Истинное творчество живет современностью

Борис Терентьев 

                  

 

Илья Пателеевич Овчаренко прожил яркую, но напряженную и насыщенную жизнь. Заслуженный художник Украины, лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко, к сожалению, рано ушел из жизни, Скончался он 25 августа 1978 г. на 52-ом году, не дожив до дня рождения буквально одного месяца. В некрологе, опубликованном на следующий день в газете «Ворошиловградская правда», на развороте, есть слова об Илье Пантелеевиче как о чутком и принципиальном человеке, который все своё творчество посвятил родному краю и советскому искусству. Сказано было и о том, что светлая память о нём сохранится навсегда. Похоронен в Луганске. Из родных и близких ему людей в городе никого не осталось. Напоминанием о знаковом скульпторе минувшей эпохи стали теперь лишь памятники, созданные его руками и светлая память его учеников и коллег по художественному цеху.

 

                                           Из биографии

И.П Овчаренко родился в 1926 году в селе Моисеевка Меловского района. Там же в 1934г. пошёл в сельскую начальную школу, которую окончил перед самой войной.  Сразу же, в 15-ть лет, начал трудится. В те годы  после «семилетки» человек с таким образованием считался вполне образованным. Тем более на селе. Рано повзрослев, работал весовщиком, почтальоном, заведовал током, а потом – на оборонном рубеже. Был в окружении на Дону и в оккупации. После освобождения родного села от немецко-фашистских захватчиков Илья Овчаренко вступает в комсомол, продолжая работать в колхозе. Односельчане доверяют ему заведовать кассой хозяйства. Однако молодой Илья, решив  проявить скрытые от других талант и свою тягу к искусству, в 1944 г. поступает в Ворошиловградское художественное училище. Закончив в 1949 году училище  (у мастеров-педагогов В. Агибалова и В. Федченко), поступил в Харьковский университет на заочное отделение исторического факультета. Однако по семейным обстоятельствам был вынужден бросить это занятие. Меж тем, тяга к знаниям и желание получить высшее образование побуждают его вновь продолжить учёбу – экстерном в Ворошиловградском пединституте по специальности история. К тому же И. Овчаренко стал преподавать спецдисциплины в городской детской художественной школе. В архивах Луганского, ныне Национального, университета им. Т. Г. Шевченко сохранился матрикул – зачетная книжка студента И. Овчаренко, где оценки «отлично» и «хорошо» выставлены по 29 дисциплинам. Серьезное отношение к учёбе, зрелая пытливость студента снискали к нему уважение преподавателей. С некоторыми сложились дружеские отношения. Он умел находить людей, которых интересовали не только оценки, компания или рыбалка, но и литература, история, этнография, даже сравнительная анатомия.

От природы И. П. Овчаренко был чуток и разносторонен, многим –

настоящим другом, добрым семьянином. Его внутренняя стойкость и законченность были притягательны для других людей, которые тянулись к нему за советом и дружбой. Годы и общий интерес к образу и жизни В. Даля связывали ваятеля с известным кругом единомышленников. В начале с доцентом-филологом Иваном Михалко, потом врачами Валентином Нестайко и Юрием Ененко. Любовь к украинскому языку – с писателями Микитой Чернявским и Тарасом Рыбасом. Художник был прост в общении. Кстати, с друзьями Илья Пантелеевич часто общался на украинском, предпочитал носить вышиванку, обожал ржаной хлеб московской выпечки.

 

                                                  Творчество

        Илья Пантелеевич стремился господствовать над работой, а не быть её рабом.

Работа скульптора многообразна: от напряженного поиска идеи, творческой фантазии до тяжёлого физического труда. Подобно режиссеру, он проживает историю героя, подобно кузнецу обрабатывает твердь. В Луганске насчитывается более 40 монументальных фигур, бюстов, скульптурных групп и обелисков. Подавляющее большинство памятников относится к советской и постсоветской эпохе. Из них три, но действительно монументальных, созданые в соавторстве с коллегами скульптором И. П. Овчаренко это  монумент «Труженику Луганщины» на улице Советской, памятный знак погибши железнодорожникам Ворошиловградщины возле Дворца культуры на ул. Пушкина, памятник «Владимир Даль Казак Луганский».

Илья Овчаренко – автор целого ряда замечательных скульптурных портретов и именных памятников землякам из когорты исторических личностей. Творения скульптора почти всегда находили признанье.

Знаковой для Луганска стала  скульптура «Труженику Луганщины», установленная в 1967 г. в центре города на ул. Советская. Бетонный монумент естественно вписался в урбанистический силуэт, стал символом города. И мало кто знает, что идея и проект монумента (1961 г.) принадлежат Илье Овчаренко. Изваян же 9-метровый исполин, который в народе называют «Мужик с факелом», в соавторстве с известным луганским художником И. М. Чумаком. 

Скульптор и преподаватель, И.Овчаренко был в центре той художественной эпохи, символами которой стали «Непокоренные», памятники историю о которой необходимо рассказывать. Он был её стержень, её движущая сила. 

Главным делом скульптора является создание впервые в мире памятника и портрета Казака Луганского – Владимира Ивановича Даля. Илья Овчаренко – автор, вообще, первого в России и мире скульптурного портрета Владимира Даля. До него ничего подобного не было. Однако,своего «звездного часа» скульптор не дождался. Памятника был поставлен после его смерти, в 1981 году. Таким образом, авторами памятника являются скульпторы И. П. Овчаренко, В. Е.Орлов и архитектор Г. Г. Головченко. Однако первой скульптурой надо считать бюст «Владимир Даль», установленный в сентябре 1979 года в Луганске на территории областного онкологического диспансера (ул. Краснодонская,14), по инициативе и содействию главврача, литератора Юрия Алексеевича Ененко. 

Желание познать образ Владимира Даля, проникнуть в его историческую глубину и понять значимость, присутствовало постоянно в творчестве Ильи Овчаренко. Почти – 30 лет!

После появились соавторы и последователи. Посути, он родоначальник того интереса, который возник у местных художников к личности и жизни великого земляка. Это скульпторы: Николай Бунин, Василий Орлов, Николай Можаев, Григорий Слепцов, Александр Редькин, художники Надежда Монастырская и Виктор Скубак.

 Истинное творчество живет современностью. Мир скульптора – это мир трех измерений. Объемный мир. Скульптурное искусство не может быть без личности, без углубления в себя. Только стремление понять, прежде всего, себя и свои желания, ведет к познанию другой личности.

– Это был глубокий, основательный человек, который умел дружить и уважать работу других, – вспоминает об Илье Пантелеевиче Овчаренко, его коллега, народный художник ЛНР, заслуженный художник Украины, скульптор Александр Архипович Редькин.

 – Волею судьбы, Илья Пантелеевич был рецензентом моей дипломной работы по окончанию в 1952 г. художественного училища. Первого, скажем, реноме. Жаль, что нет у нас совместных работ. Хотя Илько, именно так обращались к нему друзья и коллеги, по даному поводу частенько «шутковал». Шутил: «У тебе, Сашко, вже є у співавторстві ціла низка поетів».

С искренней теплотой отзывался об Илье Пантелеевиче его коллега по цеху скульптор и соавтор Василий Ефимович Орлов. Началом их творческого содружества стал 1966 год. А первой совместной работой – памятник Т. Г. Шевченко, установленный в Полтавской области, в селе Соколова Балка в 1967 г. Высота фигуры 3,2 метра. 

Потом в соавторстве ими же был создан памятник русскому писателю Всеволоду Гаршину. В 1969 г. памятник (материал искусственный камень) был  установлен там, где жил В. М. Гаршин – в Старобельске.

В 1971 году была начата совместная работа над скульптурой «В.И. Даль – Казак Луганский». В сущности, выполненная из тонированного гипса, размерами 80х45х90 см (первая цифра обозначает высоту, вторая – ширину, третья – глубину - авт.), она, и стала прообразом (моделью) ныне существующего памятника Казаку Луганскому. Последующий, весь1972 год скульпторы отдали созданию памятника из бетона. Объемная форма, высотой 4,5 м. обрела плоть и выразительность. Модель памятника «Даль – Казак Луганский» была выполнена при соавторстве архитектора Георгия Головченко. Но, эта работа оказалась не востребованной. Несправедливость убивает настроение, глушит желание творить добро. При жизни Ильи Овчаренко памятник так и не был установлен. Воплощение его мечты, монтаж и установка памятника в Луганске свершились при участии тогда В. Орлова и Г. Головченко.

Василий Орлов, который до этого уже заявил себя мастером жанровой композиции в скульптуре, ни раз подчеркивал, что именно И. П. Овчаренко ввел его в новый мир творчества, в мир созидания монументальних скульптур.

 

                                «Двоє очей бачать краще, ніж одне»

Художник Илья Овчаренко был заметной фигурой в городе, совмещая умело творческую, преподавательскую и общественную деятельность. С 1952 года он почти четверть века руководил художественной школой для детей. Преподавательская деятельность стала сразу же основным занятием, после окончания училища, его второй половиной жизни и творчества.

Так случилось, что уже в училище будущий скульптор стал стремительно терять зрение. Приговор врачей, как эхо войны, был категоричен: «Если хотите сохранить зрение – нужно переменить профессию». После мучительных раздумий, И.Овчаренко подал на исторический факультет Харьковского университета. Десять лет он не брал в руки резца. Но, когда Овчаренко назначили директором детской художественной школы, в его распоряжении оказалась небольшая мастерская. На первых порах он лепил и прятал работы, со страхом думая, а если все это не то? Отсюда и пошло, что: «Двоє очей бачать краще, ніж одне».

Живая проблемами школы, а тогда она не имела постоянного адреса, Илья Пантелеевич с невероятным упорством обходил высокие кабинеты, добиваясь для неё подходящего помещения, пока не добился своего. Школа получила постоянную прописку на улице Почтовой, где и ныне находится. Уместно привести сегодняшние воспоминания бывшего ученика городской детской художественной школы Сергея Васильевича Неколова, ныне преподавателя колледжа Луганской госакадемии культуры и искусств им. М. Матусовского. «В далеком 1968 г. детская художественная школа находилась в центре города рядом со зданием обладминистрации. Занимала она, кажется, три квартиры на одной площадке первого этажа жилой 5-этажки. Отыскать её было непросто. Спустя годы, я теперь понимаю, каких усилий стоило открыть в Луганске школу юных художников и быть за неё в ответе».

Примечательно, что многие, кто окончили эту школу, продолжив специальное образование, стали как С. Неколов профессиональными художниками. Есть и те, кто теперь преподает в данной школе.

– Главное, по воспоминаниям выпускников, там они, дети, ощущали высокую требовательность к ним на равных, как и к настоящим художникам. Преподаватель С. Неколов припоминает эпизод, который стал для него событием: «Илья Пантелеевич Овчаренко принес в один их дней учёбы в класс свой эскиз монумента «Украина – освободителям», в п. Меловое. И делился своими творческими планами с нами как с равными, приглашая как бы в соавторы. Запомнилась и его «вишиванка». Её он частенько носил. 

Он не важничал. Напротив, Илья Пантелеевич был открыт и близок. Главной чертой его характера было человеческое обаяние, а это не зависит от профессии человека».  

Ныне в центре поселка городского типа Меловое Луганской области на холме Славы расположен мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Одной из составляющих комплекса является величественный монумент «Украина – освободителям». Авторы памятника, в числе их и И. П. Овчаренко как соавтор, в 1972 г были удостоены госпремии УССР им. Т. Г. Шевченко и звания лауреатов этой премии.

В заключение, талантливый скульптор и педагог Илья Овчареко, к сожалению, свой талант и потенциал творца волею судьбы до конца не реализовал. Однако, есть его ученики, последователи в искусстве и добрых дел в жизни общества, Полноценной жизнью живет и Луганская городская детская художественная школа, где её директором четверть века был И. П. Овчаренко. И было бы правильным и справедливым если б она носила имя Ильи Овчаренко.

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.