Интервью со Светланой Гончаренко (Алкеей)

goncharenko 1


Источник: 

Уважаемые читатели! Сегодня в день рождения члена редколлегии газеты «Золотая Лестница» Светланы Гончаренко (Алкеи) мы представляем вашему вниманию интервью с именинницей и поздравления от кубанских писателей и поэтов. Материал подготовили Алёна Коссаковская и Александр Ралот.
Светлана, как девушка из далёкой и холодной Сибири оказалась на Кубани? Каков был этот путь?
Я родилась и выросла в Чите. Да, это Восточная Сибирь. Забайкалье – суровый край с вечной мерзлотой под ногами, край степей, гор, рек и озёр, край редеющей тайги, которую тоннами вывозят в Китай. У меня есть поэма «Моя Сибириада», написанная в пути между Новосибирском и Читой, когда я ездила на операцию на сердце, так вот в этой поэме я запечатлела боль мою и всей тайги, страдающей от рук нерадивых хозяев - людей. Да, это суровое место на карте России. И я, несмотря на то что родилась в лютый мороз в сорок два градуса, терпеть не могу зиму, холод, снег и лёд. Как бы красиво это ни выглядело, мой организм не выдерживал забайкальский резко-континентальный климат, где межсезонья почти нет, либо зима, либо лето, а ещё сухой воздух, от которого я задыхалась всю жизнь.
В 2013 году друзья моей семьи поехали к своим детям в Краснодар и позвали нас за собой. Мы решили подумать. В это время меня пригласили на торжественное вручение членских билетов Российского союза писателей, и я поехала в Москву на несколько дней. Эти дни изменили мою жизнь.
На мероприятиях в Центральном Доме Литераторов я познакомилась с делегацией писателей из Краснодарского края. Кубанцы покорили меня своей душевной широтой, щедростью и радушием, я поняла, что не стоит бояться, что и в другом краю нашей Родины мы найдём друзей и соратников.

n002

По возвращении в Читу я рассказала мужу об этих впечатлениях и размышлениях, мы созвонились с друзьями, которые уже обосновались к этому времени в Краснодаре, и приняли решение – ехать немедленно. Терять нам было нечего, никакой собственности у нас пока не было. Приехав в Краснодар было сложно найти место для временной регистрации по месту пребывания. Друзья помогли нам устроиться на первую работу. Меня ждало место главного редактора журнала и сайта сети детских садов «Жужа». Муж помогал в обустройстве этих самых детских садов. Мы сняли квартиру. Сына сразу же определили в школу, он тогда в третьем классе учился, третью четверть начал уже в новой школе. Так мы обосновались на новом месте.
Я ходила и ездила на автобусах, трамваях по городу, и внутри меня зарождалась неимоверная любовь к этому месту через сплошные удивления. И климат подошёл нам всем. Хотя мужу до сих пор не нравятся местные мокро-слякотные зимы. В Забайкалье уж если пришёл ноябрь, лёг снег, установилась зимняя погода, так до самого апреля будет, с незначительными колебаниями. Из-за сухого климата сильные морозы до минус сорока градусов в Чите воспринимаются не так тяжело, как минус три при восьмидесятипроцентной влажности воздуха в Краснодаре. Да и одеваются в Сибири намного теплее, всегда всё наготове. В Краснодаре мы забыли про шубы и меховые шапки. И хотя нам всё время было нелегко жить на Кубани, спустя одиннадцать лет мы стали полноправными кубанцами, обрели своё место.
В Краснодаре я, кроме поэзии, стала писать прозу – рассказы, новеллы, повести и романы. До этого из прозы писала только притчи, эссе, зарисовки и очерки.
Прекрасно! А кем Алкея считает себя больше всего: преподавателем английского языка, инженером, филологом или писателем?
Сейчас для меня главное – это писательство. А инженером я не была, хотя мне всегда было интересно, как всё крутится, вертится. Я была программистом. Это моя первая специальность, которую я получила сразу же по окончании школы, закончив параллельно курсы по программированию в Учебно-профессиональном комплексе (1994).

n003

Как такой профессионал, как вы, относится к критике?
К любой критике отношусь спокойно. Могу внутри себя возмутиться чьим-то необоснованным выпадом, но спорить не буду, промолчу. Зачем тратить энергию впустую? Я сосредоточусь на том, что для меня главное. А главное – это слово, это то, что я хочу и могу сказать современникам и потомкам, чтобы гармонизировать этот мир, нашу жизнь внешнюю и внутреннюю.
Мы заметили, что фаворитом для мероприятий, да и не только, Алкея предпочитает красный цвет, этот цвет любимый?
Боюсь показаться банальной, но пока размышляла над ответом, поняла, что мне нравятся цвета российского флага. Я обожаю красный, у меня много одежды, аксессуаров, тетрадей, блокнотов, папок всех оттенков красного. Особенно прекрасны марсала и маджента. Белый цвет для меня уравновешивающий, мне нравятся базовые элементы одежды, обувь и сумки белого цвета. Но самым дорогим сердцу является небесно-голубой и оттенки – незабудковый и цвет морской волны. Для меня голубой – цвет радости, душевного покоя, мира и тепла, как ни странно, ведь это холодный цвет.
Надо отметить, что я ко всему прочему воспринимаю цвета, музыкальные звуки и некоторые телесные ощущения в тесном переплетении, часто испытываю синергию. Потому цвета имеют свою «тепловую шкалу» и математическое число. Вот красный для меня – это горячий цвет, это единица, один или десять, что, впрочем, тоже один, если сложить один и ноль. Белый цвет – это прохлада, а число – три. Голубой цвет для меня ассоциируется с семёркой, небесами, совершенством, мечтой. А я – заядлый мечтатель.

n004

Какое замечательное совпадение! А ещё, всем очень интересно, как автор относится к предметам гардероба персонажей своих произведений, насколько они продуманы?
Я очень внимательна к деталям, для меня одежда не просто внешний облик героя, это часть его психологического портрета. Она у меня выполняет функцию художника, рисуя этот внутренний портрет красками, фактурами, формами. Одежда многое говорит о каждом из нас. Она может быть аккуратной и небрежной, мятой или отглаженной, яркой, броской или тусклой, блеклой. Уже на этом уровне мы можем проследить кое-какие черты характера персонажа. Вот, например.
Повесть «Приручить нейтрино, или Энергокуб инженера Гагарина»: «Он бегал с закатанными рукавами по цехам, активно взаимодействовал со всеми специалистами». Динамика, яркая деталь и ничего лишнего, и сразу ясно, Эдвард Гагарин – человек дела. В романах я даю более подробные описания одежды, особенно в «Легенде об Огненной Птице», потому что мои персонажи жили в первом тысячелетии до нашей эры. Их одежда более примитивная, простая, но каждый элемент символичен, он давал древнему человеку много информации о том, кто перед ним – воин или простолюдин, свой или чужой.
n005

Продолжая тему, невозможно не спросить о времени и месте произведений, в этом же точно есть что-то крайне важное?
О, это вопрос о хронотопе. А это понятие напрямую связано с жанром. Поэтому если уж я сознательно выбираю время и место действия, то смотрю, как это соотносится с жанровыми особенностями. Например, когда я писала повесть «Столпы творения», хотела показать нашего современника, но совсем не современного. У меня получился контрастный герой. Я намеренно не указала, в каком конкретно городе мой художник живёт. На самом деле, прототип был, это Кропоткин. На тот момент я бывала там проездом один раз, но меня удивило то, что я увидела на карте: по сути, три основных улицы, две не очень длинных пересекаются третьей, крупной «артерией». Только я всё перевернула, всё же я помещаю обобщённый образ творца в обобщённый образ провинциального городка; мне нужно было, чтобы он ещё и «зазвучал», и я написала: «Городишко К. не отличался ничем примечательным. Две узкие улицы, пересекаемые третьей, поменьше, как смычок на изломанной скрипке Паганини, – улицы эти сиротливо тянулись в неизвестность, периодами оглушая округу автомобильным шумом проезжих незваных лихачей с турбо-моторами». И вот вам образ времени. Одна деталь, созданная с использованием метонимии, – «лихачи с турбо-моторами», прямое указание на современность.

n006

Но, честно говоря, не всегда я сознательно выбираю время и место. Часто в моём мозгу формируются образы, которые поначалу ускользают от сознания, и я пишу интуитивно понравившийся сюжет. И, как молния, меня осеняет: боже мой, я же в далёком будущем! Да и та ли эта планета, на которой живу я сегодня, или это иной мир, в иной системе координат?
Так было с моим первым романом. Я и не думала, что родится роман, да ещё и фантастический, просто пришли в голову назойливые фразы «Странник, вспомни! Я хочу, чтобы ты вспомнил…». И я сама неожиданно вспомнила двух молодых людей с несхожими характерами и социальным положением, но по какому-то стечению обстоятельств притягивающихся друг к другу и вновь отталкивающихся, разбегающихся в разные стороны. Их судьбы, как маятники, в какой-то момент начинают движение в одном направлении, обретая гармонию, но потом нечто опять разрушает её. Я была уверена, это будет романтическая история с несчастливым концом. И не собиралась даже показывать её кому бы то ни было. Просто хотела потренироваться. Писательский экзерсис, не более. Ан-нет! Я шла за героями, как в тумане, заворожённая их необычным общением, манерами, характерами, они были не похожи ни на кого из тех, о ком я читала ранее. Мне очень захотелось рассказать о них другим. В какой-то момент туман рассеялся передо мной, и я поняла, что мои Аля и Герман живут в постапокалиптическом мире в далёком-далёком году, на планете, похожей на Землю (но Земля ли это, мы так до конца и не узнаем, хоть они и называют её этим именем). И я начала искать, какая катастрофа могла бы так изуродовать голубую планету, когда примерно это могло бы произойти, если я права в своих предположениях. Так появился роковой астероид Апофис, глобальный катаклизм в связи с его близким пролётом у орбиты Земли и время основного действия моей истории – 2168 год, через 40 лет после прихода Апофиса и Великой Катастрофы. И сразу всё встало на свои места, так, как рассчитал мой пытливый и кропотливый мозг, и от простой романтической истории не осталось и следа. Родился фантастический роман, написанный в форме философской притчи.

n007

А вот с фэнтези-романом «Легенда об Огненной Птице» всё не просто. Я сразу писала мир доисторический, потому что мне вдруг пригрезился почти сказочный сюжет. Эту историю нам рассказывает мальчик-с-пальчик, который необычайно быстро растёт физически, но не так уж и быстро взрослеет умом и чувствами. Всё-таки рост и развитие личности – это процесс. И опять необычный герой! Сын феи и барда. Куда его поместить? Где и когда он мог зародиться и, главное, выжить и стать героем? Ведь легенда без героя, как лошадь без копыт. Так вот, видя, что моего Алана окружают феи и друиды, я обратила свой взор на историю древних кельтов. А когда же они вошли в свой «золотой век», когда кельты освоили территории Европы и даже проникли в Азию? Учёные, - а я ориентировалась на кельтоведов и археологов, - говорят, что кельты жили и приходили в силу, достигали расцвета, а затем как бы растворялись в других народах примерно с 900 по 50 годы до нашей эры. В 50 г. до н.э. их уже вовсю завоёвывал Древний Рим в лице Гая Юлия Цезаря. Так вот я обратила внимание на железный век, на то, как непросто и постепенно железо вытесняло бронзу из обихода древних людей. Это удивительная история развития металлургии, с одной стороны, и развития древних обществ – по сути, пока ещё просто общин, которым было угодно именовать себя «королевствами». Они были ещё крохотными, всего два-три крупных города-крепости или обиддума (обиддиума), защищавших богатства воинов, а также крестьян и ремесленников от набегов вероломных соседей или того хуже, дикарей, которых в то время было куда больше. Две мощных для доисторического времени культуры сменяли друг друга, как и места влияния – Гальшадт и Ла Тен. Это на территории современных Швейцарии и Австрии. Вот туда я и поселила своего Алана, подарив ему огромный непроходимый лес – Тригорн, место, где он появился на свет и начал своё путешествие в поисках не только родителей, но и своего предназначения, места, куда он, в конце концов, вернётся поистине повзрослевшим. Прообраз этого леса – знаменитый Шварцвальд («чёрный лес» по-немецки). В этой истории тоже есть своё Чернолесье, и оно, по моей задумке, не просто лес, но королевство, в котором поселился очень опасный волшебник. Вот так я работаю со временем и пространством в процессе творчества.

n008

Мы угадали, что и это не спроста. Создавать целые миры, погружаться в эти образы и жить за своих героев — вот она, суть писателя. Прекрасно!
Светлана, какими хорошим событиями был богат уходящий год?
В 2024 году мне доставило радость дописать, наконец, своё первое настоящее фэнтези, мою «Легенду». И вместе с ней завершилась другая «эпопея», личная – мы с мужем построили дом! Правда, там пока нельзя жить, предстоит ещё много сделать, но по крайней мере, мы стали полноправными кубанцами.
А ещё я ведь не только писатель, но и волонтёр культуры, общественный активист, потому мне было чрезвычайно приятно содействовать тому, чтобы две молодых писательницы, развивающие свои таланты в руководимом мною Кубанском литературном объединении «Книга», стали в этом году сами руководителями других творческих объединений города Краснодар. Алёна Коссаковская была избрана председателем Кубанского отделения Клуба писателей Кавказа. А Елизавета Романова восстановила и возглавила литературный клуб для незрячих авторов «Лира», который продолжает своё становление при активном участии активистов Кубанского отделения Межрегионального союза писателей и уже упомянутого ЛИТО Книга. Когда и той, и другой я писала характеристику, моя душа ликовала – мои девочки, мои подруги, мои молодые коллеги продолжат благое дело развития литературного процесса на Кубани. И я желаю им не сдаваться, как бы ни было трудно! А уж я их обязательно поддержу и в будущем, ведь они никуда не ушли из ЛИТО Книга, там мы все обретаем крылья.

n009

Действительно, много радостный новостей, поздравляем! А какую авторскую фразу для Нового года нам подарит Алкея?
Пусть фразой 2025 года станет цитата из романа «Легенда об Огненной Птице»: «Как бы высока ни была гора, склон её любой может стать тропой…»
Красиво и возвышено звучит, благодарим. Возможно, у вас есть пожелания для других творческих людей?
Другим авторам, тем, кто уже давно стал писателем, я желаю активно реализовывать писательские сверхзадачи, они куда сложней того, чтобы просто сдать в печать очередной роман и начать новый. У каждого крупного писателя всегда есть своя сверхзадача, воплощаемая в жизнь всей совокупностью творческих усилий, мыслительного процесса и оставленного, в итоге, наследия. Для писателя, по-моему, главное, оставить след, а не наследить. А тем, кто только начинает свой путь в творчестве, я желаю обрести свой истинный писательский голос, понять, куда нас могут привести мечты, и чем мы можем помочь своей стране.

n010

Благодарим за ответы, а теперь самое время для сюрприза. Какой же праздник, без подарков, и поэтому свои самые искренние пожелания дарят писатели и поэты:

Лобанов Владимир Александрович:
Дорогая Светлана! От всей души с большим уважением поздравляю с днём рождения! Желаю светить с литературного небосклона ещё много-много лет! Здоровья, семейного благополучия и радости творчества!

Веретинская Татьяна Валентиновна:
Есть женщина в нашей столице,
- Такая на свете одна!
Слагает для нас небылицы,
С людьми, как пред Богом честна.
Тепло излучает Светлана,
При ней, как под солнцем светло.
Стихи, как из жерла вулкана,
Чтоб души глаголом нам жгло.
И мать, и жена и подруга.
Везде и во всём впереди!
Вокала я слышала звуки,
И руки прижала к груди.
Какой же талант многогранный!
Желаю творить и творить!
Для мужа быть самой желанной.
До правнуков бодрой дожить!

Степура Елена Николаевна:
Дорогая Светочка!
Хочу сказать от всей души
В твой праздник, день рождения,
Пусть радость, счастье в дом спешит
И дарит вдохновение!
Пусть каждый день приносит свет
Улыбок, встреч мгновенья!
И пусть зимой цветов букет
Поднимет настроение!

Некрасов Алексей Викторович:
Пусть в День рождения придут
И Радость, и Надежда,
По зову сердца соберут
Вокруг друзей, как прежде.
Пускай за праздничным столом
- Царят Любовь и Вера,
И будет яркой целый год
Всей жизни атмосфера!

n011

Романова Елизавета Николаевна:
Как плод под солнцем ярким спеет,
Так, стихи прекрасны у Алкеи!
В них и свет, и музыка Арфея...
Дарит нам поэзию Алкея!

Светочке, я, пожелаю от души:
Громче пой, твори и создавай,
К высотам новым поспеши
И про друзей не забывай.

Коссаковская Алёна Геннадьевна:
Добро и радость между строк
Благих свершений, чудо тотчас!
Из слов живых ликует образ,
И словно кошка, ластится у ног.
И так, внимая буквам, звукам,
Мирам, что созданы тобой -
Мы щедро делимся судьбой,
С таким редчайшим, чутким другом!
Ты гордо носишь имя — Света,
Подобна птице, что из пепла
Не раз восстала и окрепла,
— В доспехи лучезарные одета.
Живи, подобно всем цветущим,
Цветок, как не крути, прекрасен!
Весь мир пусть будет мил и ясен
И счастье ждёт в твоём грядущем!

Александр Викторович Петренко (Ралот),
Дорогая Светлана, поздравляю с днём рождения! Мир красив и удивителен, пусть его блага доставляют радость и восторг на протяжении всей жизни, а все впечатления воплощаются в новые произведения. Счастья!

n012

Биографическая справка
Светлана Вадимовна Гончаренко. Творческое имя – Светлана Гончаренко (Алкея). Российский писатель. Поэт, прозаик, публицист, журналист, литературный редактор, педагог-филолог по образованию.
Родилась и выросла в Чите, Забайкальский край.
Закончила Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, специальность «Филология» (1999).
Почётный член Российского союза писателей с 2012 г. Создатель и первый председатель правления Забайкальского регионального отделения Российского союза писателей (Чита, 2011 - 2014 гг.).
Руководитель Кубанского краевого академического литературного объединения «Книга» г. Краснодар (почётное звание «Академическое» ЛИТО Книга присвоено согласно решению Президиума Международной академии русской словесности №136 от 19.08.2021 г.).
Член Межрегионального союза писателей с 2020 г. и руководитель Кубанского отделения Межрегионального союза писателей с 2021 г.
Член редколлегии ежедневной психологической газеты «Золотая лестница».
Живёт в Краснодаре. Творческое имя – Алкея – поэтесса взяла себе в 2015 году.
Инициатор, организатор и
 ведущая Первого в Краснодаре поэтического фестиваля «Littera-Тур: Москва – Краснодар» (19 - 25 июня 2017 г.).
n013

Публикации: международный литературный альманах «Что есть истина?» (Англия), литературный журнал «Неман» (Минск), литературный журнал «Берега» (Калининград), журнал «Москва», газета «Российская литература», литературный журнал «Русское поле», Международный литературный журнал «9 Муз» (Греция), альманах «Истории старых открыток» (Санкт-Петербург), литературно-художественный православный альманах «Арина» (Нижний Новгород, 2021), поэтический сборник «Вся Россия» (Москва), сборник «Поэзия России» (Москва), литературно-художественный журнал «Крым» (Севастополь), газеты «Забайкальский рабочий» (Чита), «Земля» (Чита), детско-юношеская газета «Чадо» (Чита), литературный журнал «Слово Забайкалья» (Чита), сборник «Живая энергия Забайкалья» (Чита), альманах «Мир в слове» (Чита), газета «Слово времени» (Кубань), электронная газета «Золотая Лестница», поэтический сборник «Мелодии прошлогодних открыток» (СКИФИЯ, СПб, 2013), сборник свежих произведений современных авторов «Свежая строка» (СПб, 2018), альманах литературного онлайн-дайджеста «Литра. Онлайн» (2021), сборник стихов и малой прозы «Свети, сияй, звезда Победы!» (Краснодар, 2019), патриотический сборник стихов и рассказов «Река памяти» (Краснодар, 2022), сборник рассказов, сказок и стихотворений современных авторов для детей «Путешествия и приключения» (Издательские решения, Ridero, 2024) и др.
Автор четырёх сборников лирики: в печати «Миг октября» (Чита, 2013), «Боль моя, Россия...» (Чита, 2014), «Осенняя кантата» (СПУТНИК+, Москва, 2015), в электронной книге «Крылатая конница» (Ридеро, 2019).
Автор прозы: фантастический роман «Я хочу, чтобы ты вспомнил...» книга 1 «Бесконечный канон 1.1» (ЛитРес, 2020), сборник рассказов сатиры и юмора «Устраивайтесь поудобнее!» (электронная и аудиокнига, ЛитРес, 2021), рассказ из серии «Космические истории» - «Астра отправляется к звёздам» (ЛитРес, 2021), научно-фантастическая повесть «Приручить нейтрино, или Энергокуб инженера Гагарина» (электронная книга - Литрес, в печати - Кропоткин, 2022), повесть «Столпы творения» (Литрес, 2023), фэнтезийный роман «Легенда об Огненной Птице» (Литрес, публикуется по главам с 2023 г.).
Награды:
От Министерства статистики РФ награждена нагрудным знаком за освещение в прессе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.
От Фонда развития информационной политики награждена почётным дипломом «За успешный социально-значимый проект для детей и молодёжи» (2008).
Обобщение журналистского опыта в работе с детьми и молодёжью опубликовано в профильном издании «Российская пресса от А до Я» (ФРИП, 2008).
От Союза писателей России награждена медалью второй степени «В память 100-летия Великой Войны 1914-1918» за верность патриотическим традициям в творчестве (2022).
От Краснодарской краевой общественной организации по взаимодействию ветеранов и молодёжи «Единство поколений» награждена медалью за патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание населения (2023 г.)
От Межрегионального союза писателей награждена дипломом и медалью лауреата литературной премии им. Олега Бишарева «За вклад в развитие литературного процесса, успешное руководство Кубанским отделением Межрегионального союза писателей, а также за книги и произведения последних лет» (2024).
Роман «Я хочу, чтобы ты вспомнил…» книга 1 «Бесконечный канон 1.1» был номинирован и вошёл в Длинный список литературной премии им. Фазиля Искандера (2022).
Дипломант Германского Международного литературного конкурса русскоязычных авторов «Лучшая книга года» (2022) – диплом лауреата конкурса за роман «Я хочу, чтобы ты вспомнил…» книга 1 «Бесконечный канон 1.1».
Роман «Легенда об Огненной Птице» вошёл в длинный список конкурса издательств Феникс и Литрес (2023).
Призёр конкурса рассказа ультракороткой прозы «Сверхъестественное» от портала ПишуКнигу.РФ (2021).
Лауреат конкурсной программы Седьмого Международного литературно-музыкального фестиваля «Интеллигентный сезон» (1 место в номинации «Город, который люблю», 2021).
Финалист Международного литературного фестиваля «Славянская лира» в номинации «Малая проза» (Минск, 2022).
Финалист конкурсной программы Международного арт-фестиваля современной поэзии «Ночь пера» (Москва, 2016). 
Полуфиналист Международного литературного фестиваля «Славянская лира» в номинации «Поэзия» (Минск, 2019).
Лауреат краевых творческих конкурсов «Поэт и гражданин», «Свети, сияй, Звезда Победы!», «Россия, Пушкин и любовь» (Краснодар, 2018 – 2019 гг.).
Творчество представлено на различных ресурсах: арт-блог Светланы Гончаренко «Хроники литератора» (на платформе Blogspot), личная страница на сайте издательства «Серебро слов» (СПР, Москва), персональная рубрика «Автор наизнанку» на сайте онлайн-дайджеста произведений современных авторов «Литра.Онлайн», авторская страница на сайте Межрегионального союза писателей «Свой вариант».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.