Несколько штрихов к социальному портрету американки постбальзаковского возраста

Татьяна Янковская

 Несколько штрихов к социальному портрету американки постбальзаковского возраста


В США существует несколько видов пенсионного обеспечения. Основной – это государственная пенсия соушиэл секьюрити, введенная в 1935 году и выплачиваемая всем гражданам и легальным иммигрантам, имеющим трудовой стаж не менее 10 лет. При этом не обязательно работать непрерывно – достаточно отработать определенный минимум в течение года, чтобы заработать нужное количество «кредитов». Правила едины для мужчин и женщин. Пенсионный возраст 65 лет был впервые увеличен после принятия поправки к закону в 1983 г. Теперь рожденные в период с 1943 по 54 г. получают полную пенсию в 66 лет (после 1937 года рождения каждый год добавляли по 2 месяца), затем пенсионный возраст доведут до 67 лет для родившихся в 1960 году и позже. Комиссия по сокращению бюджетного дефицита рекомендует снова повысить пенсионный возраст и сократить пенсии, и некоторые члены Конгресса поддерживают увеличение пенсионного возраста до 69-70 лет, но президент Обама сказал, что не подпишет такое постановление. В этом году впервые на два года заморозили ежегодные прибавки к пенсии. Протестов по этому поводу нет и обсуждение ведется вяло, а таких шумных выступлений за права широких слоев населения, как в Европе, здесь давно уже нет , – возможно, потому, что слабы профсоюзы, которые изрядно пощипали при президенте Рейгане, а потом они естественным образом сократились, когда целые отрасли промышленности перекочевали в Китай и другие страны.
Пока человек работает, с первых $106 800 его годовой зарплаты (цифра увеличивается каждый год) вычитается определенный процент в счет будущей пенсии, а также в счет медицинской страховки для пенсионеров (медикэр). Средние выплаты соушиэл секьюрити по стране составляют $1020 в месяц, для инвалидов $929. У женщин пенсии обычно меньше – и потому, что они меньше зарабатывают, и потому, что многие сидят дома с маленькими детьми, тем самым сокращая свой стаж и выплаты в пенсионный фонд. Некоторые замужние женщины вообще «не работают вне дома», как здесь говорят (называть домохозяйку неработающей неполиткорректно). В таком случае по достижении мужем пенсионного возраста женщина имеет право получить пособие в размере половины его пенсии. Столько же получают и вдовцы обоего пола по достижении покойным супругом пенсионного возраста.
В некоторых крупных фирмах и на государственной службе есть свои пенсионные планы. В последние десятилетия корпорации все чаще увольняют работников до того, как они достигли 60, а то и 55 лет. Это делается, чтобы сократить размер выплачиваемой рабочей пенсии, которая тем больше, чем дольше человек проработал на фирме. Такие традиционные пенсионные планы существуют только в старых крупных компаниях, где женщин работает немного, а потому пенсию от работы они получают реже, чем мужчины. Лучше всего обстоит дело с пенсиями у тех, кто работал в государственных организациях, к которым относятся школы, библиотеки, управленческие административные аппараты, городской общественный транспорт и т.п., хотя правила колеблются от штата к штату. Некоторые льготы, оставшиеся со времен сильных профсоюзов, которые по-прежнему объединяют госработников, невозможно представить себе в частных фирмах. Так, госслужащим каждый год положено определенное количество больничных и дни, которые можно взять «по семейным обстоятельствам». Если человек их не использует – не болеет, ничего экстренного не происходит – он может либо использовать их как отпуск, либо накапливать и перед уходом на пенсию получить компенсацию деньгами. Может набежать год-полтора зарплаты! Трудно оправдать такое расточительство. При этом рабочие частных предприятий, где нет профсоюзов, зачастую вообще не имеют больничных дней и в случае болезни должны использовать свой отпуск, а потом болеть за свой счет.
Тот, кто работает «фриланс» или за наличные, сам должен регулярно платить налог соушиэл секьюрити, если хочет заработать себе пенсию от государства, и при хороших заработках укрыться от уплаты налогов нелегко. Впрочем, если ты пенсию не заработал и при этом не имеешь сбережений, собственного жилья и других средств к существованию, получишь пособие SSI, что дает массу преимуществ: во-первых, кроме государственной платной медицинской страховки медикэр, на которую имеют право все граждане и легальные резиденты по достижении 65 лет, работавшие и платившие отчисления, покрывающую 80% разрешенных медицинских расходов пенсионеров, ты получаешь еще и дополнительную программу медикейд, которая оплачивает более широкий спектр медицинских услуг практически на 100% – т.е., бесплатное медицинское обслуживание! А медицина составляет львиную долю расходов пожилых людей. Правда, выплаты на лечение зубов очень ограниченные – за пластмассовую вставную челюсть заплатят, а за более сложную работу – нет. Но медикэр вообще не оплачивает услуги дантиста, весьма дорогие, а ведь именно у стариков много проблем с зубами. Во-вторых, «бедные» имеют право снимать дешевые субсидированные квартиры. Правда, в хорошем районе обычно приходится долго ждать очереди.
Разнобой в социальной системе создает возможности для злоупотреблений: многие скрывают свои доходы от подработок, держат сбережения на счетах детей или друзей, чтобы получать льготы, и в результате нередко живут лучше тех, кто работал и платил налоги. Например, эмигрантка Г. приехала сюда из Союза в 52 года и работала программистом. Пенсию заработала небольшую и живет в субсидированном доме, населенном в основном эмигрантами, которые, в отличие от нее, ни дня не работали в Америке и сразу «сели» на пособие. Некоторые перенесли операции на сердце, и Г. среди них единственная, кому пришлось частично ее оплатить. Также она частично оплачивает свои лекарства, и платит за медикэр около $100 в месяц. Тем же, кто не работал, «медицина» достается бесплатно, плюс бесплатные услуги приходящих помощниц, а если понадобится, бесплатное пребывание в доме престарелых. А длительное пребывание в доме престарелых одного из супругов может оставить второго без сбережений, а в некоторых штатах и без собствнного жилья! Правда, не у всех, получающих SSI, условия одинаковые – беженцы из бывшего СССР имеют наибольшие льготы.
Третий вид пенсии – это планы 401К, которые, начиная с 1980-х годов, заменили во многих фирмах традиционные пенсионные планы, и индивидуальные накопительные счета (IRA). Каждый имеет право отложить в эти планы определенный процент от зарплаты и не платить с этой суммы подоходный налог, пока не начнет брать оттуда деньги. Если же снимаешь деньги с этих вкладов до 59½ лет, то, кроме налога, платишь еще 20% штрафа. Деньги в 401К предлагается – а в некоторых компаниях требуется – вкладывать в определенные фонды и акции, в том числе акции компании, в случае же IRA выбор за владельцем. Эти пенсионные планы были придуманы для того, чтобы избавить работодателей от ответственности за пенсионные фонды (что сам отложил, то и получил), а также двинуть огромные суммы денег на фондовую биржу и дать толчок росту финансового рынка. Рост продолжался до поры до времени, но первый серьезный обвал произошел в 1987 году, потом падения не раз повторялись, что замедляет рост накоплений. Иногда в результате резкого падения акций вкладчики к моменту выхода на пенсию остаются без денег. Так произошло, например, с работниками Энрона и Кодака в 2000 г. Женщины, как правило, меньше выигрывают от этих планов, чем мужчины: меньше зарабатывая, они и откладывают меньше, да и более осторожны, боятся делать рискованные вложения. Раньше такая тактика была оправданна, т.к. денежный вклад приносил неплохие проценты, но теперь, когда проценты, выплачиваемые по вкладам и сертификатам CD, когда вклад замораживается на определенное время, значительно ниже инфляции, так что деньги не приносят дохода владелице. В результате у одиноких пожилых женщин доходы в среднем значительно ниже, чем у мужчин.
У не достигших пенсионного возраста два бича: безработица и отсутствие медицинской страховки. Эти вещи связаны, так как больше половины работающих страховку получают от работодателя , и люди вместе с работой теряют страховку. Теперь, когда многие фирмы переехали за границу, а безработица высока, компании все меньше заинтересованы в предоставлении страховок. Можно начать получать соушиэл секьюрити раньше, в 62 года. При этом сумма будет сокращена на 25% для тех, у кого полный пенсионный возраст 65 лет, на 30%, если 66 лет, и на 35%, если 67. Нередко женщины, которых муж может обеспечить медицинской страховкой от своей работы, выходят на пенсию до достижения полного пенсионного возраста. Бывает, что муж выходит на пенсию раньше жены, и она берет его на свою страховку.
Государственных медицинских программ три: медикер и медимейд, о которых я говорила, и Veteran Administration – бесплатное медицинское обслуживание для военнослужащих и ветеранов. Ведь страна не может воевать, если ее система здравоохранения не предоствляет бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся. По этой причине в европейских и многих других странах есть всеобщее медицинское обслуживание: ведь если страну бомбят, некогда разбираться, какая у раненого страховка и оплатит ли она лечение, да и раздутый административный аппарат – обуза в военных условиях. Америке же, в силу ее географического положения и мощного военного потенциала, война на ее территории не грозит, поэтому власть имущие не заинтересованы в предоставлении бесплатной, доступной для всех страховки. Более 50 млн американцев (среди них около 6 млн детей) не имеют медицинской страховки, и эта цифра постоянно растет. Люди, не имеющие страховки, чаще имеют серьезные заболевания и раньше умирают.
Больше всего незастрахованных среди работников сельского хозяйстава, сферы обслуживания, искусства и индустрии развлечений, чуть меньше среди занятых в торговле. Лучше всего дело обстоит у занятых в областях информатики, образования и коммуникаций, вообще у более образованных и у «белых воротничков». Перечисленные сферы деятельности, наряду с врачами, фармацевтами, инженерами, физиотерапевтами, менеджерами на производстве и проч., среди которых немало женщин, относятся к хорошо оплачиваемым профессиям, и наши эмигрантки успешно работают в этих областях. Советская школа давала отличное базовое образование, так что многие, чьи профессии не востребованы, смогли легко переквалифицироваться. Так, учителя музыки стали здесь успешными программистами, аудиторами банков и т.п. Иммигрантки из стран с хорошим образованием – СНГ, Китай, Корея, Индия – находят работу, если знают английский на том уровне, которого требует работа. Им часто платят меньше, чем коренным американцам, а потому охотно нанимают. Американки чаще всего работают секретаршами, клерками, кассиршами, продавщицами, официантками, санитарками, медсестрами и учителями. Среди них только последние две специальности дают неплохой доход. Последний кризис отличает большая безработица среди молодежи, поэтому, мне кажется, сейчас не так чувствуется дискриминация по возрасту. Существуют программы, в том числе и ориентированные на немолодых женщин, которые помогают оценить свои возможности и переменить специальность. Примеров тех, кому бы это помогло, я не знаю.
США тратят на здравоохранение в 2-3 раза больше, чем другие развитые страны, при этом по продолжительности жизни в списке ООН делят 36-е место с Кубой и Данией, уступая большинству развитых стран (Украина занимает 123-е, Россия 135-е место). Больше всего незастрахованных среди молодежи, так как они часто работают в небольших бизнесах, не предлагающих страховку, а получают слишком мало, чтобы купить ее для себя. Среди пенсионеров в 2009 г. 700 тыс. не имели никакой страховки. Есть бесплатные больницы и недорогие клиники, существующие на гранты от государства, но их мало. Обычно врачи без оплаты больных не принимают. Но если человеку требуется срочная медицинская помощь и больному нечем платить, помощь ему окажут, и больница получит компенсацию из средств штата или государственных и частных фондов. Если же деньги есть, приходится раскошеливаться. Женщину с Украины, которая зарабатывает в Нью-Йорке уборкой частных домов (по образованию экономист), укусила оса. Опухшую и задыхавшуюся, скорая доставила ее в больницу, где ей оказали первую помощь и отпустили. За это пришлось заплатить $800. Ее муж, маляр (бывший инженер), упал на работе с козел и потерял сознание. За 4 часа в госпитале пришлось выложить $1600. На рынке существует множество идивидуальных страховок стоимостью от $150 до полутора тысяч в месяц, но они часто покрывают ограниченное число услуг, да и разрешенные обычно требуют дополнительной оплаты. Курильщикам, гипертоникам, разного рода хроникам и тем, кто лечился от какой-то болезни в последние полгода (сюда включается беременность), могут в страховке отказать. Многие предпочитают не тратиться на страховку, не обращаться к врачам, а если приспичит – заплатить.
Если неработающий малоимущий серьезно болен или перенес операцию и может доказать экспертной комиссии, что не может работать, он получит пособие SSI, медикер и медикейд, после чего при желании может подрабатывать за наличные, скрывая от государства свой доход. Тут опять же преимущества у неработавших или мало работавших. Американцы со стажем получат не пособие, а пенсию по инвалидности и медикер без медикейда. Многие пенсионеры и инвалиды покупают дополнительную страховку, потому что те 20%, которые они платят из своего кармана, могут вылиться в кругленькую сумму. Или ищут путей сокращения трат на лечение – например, устраиваются в медицинские учебные заведения, где их лечат студенты, как моя знакомая Н., больная фибромиалгией и постоянно нуждающаяся в лечении. Кстати, ей пришлось обратиться в суд, чтобы получить инвалидность, т.к. первоначально «эксперты», незнакомые с этим серьезным заболеванием, ей отказали.
По числу незастрахованных лидируют латиносы, коренное население – индейцы, эскимосы Аляски – и афроамериканцы. Среди лиц, не получивших гражданства, незастрахованных почти в 3 раза больше, чем среди граждан США. Большая разница между штатами – от 5,7% не имеющих страховки в Массачустсе до 28,1% в Техасе. Доля незастрахованных уменьшается в предпенсионном возрасте – одни держатся за любую работу, предоствляющую страховку, другие, выйдя на раннюю пенсию, покупают в своей фирме страховку для пенсионеров, кто-то переходит на инвалидность или, не желая больше рисковать, покупает индивидуальную страховку. Некоторые, потеряв работу, опускаются ниже уровня бедности и получают право на льготную (порядка $300 в месяц) страховку для малоимущих.
Как видно, система социального и медицинского обеспечения в Америке сложная и малоэффективная, однозначных ответов на многие вопросы нет. В этих условиях каждый приспосабливается, как может, и многим это пока неплохо удается, хотя медицинское обслуживание в последние годы дорожает такими темпами, что это беспокоит всех.

Нью-Йорк, США
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.