19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии родился Михаил Васильевич Ломоносов
Елена Сазанович
Михайло Ломоносов. Наверно, его предки не раз ломали носы своим обидчикам. Ученый Ломоносов ломал всю закостенелую и губительную систему просвещения. Впрочем, носы он ломал тоже. когда совсем уже было невмоготу...
Ломоносов - это то все, что есть в России и то, чего уже нет. Это все, что возможно, и что уже невозможно. Это всегда то, что должно быть, и чего может уже не быть никогда. Но это всегда надежда на возрождение, на чудо и на одного единственного человека, который может чудом и невозможностью родиться и возродить чудесным и невозможным образом все области нашего погибающего Отечества.
Михайло Ломоносов. Наверно, его предки не раз ломали носы своим обидчикам. Ученый Ломоносов ломал всю закостенелую и губительную систему просвещения. Впрочем, носы он ломал тоже. Когда совсем уже было невмоготу...
Когда молодой Ломоносов учился в московской Славяно-греко-латинской академии, когда жил в отчаянных лишениях, "имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу", когда терпел (вернее, не терпел) насмешки, как-то один из дворянских отпрысков попытался сострить, указывая на дыры в локтях его истрепанного сюртука: "Что, господин Ломоносов, ученость выглядывает?" Ломоносов тут же отрезал: "Нет, глупость заглядывает".
Больно сильно он ненавидел глупость. Он ненавидел глупость до боли. Потому что глупость винил за боль, за страдания, за все беды в России. Глупость по Ломоносову - это безграмотность, бескультурье, бездуховность, безразличие, бездейственность, беззаконие, безыдейность. И еще тысячи «без». Без чего, к сожалению, не обходилась Россия. Без чего, тысячи сожалений, не обходится и теперь. Он самый умный человек своего времени, нет, безусловно не только своего, понимал, что все умными быть не могут. Но это не означало, что с глупостью нужно мириться. Ломоносов был категорично непримирим.
Он, закаленный северным краем, Ледяным морем, суровыми ветрами, пронзительными холодами имел крутой нрав. Он, сын рыбака не раз выходящий с отцом в море, не раз сражавшийся с морской стихией, всю свою жизнь потом сражался за просвещение и умы...
Впрочем, все его заслуги можно подвести к одной черте - он сражался за Отечество. А заслуг у него было столько, что можно просто сухо перечислять и перечислять. И этого будет все равно не достаточно. А знал он столько, что иногда кажется, что природа ошиблась и вместо 20, 50, а, возможно и 100 талантливейших людей родила одного. И он один жил за всех. И один боролся за всех. Опережая века. И умер за Отечество. За всех.
Гениев рождается мало, но таких универсальных гениев рождаются единицы. " Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом." Лучше сказать, чем Пушкин, нельзя. Университет со множеством факультетов. И Ломоносов к каждому имеет отношение. Еще в школе, какой бы предмет мы не проходили - физика, химия, астрономия, математика, география¸ биология, история, русская литература, русский язык - без упоминания имени Ломоносова не обходилось. Даже уроки изо!
Кстати, могли бы про него и вспомнить на физкультуре. Из характеристики советника Якоба Штелина: "Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду".
А за пределами школы? "Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, и Стихотворец - он все испытал и все проник" (А.С.Пушкин).
Оптика, геология, минералогия и кристаллография. Техника, металлургия и метеорология. Агрономия и лесоводство. Экономика, педагогика и психология. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути.
Еще он открыл атмосферу Венеры, изобрел новую оптическую трубу для астрономических наблюдений. Еще разгадал секрет мозаики и является автором картины "Полтавская битва” в Петропавловском соборе. Он реформировал русский язык. Он явился создателем первой научной русской грамматики. И разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Еще разрабатывал программы увеличения естественного прироста населения естественным путем за счет сокращения смертности и повышения рождаемости. И находил время для протеста против неравных и насильственных браков и требовал эффективной борьбы с преступностью.
Свои многочисленные трактаты Ломоносов разбил на 8 пунктов:
1. О размножении и сохранении российского народа.
2. О истреблении праздности.
3. О исправлении нравов и о большом народа просвещении.
4. О исправлении земледелия.
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6. О лучших пользах купечества.
7. О лучшей государственной экономии.
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Он, смельчак и оригинал, даже многие научные работы оформлял в виде речей в стихотворной форме! А еще Ломоносов... Лучше остановится. Иначе действительно получится энциклопедия "Ломоносов" под рубрикой "очевидное - невероятное".
А еще Михайло Ломоносов, бедный крестьянин, преодолев все несчастия, все преграды, все моря и океаны, всю безграмотность и безнадежность. Все печальное прошлое и рискованное будущее, приехал своим ходом в Москву. Чтобы учиться. И не только. Чтобы учебу сделать смыслом жизни. И не только для себя. Абсолютно для всех. Чтобы его путь стал примером. Сын рыбака выдав себя за дворянского сына, поступает в Московскую славяно-греко-латинскую академию и становится одним из лучших латинистов Европы. Сын рыбака как один из лучших студентов направляется в университет при Петербургской академии наук, и в этом же году - в Германию, в Марбургский университет. Затем сын рыбака учится в академии Фрайбурга. По возвращении в Россию сын рыбака назначается адъюнктом физического класса, а в 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Такой пример в преувеличении не нуждается.
Он знал, что в жизни многое невозможно. Равные права в крепостной России это фантастика. Но в идеале равенство достигнуть хотя бы в образовании, почему бы и нет. Хотя и опасно. Он еще не знал, насколько... Образование действительно опасная вещь... И только потом он понял, что, возможно, опаснее, всего. В России. Которая боялась грамотности сильно, очень сильно, потому что образованные люди молчать не умеют. А Россия всегда жаждала больше всего молчания.
Образование - это неизбежный путь к желанию всеобщего счастья. Для всех. Чего и хотел ученый. И опасная преграда для тех, кто мечтает ( до сих пор), чтобы счастие было для единиц, за счет других, в общем, несчастных. Образование действительно опасно. Человек переосмысливает свое предназначение на земле. И неизбежно проецирует на общество. И смысл жизни становится совсем, совсем другим.
А это уже беда для тех, кто живет по принципу: государство для меня, а не я для государства. Именно это отчаянно ненавидел Ломоносов. Это тупое и наглое - я!
Ломоносов любил и ненавидел. Но он был абсолютно общественным человеком, чтобы эти понятия стали для него личностными. Он был государственным человеком. А еще - Вселенским. Не зря Ломоносов был сторонником гелиоцентрической системы Коперника и обличал тех, кто гневно обрушивался на нее. Его с радостью сожгли бы на костре. Но, к радости, он родился в России. Которую так сильно любил... Что порой почти ненавидел. В которую так сильно верил, что в конце жизни почти разуверился.
Перед смертью он сказал советнику Штелину: «Я умираю, я умираю, приятель! На смерть взираю равнодушно: сожалею о том, чего не успел довершить для пользы наук, для славы отечества и Академии нашей. К сожалению, вижу, что благие мои намерения исчезнут вместе со мною...» Ломоносов оказался прав. Когда после смерти Ломоносова будущий император Павел отразил мнение царского двора: "Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал..." Ломоносов оказался не прав. Потому что сделал для славы отечества все, что возможно. И даже то, что невозможно вообще. Особенно нам.
Он ненавидел эту отталкивающую черту русских, непонятную и унизительную - преклонение перед западом. И главное - непобедимую. Мы настолько преклоняемся перед заграницей, что не только теряем собственное достоинство, мы теряем саму Россию. Ради чего? Запада? Похоже, смысл жизни ученого, историка, литератора в итоге и сводился к одному - русским в России вернуться в Россию. Во времена Ломоносова это было понятно. Было понятно и после Ломоносова. Более чем понятно и теперь.
Михаил Ломоносов сделал, пожалуй, главное - он дал понять, что Россия в России есть. И есть вполне земное понятие того, что на русских земля держится. И русские могут не то что многое, а, возможно, все. Для России. И не только...Грамотная элитная Россия и при Ломоносове как-то была. Правда, не русская элитная Россия. И мало кто об этом помнит. Кстати, больше столетия в Российской Академии наук, начиная от ее основания в 1724 году и вплоть до 1841 года, из 34 академиков-историков было всего лишь ТРИ РУССКИХ академика. А на протяжении первых 18 лет существования Российской Академии ВСЕ ДО ЕДИНОГО академики вплоть до М.В. Ломоносова были иностранцами. Немало. Одиннадцать человек (хотя все же некоторые искренне служили государству российскому). Плюс чиновники, библиотекари, секретари которые за взятки приглашали иностранную профессуру.
Они контролировали в том числе процесс написания русской истории. Им был разрешен полный доступ к документам, архивам. В их власти было решить, что сохранить, что уничтожить. Что переписать, что не дописать. Что сочинить, что исказить. И это положение дел Ломоносов искренне возненавидел. Потому что многое понимал. И вступил в неравный бой. Не за себя. За честь государства российского. От имени российского народа. И за освещение русской истории в том числе.
Сражался всякими способами. Кулаками, крепкими словами, взрывом эмоций. По-русски. И бой был неравным. В России побеждали иностранцы. Его обзывали "русским варваром". Зато они не варвары. Подумаешь, всего лишь душители русской науки. Его выдворяли несколько раз из Академии и наконец вызвали «на ковер».
Но Ломоносова сломить было трудно. Он пообещал одному из профессоров, что он"ему зубы поправит". Слов на ветер он не бросал. Все одиннадцать академиков пописали жалобу на Ломоносова и в итоге в результате интриг его взяли под стражу и он был осужден на семь с половиной месяцев. Вот тогда он и решил идти другим путем.
Он знал, что ему одному не изменить мир. Но ему одному возможно было этот мир чуть исправить. Он согласился на малое. Но это было очень и очень много! Он согласился..., нет, не на сделку. Он вдруг решил стать дипломатом, хотя не всегда с дипломатичным этикетом. И это ему удалось.
Он стал великолепным дипломатом! Он вдруг понял, чтобы что-то сделать, не нужно состязаться с бездарными людишками в кулачных боях или словесных изысках. Они все равно победят. В конце концов, что лучше - быть под властью и сделать что-то важное для государства? Или бороться с властью и ничего не достигнуть. Гораздо умнее быть под властью. Власть даст победить. Он оказался прав. Он написал прекрасную оду императрице Елизавете Петровне. Она пришла в восторг, и он заручился ее поддержкой. Он нашел себе отличных покровителей в лице канцлера М.И.Воронцова и фаворита Елизаветы Петровны И.И.Шувалова. Он когда-то дрался, когда-то ругался от справедливой ненависти к несправедливости мира. Теперь он ругался на другом уровне. Другой уровень уже был оправдан. И без другого уровня не было бы и университета. Он всегда просил не за себя. Он просил за Отечество. И отечество это понимало. Хотя и не всегда... И первое - он нарушил ход событий. Он стал первым российским академиком. Ударение на слове «российским»!
Он боролся за просвещение русских людей. И открытие московского университета было для него делом чести. И это трудное дело он выполнил с честью. Покровитель Ломоносова Иван Иванович Шувалов очень помог ему в этом трудном деле. И когда университет был открыт он стал его куратором. Человек порядочный, бескорыстный. На таких людей опирался Ломоносов. Таких людей нужно брать в союзники любому для любого благородного начинания.
Ломоносов был из народа. И об этом не забывал никогда. Его заветная мечта - уровнять в праве на образование всех. В том числе и людей из народа сбылась лишь частично. При университете открыли две гимназии - для дворян и для представителей непривилегированных сословий. Крепостные не допускались. Но время позже показало, насколько и эта половинчатая реформа благодаря Ломоносову велика для России. Когда появились разночинцы. Когда разночинцы пошли в народ. Для просвещения. Дело Ломоносова не пропало.
Благодаря проекту Ломоносова в Московском университете в отличие от европейских университетов отсутствовал факультет богословия. Он бился, чтобы в русском университете звучала русская речь. И он добился. Преподавание велось не на латинском языке, а на русском. А сам Университет стал крупным центром науки и культуры. Где создавались научные общества. Где издавались в собственной типографии прогрессивные книги и журналы. Университет стал не просто центром просвещения.
Он стал центром смелой, светлой прогрессивной мысли.. Сам Ломоносов представлял собой не тщедушную хлипкую интеллигенцию. Это был сильный человек во всем. Злой по-доброму человек. Иначе и нельзя. Добренькие интеллигентики для размашистых идей, великих исторических свершений не годятся. Нужен был именно смелый и отчаянный Ломоносов...
Только в 1940 году университет стал носить имя великого ученого. На пороге войны о просвещении не забывали. Оно было одним из главных приоритетов страны. Если не самым главным. По Ломоносову. Не забывала страна о Ломоносове - идеологе отечественного просвещения. Страна его очень любила.
В 1949 г. состоялась торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ. А уже через 4 года начались занятия. И это в послевоенные годы разрухи страна выделяла деньги на то, чтобы исполнить мечты Ломоносова. Чтобы образование было доступным и бесплатным абсолютно для всех. В царской России денежку на университет пожалели. Царское золото, похоже, на образование транжирить не торопились. Главный корпус Московского Государственного Университета (МГУ) на Воробьевых горах – одно из самых знаменитых сталинских высоток. Его высота 182 метра, со шпилем – на 236 метров. И перед ним стоит памятник великому ученому. И кажется, что он по-прежнему все, все видит. И понимает. И мысли его не особенно радужные. Но его мысли по-прежнему опережают века. И там, из глубины веков падает на него луч света. Он никогда не мирился с иностранными словечками, иностранным насилием и преклонением перед иностранным. Ломоносов ненавидел все, что губило русскую науку и культуру.
Сегодня многие деятельные вдруг патриоты пытаются навязать программу развития России за счет иностранцев. Хотя уже один раз в 90-х она была. Забыли? Кто еще, как не иностранцы спасут нас, убогих! И представляете, как мы им нужны! И как они беспокоятся о нас с вами. И как мечтают о русском счастье на русской земле! Начиная с политики и экономики, продолжая наукой и культурой и заканчивая балетом и футболом. А у нас, у России с населением чуть более 141 миллион человек, с такой историей и культурой, с таким спортом талантов, безусловно, нет. Они, такие талантливые, рождаются только на Западе. Интересно, с каких пор? С тех самых, когда жил Ломоносов или когда наступили 90-годы?
Если бы сегодня, уже в XXI веке Ломоносов увидел, услышал, что в "иностранном" вопросе ничего не изменилось. Боюсь, что его дипломатическая выдержка вновь лопнула. Он бы не церемонился. Просто по-русски врезал. У нас по-русски уже не умеют. И по-прежнему кланяются в ноги иноземцам. И по-прежнему позволяют унижать нас. И сами мы с их согласия себя унижаем. И по-прежнему мы не смеем против них дурное слово сказать. А у них и мысли нет сказать про себя дурное. Они себе цену хорошо знают. Впрочем, и цену нам тоже. На нас давно висит ценник на чужом языке.
Наша страна странная. Она ходит и впрямь под Богом. Если бы не было Ломоносова, не известно куда бы она зашла? Но, слава Богу, Ломоносов был. Чтобы возродить. Не возродил до конца. Но возродил, насколько это возможно. Не победил до конца. Но победил, насколько это возможно. И мы до сих пор пользуемся его знаниями. В эпоху агрессивной научно-технической революции. Пользуемся его знаниями. Мы не знаем дальше, как быть.
Возможно, ответ прост - если родился бы один только Ломоносов, мы бы сумели, мы бы исправили, мы бы смогли. Один Ломоносов. Представляете, его одного было бы достаточно для погибающей страны. Хотя бы для начала. Но он, увы, не родится. Возможно, потому, что гении рождаются на свет крайне редко. А, возможно потому, что просто не хочет. Родиться в этой России. Возможно потому, что остался только его университет во всей погибающей Родине. Он хотел всю страну сделать университетом...
Он верил, что когда-нибудь "Отечество мое молчать не будет".
Отечество по-прежнему не прислушивается к своим пророкам. Отечество по-прежнему молчит.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.