Борис Москалюк
(Из истории Оборонной улицы в г Луганске)
В истории Луганска немало памятных, знаменательных дат. Значительная часть их связана с революционным прошлым города, града по происхождению преимущественно пролетарского. Вспоминается прежнее название – Ворошиловград.
В апреле текущего года исполнится 101 год героической, по сути – драматичной обороне Луганска в годы Гражданской войны. Говоря о той войне поэтической строкой Э. Багрицкого «эти дни, пройденные навылет, азбукою должно заучить».
Весна 1919 года была тревожной. Белогвардейцы наступали. К Луганску с юга вплотную подошли войска генерала Деникина. Непосредственно городу угрожал конный корпус генерала Шкуро, в составе которого особо отличались «дикие дивизии». Город удерживали большевики. Силы были неравные. Бои завязались под Острой Могилой, в восьми верстах от центра города. Натиск противника сдерживали бойцы 1-го Луганского рабочего полка, 1-й Московской рабочей дивизии и подразделения 15-й Инзенской дивизии Красной Армии. Хорошо вооруженные белогвардейские части шли напролом. Им противостояли ещё неокрепшие, на скорую руку сформированные, плохо вооруженные рабочие полки. Реалии той обороны давно забыты., но жив в топонимике города необыкновенный образ легендарной «Живой цепи»: квартал 50-летия обороны Луганска, площадь Обороны и улица. Оборонная. Кстати, Оборонная улица (вначале 16 линия, потом Обороны) — одна из основных транспортных осей города, стала называться так с 1938 года. Застройка улицы началась 13 ноября 1927 года с закладки нового здания ДИНО (ныне университет им. Т. Шевченко). В годы гражданской – здесь была городская окраина.
Цепь людей, которые добровольно передавали снаряды с патронного завода (в настоящем завод им. Ленина) к Острой Могиле – это быль, ставшая легендой.
Луганский писатель-драматург Тарас Рыбас, увидел в данном историческом событии героическую драму. Через события тех дней, поступки и столкновения героев (в пьесе 22 персонажа – от комиссаров, командиров до бойцов и просто добровольцев) литератор написал драму в 3-х действиях, 5 картинах. В 1965 году Всесоюзный отдел распространения драматических произведений рекомендовал эту пьесу театральным коллективам страны.
Существует мнение, что благодаря драматургии Тараса Рыбаса и родилась одна из самых известных местных легенд советской эпохи о «живой цепи» людей, которые передавали патроны и снаряды с патронного завода к Острой Могиле. Кто-то даже, чтобы проверить реальность, занимался математическим подсчетами, сколь же надо было людей, что бы создать такую цепь, можно сказать, людской конвейер. Живая цепь — большое количество людей, находящихся недалеко друг от друг на равных расстояниях. Люди могут стоять вообще вплотную, плечом к плечу, или даже держаться за руки. По расчетам это расстояние составило где-то более 9 км, то есть, чтобы создать такую цепь нужно около 5 тыс. человек. Тем не менее, улица, по которой пролегала дорога к Острой Могиле, места ожесточенных боев с деникинцами, была названа «Оборонительной». Скупо документирует этот героический тех дней подвиг луганцев документируют строки «Истории городов и сёл Ворошиловградской области». Так, на 59-ой странице сказано: «Под Луганском шли непрерывные бои. Особенно ожесточёнными они были с 21 по 30 апреля в районе Острой Могилы. Когда во время особенно наряженного боя из-за недостатка транспорта и весеннего бездорожья создалось затруднение с доставкой к месту боя боеприпасов и воды для пулеметов, женщины, старики подростки от центра города до Острой Могилы создали живую цепь, по которой из рук в руки передавали защитникам города патроны, снаряжение, воду, пищу» .
Свидетели той поры вспоминали, что в живой цепи стояли преимущественно женщины, старики, подростки, порой дети. Стоит представить ту, растянувшуюся по весенней хляби на много верст людскую цепь. Почти все они были полуголодные, слабые после зимы, плохо одетыми и обутыми. К тому ж были ненастье, дожди, распутица. Людская молва. как электрический ток, передавала от одного к другому сообщения с Острой…: «Атаку отбили!», «У наших много убитых!», «Луганский полк поднялся»…
«Живая цепь» действовала дотемна, пока было что передавать. Так что, никакая это не легенда, а быль. Написанная Т. М. Рыбасом в своё время пьеса – забыта. Вспомнили о ней в какой-то мере только в связи со 100-летием со дня рождения писателя – 14 марта 2019 года.
Но, как ни странно, но это поистине уникальное событие, ставшее гордой легендой, ярким примером безграничной преданности луганского пролетариата делу революции, как исторический факт, не нашло достойного отражения в других формах советского искусства. Известна лищь картина кисти московского художника В. Костяницына «Оборона Луганска от деникинских войск а апреле 1919 года», которая хранится в фондах областного историко-краеведческого музея.
Правда, в 80-е вновь, об этом событии вспомнили. В канун 70-летия Октябрьской революции откликнулся наш земляк поэт Михаил. Матусовский, «Это была живая цепь рабочего братства», – скажет поэт. По просьбе редакции газеты «Ворошиловградская правда» он напишет стихи (ныне подзабытые) «Живая цепь». Кстати, они есть в книге М.Л. Матусовского «Земля моих отцов – Донбасс».
Друг поэта-песенника, редактор областной газеты «Ворошиловградская правда», заслуженный работник культуры УССР Павел Евтеев полагал, что место этим стихам на памятной, в честь того революционного подвига, мемориальной плите… Довольно часто в советские годы возникала идея увековечить «Живую цепь» достойно.
Хотя возле украинского музыкально-драматического театра, как ныне его называют «Театр на Оборонной», возвышается стела до недавнего времени , имевшая несуразную надпись: «Борцам за коммунизм, что борьбу познали»...
Далеко за пределами Луганска известен ныне существующий мемориальный комплекс «Острая могила». Расположен он на территории одноименного кургана, в частности на его склонах, рядом с лесопосадкой. Курган «Острая могила» высотой 198 м является преобладающей над городом Луганском высотой, что обусловило его стратегическую важность во время войн. На вершине кургана установлен обелиск «Памяти героев обороны Луганска. 1919год», Сооруженный до войны, памятник тогда получил наименование Обелиск Славы. Он был сооружен по инициативе бывших красноармейцев, на основании решения исполкома горсовета в 1934 году. Фашисты его разрушили. После войны, в 1946 г. воздвигли другой обелиск. Его авторы – местные скульпторы В. И. Мухин, В. Х. Федченко и В. И. Агибалов. Позже, в 1965 г. комплекс мемориала из 3-х элементов получил логическое завершение.
Редактор П. Евтеев, очевидно, имел в виду не просто отдельные элементы существующего мемориала, которые бы дополняли его смысловую часть. Речь, по-видимому, шла о новом проекте мемориала с наименованием «Живая цепь». Идея его, как вспоминает мэтр, народный художник ЛНР Александр Архипович Редькин, была подсказана публикацией в газете истории пяти дней, 26-30 апреля 1919 года, героического сопротивления рабочих отрядов луганчан против белогвардейцев Проект этот создавался творческой группой местных скульпторов П. И. Кизиев, А. А. Редькин и А.Ф. Самусь и архитектором Г. Г. Головченко. Вначале каждый предлагал свои эскизные решения, обсуждали, приходили к чему-то общему. Окончательный вариант проекта, макет был выставлен для ознакомления в областном историко-историческом музее. В местной прессе были отклики и читателей и тех луганчан, кто успел посмотреть макеты. Люди одобряли работу ваятелей, высказывали замечания и предложения. Кто-то указывал на поспешность и вторичность (скульпторы П. И. Кизиев, А. А. Редькин и А. Ф. Самусь известны как авторы барельефов «Борьба» и «Труд» (1976 год) на здании областного краеведческого музея). Но все сходились в одном – луганская Живая цепь должна быть увековечена.
Предполагалось, что мемориал будет установлен в начале Обороной улицы, справой стороны по ходу движения к Острой Могиле, где-то невдалеке от перекрестка с улицей Советской. Наступила «перестройка». И в атмосфере «гласности» было уже не до памятников революции…
Однако в мастерской скульптора Александра Архиповича Редькина сохранился рисунок-планшет архитектора Г. Г.Головченко мемориала «Живая цепь». Да, со слов скульптора есть и макет, выполненный в бетоне, размером 1,6 х 0,6 м, находится в мастерской уже покойного художника П. И. Кизиева. Было бы правильным, если бы на эти раритеты обратили внимание музеи города. Это нужно каждому из нас и нашим потомкам.
Улицы бывают разные. Даже если они называются одинаково. У каждой своя история. У Оборонной — одной из главных улиц Луганска, - она уникальна.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.