стихи (пушкинская поэзия уже давно звучит на языке Эллады) трогают сердца вольнолюбивых греков и поныне.
…Плывет греческий остров-баркас, и о борта его бьются волны двух морей – Эгейского и Средиземноморского.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.