О СООБЩНИКАХ И СОУЧАСТНИКАХ ХОЛОКОСТА
Грета Ионкис
Эвиан, французский курортный городок на Женевском озере, для миллионов европейцев ныне ассоциируется с прекрасной минеральной водой. Тот, кто сегодня вкушает эту чистейшую воду поутру, ввечеру или в полдень, даже не подозревает, как бились сердца некоторых их сограждан 70 лет назад при упоминании Эвиана. С ним связывали последнюю надежду на спасение 600 000 обреченных евреев Германии и Австрии.
Фарс Эвианской конференции
В июле 1938 года в Эвиане по предложению президента США собралась международная конференция для решения проблем обездоленных жертв нацистов. Президент Рузвельт стремился показать активистам движения за спасение евреев и всему миру, что США не будут стоять в стороне. Из всех приглашенных стран отказалась лишь Италия, причины были понятны: дуче дружил с фюрером. В Эвиан прибыли делегации 32 государств, присутствовали журналисты многих стран, в том числе и Германии, приглашены были и представители еврейских организаций и благотворительных групп.
Слухи о предстоящей конференции проникли в среду еврейских узников уже в марте. С чем связывали обреченные свои надежды? Во-первых, Европа всегда считала США эталоном свободы. Во-вторых, сам Рузвельт слыл демократом и гуманистом. А главное, существовали ежегодные оговоренные законом квоты иммигрантов. После прихода Гитлера к власти британцы и ирландцы «заморозили», т. е. почти не использовали их, потому 106 тыс. беженцев из Германии и Австрии могли бы законно найти спасение.
Но узники не знали о росте антисемитизма в США. В июле 1938 го журнал «Форчун» провел опрос, согласно которому лишь 4,9% опрошенных поддержали идею повышения иммиграционной квоты. Президент Рузвельт, готовящийся к беспрецедентным выборам на третий срок, не стал рисковать своей хрупкой коалицией ради нравственных или гуманитарных соображений. Даже в 1942 году, когда США находились в состоянии войны с Японией и Германией, на вопрос социологов, кого они считают главной угрозой для Америки, вариант «евреи» набрал у американских граждан в три раза больше голосов, чем «японцы», и в четыре раза больше, чем «немцы».
Первым на конференции выступил председатель делегации США М.К. Тэйлор. В резкой безапелляционной форме он заявил, что США не будут вносить изменения в свое иммиграционное законодательство и не ожидают, что другие страны это сделают, ибо ни одна страна не должна нести финансовое бремя, вызванное иммиграцией.
Все были ошеломлены. Если из всех латиноамериканских стран лишь Доминиканская Республика поначалу говорила о готовности принять 100 тыс. евреев, то после консультаций с американцами и это предложение было снято.
Второй удар нанесла Великобритания. В Декларации Бальфура от 2.11.1917 года она обязалась «приложить все усилия» для «создания в Палестине национального очага для еврейского народа». Но в Палестине располагался Суэцкий канал – путь в Индию и другие азиатские колонии. Англичане легко манипулировали арабами, и евреи в Палестине им не были нужны. Потому первое, что сделал Лондон, это разделил подмандатную территорию: 77% земли отошло арабам, там была создана Трансиордания, во главе которой англичане поставили свою марионетку – шейха из династии Хашимитов. В 1948 году он объявил себя королем, а королевство переименовал в Иорданию. Но даже усеченная часть «еврейской» Палестины оказалась почти закрытой для евреев. Руководитель британской делегации в Эвиане лорд Винтертон ни словом не обмолвился об этой земле, которая могла бы стать законным убежищем евреев, но посетовал, что Британские острова перенаселены, а о колониях и доминионах, где свободных территорий было предостаточно, он вообще не упомянул.
Президенту Еврейского агентства Хаиму Вейцману, которого Лига Наций и Великобритания воспринимали как представителя еврейского народа, не только не разрешили выступить, но не дали даже поговорить с англичанами и американцами ни до, ни после конференции.
Большинство стран с самого начала не испытывали энтузиазма от встречи с беженцами без гроша в кармане. Нидерланды, Бельгия и Дания сказали, что при своем крошечном размере и высокой плотности населения они и так сделали для евреев немало. Примерно в том же ключе высказалась и Франция.
Большие надежды возлагались на страны Латинской Америки. Бразилия и Аргентина обладали огромными незаселенными землями, остро нуждались в специалистах и просто в рабочей силе, но и они в ущерб собственной экономике отказались помочь евреям. В кулуарах некоторые признавались, что не имеют желания принимать у себя «человеческие отбросы» Европы.
Итак, эвианская конференция не только потерпела полное фиаско, но еще больше осложнила положение немецких и австрийских евреев. В Берлин из Эвиана была отправлена телеграмма, где среди прочего было и такое заявление: ни одна из 32 стран не оспаривает «право германского правительства на законодательные меры в отношении некоторых своих граждан». Слово «еврей» было обойдено стороной.
Присутствовавшие на конференции немецкие журналисты приняли «сигнал», и уже 15 июля 1938 го газета «Данцигер форпостен» писала: «Мы видим, что евреев жалеют только до тех пор, пока это помогает вести злобную пропаганду против Германии, но при этом никто не готов бросить вызов "культурному позору Европы”, приняв у себя несколько тысяч евреев. Вот почему эта конференция оправдывает германскую политику против еврейства». Точнее и яснее об итогах Эвианской конференции не скажешь.
От исхода – к безысходности, или заговор против обреченных
В Советском Союзе о Холокосте молчали до недавнего времени, а когда заговорили (мимоходом, скороговоркой), то винили в нем Гитлера и его клику, немцев и Германию. На Западе о Холокосте первыми заговорили американцы. В 1978 году Голливуд снял многосерийный фильм «Холокост», который был показан в Германии. К нам он, естественно, не пришел. Интерес к теме Холокоста в мировом искусстве не исчезает. Меняются подходы к теме. Если раньше в фокусе внимания находились жертвы Холокоста, сейчас в ракурсе – трагедия обманутого народа, т. е. немцев. Но нет художественных произведений и фильмов о тех, кто был пособником палачей, о том, как мир молчал и отказался помочь жертвам. Было ли это молчание ягнят? Уж никак нет. Что предприняли союзники по антигитлеровской коалиции для спасения обреченных евреев? Ничего. Вопросов много, но на них не спешат отвечать. Правда, со временем начали просачиваться слухи о жутких трагедиях, виновниками которых были отнюдь не немцы.
Когда 27 мая 1939 года роскошный лайнер «Сент-Луис» под немецким флагом со свастикой пришвартовался в порту Гаваны, на нем находилось 936 евреев, переживших ужасы погромной Хрустальной ночи. Они продали все имущество, чтобы оплатить проезд и кубинский сертификат (734 из них имели уже номер американской иммиграционной квоты, теперь им нужно было дождаться очереди на иммиграцию, они надеялись переждать на Кубе это время). Но им было объявлено, что их сертификаты недействительны. Лишь 22 состоятельных еврея смогли сойти на берег. Во все страны Западного полушария полетели телеграммы с просьбой проявить сострадание и дать несчастным убежище. Все как один ответили дружным отказом: конференция в Эвиане уже создала прецедент. «Джойнт» перевел в один из гаванских банков 500 тыс. долларов, но и это не помогло. «Сент-Луис» вернулся в Гамбург, его пассажиров ждала смерть.
Когда 767 румынских евреев на старом суденышке «Струма», на котором даже скот уже опасались перевозить, сумели добраться до Стамбула (это произошло 16 декабря 1941 года), возможности этого плавучего гроба были исчерпаны. Шесть недель судно простояло в порту на якоре. Турки не разрешили пассажирам спуститься на берег. Англичане отказались впустить беженцев в Палестину. Напрасно Еврейское агентство пыталось заставить английских чиновников изменить решение. Министр по делам колоний лорд Мойн был непреклонен, он же оказал давление на турок. Поскольку двигатель не работал, «Струму» отбуксировали в открытое море на расстоянии 8 км от берега. Как обычно в это время, штормило. На следующий день «Струма» пошла ко дну. Спасся лишь один опытный пловец. Немцы к этому злодеянию не причастны.
Крах цивилизованного мышления, произошедший во время Холокоста, виден, прежде всего, по запертым на замок границам.
Сегодня все чаще задается вопрос, почему авиация союзников не разбомбила Освенцим. Знали ли союзники о том, что в Освенциме осуществляются массовые убийства? Да, они знали. Посланец польского подполья Ян Карски сумел добраться до Швеции в январе 1943 го и поведал о том, что в Освенциме заключенных раздевают догола и душат газами. 10 апреля 1944 го из лагеря бежали двое заключенных, составивших тридцатистраничный отчет с картами – планом сооружений, башен крематория, четырех газовых камер, самая большая из которых вмещала 2 тыс. человек. Врба и Ветцлер – таковы имена беглецов – передали свой отчет в нужные руки. Вскоре, как раз накануне депортации венгерских евреев, копия его попала в Будапешт, затем в руки посла Ватикана в Братиславе. Еще несколько копий ушло в Швейцарию, Англию и США. Западные журналисты получили все нужные факты. Они подтверждались новыми свидетельствами: из Биркенау сбежали еще трое пленных: два еврея и мэр польского города. В конце июня 1944 го в английской «Манчестер гардиан» и американской «Нью-Йорк таймс» появились заметки об ужасах Освенцима. Каков отклик государственных и военных властей? Молчание и затягивание ответа.
Ни подъездные пути, ни газовни, ни печи Освенцима-Биркенау союзники не бомбили. Их бомбардировщики пролетали над лагерями смерти, но цели их были иными. Возможно, это прозвучит кощунственно, но фактически союзники поддерживали работу Освенцима. Концлагерь был освобожден совершенно случайно советскими войсками. Приказа такого не поступало, хотя в Кремле об Освенциме знали с конца 1943 года. Солдаты и офицеры 60 й армии узнали об Освенциме накануне его штурма.
Уже эти факты наводят на мысль о существовании тщательно скрываемого сговора в лагере союзников: помогать евреям они не собирались. А что это как не соучастие в преступлении?!
Рано или поздно, но правда всплывает, хотя попытки уничтожить документы о Холокосте имели место. Они и сейчас имеют место. Архивы и записи, касавшиеся преследований евреев в Бельгии и их депортаций в 1930–1940 х годах, уничтожались с санкции властей в Брюсселе и Валлонии в массовом порядке в конце 1990 х и в начале 2000 х годов. Теперь это стало достоянием гласности.
Кто и как рассекретил позорную тайну?
В 1989 году в Нью-Йорке вышла книга доктора Уильяма Перла «Заговор Холокоста. Международная политика геноцида». Автор родился в Вене в 1906-м, вырос в Австрии, где изучал право и психологию в Венском университете, а позже получил докторскую степень. Активно участвовал в военизированном сионистском движении Жаботинского. В 1937-м возглавил операцию «Акция» по спасению евреев. Он спас 40 тыс. человек путем нелегальной эмиграции. В 1938 году Уильям женился, Лор прошла гиюр. Ему удалось спастись, добравшись до США в 1941 году, где он служил в военной разведке. Жену его в 1943-м бросили в концлагерь Равенсбрюк, к счастью, она выжила, и они встретились после войны. В звании подполковника он участвовал в Нюрнбергском процессе. Доктор Перл преподавал в Университете Джорджа Вашингтона. Он – автор еще двух книг, связанных с темой Холокоста и Израиля.
Книга «Заговор Холокоста» содержит известные и новые материалы, позволяющие сделать вывод, что не простое бездействие и равнодушие главных мировых держав сделали Холокост и Окончательное решение столь эффективными. Целый ряд стран – США, Великобритания, Канада, Советский Союз, страны Латинской Америки, Швейцария, Ватикан – осознанно способствовали этому и могут считаться активными пособниками и соучастниками германской программы геноцида.
Помимо привходящих политических и экономических причин, которыми эти страны мотивировали свой отказ помочь гибнущим евреям, существовала главная причина – антисемитизм. Перечислять поименно высокопоставленных чиновников-антисемитов – активных противников спасения евреев Европы – заняло бы много места. И все же стоит упомянуть Энтони Идена, второе лицо Великобритании, и премьер-министра Канады с 1923 по 1948 год Макензи Кинга, который просто обожал Гитлера и иначе как «обаятельным человеком» его не называл.
В предисловии к книге «Заговор Холокоста» сенатор Клэйборн Пелл, председатель комитета сената США по международным отношениям, писал: «С моей точки зрения, почти каждый убитый еврей мог спастись, если бы правительства союзников вовремя предоставили убежище тем европейским евреям, которые жили в странах, оккупированных войсками Гитлера. Их нежелание сделать это все чаще сегодня называют "заговором молчания”. Уильям Перл доказывает этот тезис, предоставив серьезнейшее исследование и глубокий анализ фактов».
Сенатор настоятельно рекомендовал эту книгу каждому американцу. Спустя 20 лет я рекомендую эту книгу всем, кто имеет доступ в Интернет. В России книга не издана, но ее перевод на русский язык недавно появился в Сети.
Возможен ли второй Холокост?
В эпилоге своей книги Уильям Перл приводит много доказательств, свидетельствующих о том, что мир движется к Холокосту в новых условиях. Ни для кого не секрет, что главная опасность исходит нынче от радикального ислама, вдохновителя международного терроризма. По всему арабскому миру растет поддержка идеи мирового господства ислама, крепнет мечта о создании исламской империи от Индии до Атлантического океана. Израиль как аванпост западной цивилизации на Востоке давно стал мишенью номер один. То и дело арабский мир объявляет ему джихад – священную войну.
И как 70 лет назад, мир сегодня делает вид, что ничего не знает и не слышит. Кстати, до сих пор роль арабов в Холокосте практически не изучалась. А ведь муфтий Иерусалима эль-Хуссейни в годы войны постоянно курсировал между Берлином и Римом, встречался с фон Вейзекером, Гиммлером, Муссолини и самим Гитлером. Он убеждал их в необходимости уничтожить как можно больше евреев и навсегда закрыть вопрос о Палестине как еврейском национальном очаге.
Перл называет фамилии высших руководителей Третьего рейха, которые после разгрома Германии скрылись в арабских странах и продолжали служить «общему делу», обучая арабов на месте тому, как бороться с евреями. А уж какой прием им оказали в Египте и Сирии, говорить не приходится, ведь Гамаль Абдель Насер сотрудничал с немцами в годы второй мировой войны, за что и был арестован англичанами. Когда в 1953 году прошел слух, что Гитлер жив и находится в Бразилии, Анвар Садат направил фюреру восторженную телеграмму. То, что оба этих арабских лидера удостоились стоять на Мавзолее и принимать парад на Красной площади, а один стал героем Советского Союза, характеризует политический курс советских руководителей и высокую степень антисемитизма в СССР. Да и нынешнее руководство России продолжает ту же политику, снабжая оружием и оказывая миллиардную поддержку режиму Каддафи, принимая в Кремле представителей «Хамас». Зная многострадальную историю России, можно этому не удивляться. Но как ведет себя Запад? Как ведет себя высокий «миротворческий квартет», куда входят США, ООН, Европейский союз и та же Россия?
*Ионкис, Грета Эвривиадовна
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Грета Эвривиадовна (Евгеньевна) Ионкис (урожд. Грета Виллиевна Риве; род. 1937, Павлово-на-Оке) — русская писательница, литературовед и публицист. Доктор филологических наук (1981).
Биография
Грета Ионкис родилась в семье немецкого инженера Вилли Риве, арестованного и депортированного в феврале 1938 года в Германию (в 1945—1950-ом годах отбывал заключение в СССР как немецкий военнопленный времён Второй мировой войны), и уроженки города Туапсе Сары Иоффе. Раннее детство провела в Новороссийске. В годы Великой Отечественной войны с семьёй матери в эвакуации в Казахстане, после войны жила в Одессе. Окончила Московский государственный педагогический институт имени Ленина (1959) и аспирантуру при кафедре зарубежной литературы института (1961—1964), кандидатская диссертация «Ричард Олдингтон — романист» (1964). Преподавала в средней школе на Сахалине.
В 1969—1994 годах — заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Кишинёвского педагогического института имени Крянгэ, профессор, доктор филологических наук (диссертация «Английская поэзия 1910—1930-х годов», 1981).
С 1994 года живёт в Германии (Кёльн). Публикует статьи и эссе в различных литературных изданиях русского Зарубежья, автор автобиографического романа «Маалот: Ступени: Stufen» (Санкт-Петербург, 2004) и нескольких литературоведческих книг, преимущественно по истории английской и немецкой литератур.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.