50 фактов о Древней Греции
50 фактов о Древней Греции сообщает Zarina Asfari в своем ЖЖ:
1. Древние греки боялись моря и не умели плавать. Они плавали вдоль берегов, не выходя в открытое море. Если берега не было видно, они впадали в истерику и молили богов о спасении.
2. Больше страхов - больше богов. "Водяных" божеств было много: Посейдон (бог морей), Понт (бог внутреннего моря, предолимпийское божество), Эврибия (воплощение морской силы), Форкий (бог бурного моря), Тавмант (божество морских чудес), Нерей (олицетворение морской глубины), Кето (владычица морских чудовищ), Океан (титан, персонификация мировой реки), Амфитриата (богиня моря, супруга Посейдона), Лимнады (нимфы озёр и болот), Наяды (нимфы родников, источников и рек), Нереиды (морские нимфы, сёстры Амфитриаты), Океаниды (дочери Океана), речные боги (боги рек, сыновья Океана и Тефиды), Тефида (титанида, жена Океана, мать океанид), Тритоны (свита Посейдона и Амфитриты), Тритон (вестник глубин).
3. От имени владычицы морских чудовищ Кето произошло русское слово "кит": Кето -> Кито ( от «ки'тос» - «морское чудовище») -> кит.
4. Во Фригии жили женщины, которые ненавидели мужчин. Догадайтесь, откуда произошло слово "фригидная".
5. Как-то один древнегреческий поэт сказал, что богини - голубоглазые. И несчастные гречанки, все, как одна, кареглазые, стали сыпать в глаза медный купорос в надежде приблизиться к божественному идеалу. Белки глаз действительно приобретали голубоватый оттенок. Но последствия для здоровья были чудовищными.
6. Греки ходили в набедренных повязках. Как-то один бегун на Олимпийских играх потерял повязку - и прибежал первым. С тех пор все бегали голыми, да и ходили часто тоже. Греки не знали стыда. В общем-то понятие стыда появилось в Средневековье, когда попы стали дружно внушать человечеству, что нагое тело - это неприлично.
7. Статуи юношей, которыми украшались кладбища (точное предназначение изваяний неизвестно), все улыбаются. Есть даже термин: архаическая улыбка. Улыбаются они потому, что до пятого века до н.э. камень не умели обрабатывать по-другому. По той же причине у скульптур того времени раскосые глаза и пухлые щёчки.
8. Всё изменилось, когда Поликлет открыл свой знаменитый канон. Дорифор, творение Поликлета, первая скульптура, созданная по канону. С того момента начинается золотой век греческой скульптуры. И до сих пор канон Поликлета - основа изображения человеческого тела.
9. Золотой век продлился весьма недолго: лет 25.
10. Древнегреческая скульптура - бронзовая. Пришедшие позже римляне сделали скульптуру мраморной, т.к. белый цвет им нравился куда больше чёрного.
11. Бронзовая скульптура устойчивее мраморной. Мраморной нужно три опорных точки, бронзовой хватает двух. Обратите внимание на Дорифора (п. 8): бронзовый стоит на двух ногах, мраморная копия (а именно она разобрана по канону) опирается на какую-то палку. Без неё Дорифор упадёт. Кстати: если Медному Всаднику отпилить хвост, он будет стоять на двух ногах, но не упадёт.
12. Бронзовая скульптура - полая. От этого она становится гибче, а следовательно прочнее.
13. Ещё одна причина, по которой греки ваяли из бронзы: они ходили обнажёнными, а значит, были загорелыми. Грек не мог ассоциировать себя с холодным белым камнем.
14. До золотого века скульптуры красили, часто надевали им парики, могли одеть их, могли натереть воском, чтобы сделать "кожу" "тёплой" и лоснящейся.
15. Древняя Греция - родина демократии, но уже в четвертом веке до н.э. людям приходилось платить деньги, чтобы они шли на выборы.
16. А ещё Древняя Греция - родина театра. Жанра было два: драма и сатира.
17. Название сатиры произошло, конечно, от сатиров - лесных божеств, демонов плодородия, жизнерадостных козлоногих существ. Сатиры - существа озорные, похотливые и большие любители выпить. В общем-то сатира была такой же: пошловатый юмор, сальные шуточки.
18. Драматические постановки длились по многу часов и были воистину трагическими, с множеством смертей и всяческих страданий. Именно там, в древнегреческом театре, появилось понятие катарсиса как очищения через страдание.
19. Играли в театре только мужчины. Если актёр играл красивую девушку, он надевал белую маску. Если некрасивую - жёлтую.
20. Зрителями тоже были только мужчины.
21. С собой приносили еду и питьё. А ещё подушки - попробуй посидеть часов шесть на голом камне голой попой!
22. Места занимали, садясь на них. За несколько часов до начала спектакля. Отойти было нельзя - потеряешь место. А в туалет хотелось. Между рядами ходили люди со специальными длинными и вместительными сосудами. Ну, вы поняли.
23. А теперь догадайтесь, откуда пошла традиция забрасывать плохих актёров гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. К концу спектакля на такой жаре еда действительна подгнивала. Не пропадать же добру.
24. Форма греческого театра загадочна и гениальна. Даже если вы скажете что-то шёпотом, стоя на схене (догадайтесь, откуда произошло слово "сцена"), сидящий в последнем ряду вас услышит. Акустика довольно необычна: звук распространяется волнами: у схены громко, дальше - тише, потом опять громче, снова тише, и т.д. Сколько таких волн, не знаю.
25. В наше время были попытки повторить это греческое чудо, используя современные технологии. Точно высчитывали, чтобы построить один в один как тогда. Использовали тот же материал. Но у них звучит, у нас молчит.
26. Позже римляне "подсмотрели" греческий театр и решили себе такой же сделать. Но римская драма, конечно, даже рядом с греческой не стояла.
27. Иногда греки приезжали к римлянам показать настоящий театр. Римляне на сцену почти не смотрели, им было скучно. Глубинные переживания были для них чем-то непонятным. Для римлян синоним удовольствия - посмотреть как люди друг друга убивают. Убивают взаправду, а не дерутся до первой крови. Умереть тоже надо достойно: красиво, мучительно и, главное, долго, - а то удовольствие короткое. Вследствие всего этого греков, конечно, забрасывали помидорами.
28. Мылись редко или не мылись вообще - негде. Вместо воды использовали оливковое масло: натирались, а потом скребочком соскребали вместе с грязью. Тройная польза: грязь смыл, блестишь и пахнешь вкусно.
29. А что же женщины? Женщины сидели дома, в своей женской половине. Детей грудью не кормили - для этого были молочные рабыни. Не шили, не вышивали - вдруг уколются? Не читали - женщина грамоте не обучалась. В общем-то, единственным доступным для женщины удовольствием было рассматривать драгоценности. За этим занятием можно было проводить часы и часы.
30. Были женщины, с таким положением вещей несогласные. Они учились, как мужчины, были сами по себе и назывались гетерами. Гетеры не были проститутками, вопреки бытующему ныне мнению. Они вели независимый образ жизни, были образованы, были наравне с мужчинами, практически никогда не выходили замуж. Одна из причин в том, что в жёны их брать было не принято. На гетере женился, например, Фидий. Но он на общественное мнение никогда не оглядывался и в итоге был вынужден бежать из своего полиса.
31. Думаю, вы уже поняли, что греческая культура для человека и во имя человека. Но этот человек мужчина.
32. Даже скульптуры в Золотом веке ваяли с мужчин, и только с мужчин. Даже когда речь шла о скульптурном изображении богини, позировал юноша. Это, в общем, заметно. Даже у задрапированной Афины Паллады очевидно мужские пропорции.
33. Греки очень себя любили. Настолько, что были уверены: боги борются за право им помогать. Всем, наверное, известна легенда об Афине и Посейдоне: они поспорили, кто станет покровителем полиса. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и хлынул потом воды. Люди обрадовались: пресной воды было мало, особенно чистой. Попробовали, - а вода солёная. Афина воткнула в землю копьё, и из этого символа смерти вырос символ жизни - оливковое дерево. Афина стала покровительницей полиса и дала ему своё имя - Афины.
34. В Афинах есть знаменитый Афинский Акрополь: 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Легенда гласит, что шла как-то Афина по небу и несла в руке скалу. И узнала, что её тайна (у неё было дитя - маленький змеёныш) стала известна всем. И так она опечалилась, что скалу уронила. Так появился Акрополь. Легенда нелепая, не правда ли? Однако современные учёные провели исследование: они взяли пробу породы Акрополя и выяснили, что нигде в Греции, больше того, нигде в мире, ни под водой, ни на суше, нет породы с подобным химическим составом. Эта скала абсолютно уникальна. Откуда об этом знали древние греки, остаётся только догадываться.
35. Акрополь, понятно, привлекателен для туристов. Которые, что тоже понятно, хотят увезти кусочек истории домой. И давно разобрали бы Акрополь на части. Умные греки (уже современные) это понимают. По ночам охнара разбрасывает по углам древние черепки и монеты. Днём их подбирают счастливые туристы и увозят домой. Вскоре на E-Bay появляются тысячи древнегреческих монет. А на самом деле эти монеты - самые что ни на есть современные. Всякими специальными растворами состаренные. Акрополь цел, туристы довольны.
36. Еще там растёт та самая олива, выросшая из копья Афины. Символ города, как никак. Олива, конечно, не та самая. Столько веков она бы не протянула. Когда старое дерево умирает, на его место (опять же, ночью) подсаживают молодое.
37. Где-то под навесом, говорят, прячутся и три дырки в скале, от трезубца посейдонова. Но к ним никого не пускают.
38. Ваять женские скульптуры с женщин начали уже после Золотого века, веке в третьем-втором, возможно, в четвёртом. Когда нужна была натурщица для скульптуры богини, устраивали конкурс. Девушек осматривала комиссия и выбирала наипрекраснейшую.
39. Был забавный случай: отсмотрели девушек, выбрали одну, а другая взбунтовалась. Говорит: "Почему меня сзади не осмотрели?!" Комиссия собралась снова. И на этот раз потенциальных натурщиц рассматривали со всех сторон. И выбрали таки ту самую, взбунтовавшуюся. И создали Афродиту Каллипига. Что значит Афродита Прекраснопопая. Хотя, на мой взгляд, попа у неё так себе.
40. Греческая культура - дитя Крито-Микенской культуры. Греки по отношению к жителям крита выступали как варвары-завоеватели. У них не было ни мифологии, ни богов. Слава богу, Крито-Микенскую культуру они уничтожать не стали. Кстати, миф о Минотавре - это не греческий миф, а крито-микенский.
41. Греки не пили вино в чистом виде, они смешивали его с водой: часть вина на семь частей воды. Эту смесь пили в течение дня как прохладительный напиток. Я уже писала, что чистой воды не было. Вино дезинфецировало воду и придавало ей приятный вкус.
42. Были у греков замечательные сосуды для разливания вина - ойнохоя. Ойнохоя - сосуд с тремя "носиками". Прелесть его заключается в том, что, как его ни поверни, литься всё равно будет три одинаковых струи. Ойнохою использовали, чтобы сообразить на троих. И никто не в обиде, и всем поровну.
43. Еще у греков были килики. Килик - это чаша, из которой пьют вино. Пить из такой штуки весьма неудобно. Греки не любили пьяных, поэтому килик - изобретение в высшей степени мудрое. Если руки дрожат, вино проливается. Значит, больше не наливать. На дне килика часто изображались поучительные сценки. Например, юношу тошнит, а девушка заботливо кладёт ему на лоб влажную ткань, чтобы облегчить его страдания. Выпил килик вина, увидел картинку на дне, подумал, - а надо ли пить ещё?
44. На Афинском Акрополе стоит знаменитый Парфенон, построенный Фидием. История Парфенона - история мученика (впрочем, как и история его создателя). В нём был пороховой склад, и порох взорвался. Парфенон остался без крыши, но выстоял. Англичане решили, что не место скульптурам в Парфеноне и решили вывезти их в Британский музей. Скульптуры разбились, так британцы их по частям увезли. Христиане делали из Парфенона христианскую церковь, турки - мечеть. Я бы на его месте не выдержала.
45. В греческие храмы вход был с Востока. Когда в Парфенон пришли христиане, они закрыли восточную часть, чтобы поставить там алтарь, и прорубили вход в западной части. Из-за этого изменилась энергетика храма. Мне кажется, вход на Востоке - это естественно. Там солнце встаёт. Восток - это начало, Запад - конец. Но в христианские храмы вход с Запада. Всё не как у людей >_<
46. Греки знали об оптических иллюзиях, наверно, больше нас с вами. Колонны Парфенона не просто сужаются к верху. Их форма похожа на форму бочки: основание, расширение на высоте около двух метров, сужение. Колонны кажутся нам прямыми. Если бы они были прямыми, они казались бы нам бочковидными. У колонн разная толщина: если бы она была одинаковой, нам казалось бы, что она разная. Самые толстые колонны - крайние. Они, в отличие от всех остальных, на фоне неба, поэтому кажутся тоньше. Чтобы этого избежать, их сделали особенно толстыми. Ступени Парфенона - в форме холма. Расстояние между колоннами - разное. Кстати, Парфенон построен в рамках золотого сечения, хотя открыто оно было лишь в пятнадцатом веке. В результате всего этого Парфенон - лёгкое, воздушное сооружение, рядом с которым, говорят, хочется смеяться и танцевать.
47. В советские годы, конечно, решили это чудо повторить и сделать что-нибудь равновеликое. Сделали Театр Советской Армии. Я не буду говорить о звездовидной форме колонн. Главное, что весь Театр Советской Армии - по линеечке. Поэтому он несуразен, "разваливается" и давит на человека так, что хочется провалиться сквозь землю и признаться во всех смертных грехах. Какое государство, такая и архитектура?
48. К сожалению, не сохранилась Афина Парфенос, созданная Фидием. Она стояла в Парфеноне, была посажена на деревянный каркас, тело её было из слоновой кости, а одеяние - из золота, которое приносили в дар богине греки. Не сохранилась она по понятным причинам - материал больно дорог, переплавили. Золота-то было около тонны. Когда Фидий представил на суд общества своё детище, завистники и ненавистники (коих, как у всякого гения, было много) обвинили его в краже золота. Фидий это предвидел и золотые пластины намертво закреплять не стал. Пластины сняли, взвесили: ни грамма украдено не было. Тогда Фидия обвинили в богохульстве: на щите Афины была изображена битва греков с амазонками (амазонок боялись, а потому на щите было изображено, как греки их побеждают), где Фидий изобразил себя в образе замахнувшегося топором Перикла (друга Фидия). Фидий бежал в Олимпию, и правильно сделал: ему грозила смертная казнь. В Олимпии он создал одно из семи чудес света - статую Зевса Олимпийского.
49. В жертву богам чаще всего приносили баранов. Причина в том, что баран - единственное животное, которое идёт на смерть абсолютно спокойно и осознанно. Когда барана ведут под нож (в случае с Древней Грецией, жертву сжигали), он идёт смиренно и не сопротивляется. Потом встаёт, закрывает глаза и вытягивает шею. Один мужчина, работавший на скотобойне, потому оттуда и ушёл: он не мог терпеть эту покорность, вызывающую удивление и сострадание. В чём-то там (не то центре, не то институте...) нормальных наук проводили исследование: убивали животных, облепив их датчиками и отслеживая изменения состояния. Так вот. Например, свинья, когда понимает, что её собираются убить, заходится визгом и на своём поросячьем языке проклинает убийц и желает им всего наихудшего. Говорят, когда ешь свинину, поглощаешь и эту негативную энергетику. Про то, как ведут себя бараны, я уже писала.
50. Ещё в шестом веке в Греции существовали человеческие жертвоприношения. Например, под дом часто клали сосуд, в котором лежало тельце младенца. Жертвоприношение при строительстве дома. В идеале ребёнок должен быть свой. Совсем в идеале - первенец.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.