Общество взыскует о воинствующем православии?

Во­все не со­би­ра­юсь от­ри­цать, что по­след­няя вол­на «об­ли­чи­тель­ных» на­па­док на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не­сёт тра­ди­ци­он­но-от­кро­вен­ную пе­чать кам­па­ней­щи­ны. Это оче­вид­но на­столь­ко, что рас­суж­дать об этом нет ни­ка­ко­го смыс­ла. Хо­чет­ся ска­зать о дру­гом: вме­с­те с го­ло­са­ми бе­за­пел­ля­ци­он­ной ху­лы, сле­пой яро­с­ти и от­кро­вен­но­го ди­ле­тан­тиз­ма в во­про­сах ве­ры под­ни­ма­ют­ся и реп­ли­ки лю­дей, ко­то­рых да­же не то что­бы не ус­т­ра­и­ва­ет су­ще­ст­ву­ю­щее по­ло­же­ние дел в со­вре­мен­ной Церк­ви, но взы­с­ку­ю­щих о чём-то ес­ли не ином, то боль­шем. И здесь мне по­ка­за­лось, что в об­ще­ст­ве есть чёт­кий за­прос на во­ин­ст­вен­ное Пра­во­сла­вие.
Во­ин­ст­вен­ное Пра­во­сла­вие – не в лу­боч­ном кон­тек­с­те, ко­то­рое бы по­сек­ло «вра­гов ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го» ме­чом и ог­нём. А ко­то­рое бы мог­ло рас­став­лять чёт­кие ак­цен­ты в жиз­ни на­ше­го об­ще­ст­ва, от­де­ля­ло бы зёр­на от пле­вел, хо­ро­шее от дур­но­го не про­сто в кон­тек­с­те ду­ше­с­па­си­тель­ной ри­то­ри­ки, а втор­га­ясь в во­про­сы на­шей обы­ден­ной жиз­ни. Под­ни­ма­ло бы свой го­лос на этой ни­ве, вы­ст­ра­и­ва­ло чёт­кую ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную кри­с­тал­ли­че­с­кую струк­ту­ру на­ше­го со­ци­у­ма вплоть до бы­то­вых ме­ло­чей.

По­ни­маю, что мне сра­зу же па­ри­ру­ют за­учен­ной ман­т­рой, что Цер­ковь у нас от­де­ле­на от го­су­дар­ст­ва и не име­ет пра­ва втор­гать­ся и иг­рать на её по­ле. Хо­ро­шо, пусть бу­дет так, хо­тя и здесь мож­но по­ди­с­ку­ти­ро­вать. Но я не при­зы­ваю к кле­ри­ка­ли­за­ции все­го об­ще­ст­ва, а к се­ку­ля­ри­за­ции Церк­ви, ко­то­рая долж­на вой­ти в мир и го­во­рить в нём своё ве­с­кое сло­во по лю­бым по­во­дам с лю­бой воз­мож­ной ка­фе­д­ры, а не толь­ко цер­ков­но­го ам­во­на.

Сей­час же ве­ра на­хо­дит­ся в оп­ре­де­лён­ном гет­то. Она вро­де бы при­сут­ст­ву­ет в на­шем ми­ре, но на­хо­дит­ся на его пе­ри­фе­рии, как бес­цен­ный ра­ри­тет в за­пас­ни­ках му­зея. Мы вро­де бы при­зна­ём её важ­ность и не­об­хо­ди­мость, но толь­ко не сей­час, и луч­ше бы она нас не ка­са­лась, мо­жет быть, на до­су­ге, как толь­ко раз­гре­бём­ся с де­ла­ми, мы ей уде­лим не­ко­то­рое вре­мя…
Да и са­ма Цер­ковь у нас вро­де бы при­ни­ма­ет это по­ло­же­ние дел. У неё есть своя тер­ри­то­рия, ко­то­рая в лю­бой мо­мент мо­жет сжать­ся, как ша­г­ре­не­вая ко­жа, но по­ка та­кая си­ту­а­ция ус­т­ра­и­ва­ет. Но это­го ма­ло, об­ще­ст­во хо­чет ви­деть и впи­ты­вать у Церк­ви не толь­ко сло­ва люб­ви и сми­ре­ния, но и тре­пе­тать пе­ред ней и убо­ять­ся её. Лю­бовь без стра­ха – это не­пол­но­та Церк­ви. То и дру­гое – это две со­став­ля­ю­щие её ой­ку­ме­ны, её эк­кле­си­о­ло­гии. В Церк­ви все­гда бы­ли не толь­ко сми­рен­ные мо­лит­вен­ни­ки, но и во­и­ны. Она – это не толь­ко Нил Сор­ский, но и Ио­сиф Во­лоц­кий.
Сей­час же Пра­во­сла­вие – буд­то в осаж­дён­ной кре­по­с­ти, к сте­нам ко­то­рой пе­ри­о­ди­че­с­ки под­ка­ты­ва­ют сте­но­бит­ные ору­дия, полк же, на­хо­дя­щий­ся вну­т­ри её, лишь со­вер­ша­ет ред­кие вы­лаз­ки, ко­то­рые прак­ти­че­с­ки не при­но­сят ус­пе­ха. Сей­час, как пра­ви­ло, жё­ст­кая со­ци­аль­ная ак­тив­ность Пра­во­сла­вия при­об­ре­та­ет па­ро­дий­ные очер­та­ния в сти­ле пра­во­слав­ных хо­руг­ве­нос­цев. Да, есть Все­во­лод Чап­лин, ко­то­рый ча­с­то про­из­но­сит для че­ло­ве­ка про­хлад­но­го и да­лё­ко­го от во­про­сов Церк­ви кош­мар­ные ве­щи. Пе­ри­о­ди­че­с­ки он осуж­да­ет те или иные яв­ле­ния на­шей каж­до­днев­ной жиз­ни, ко­то­рые мы уже при­вык­ли вос­при­ни­мать за нор­му. Это шо­ки­ру­ет, но в то­же вре­мя это ста­но­вит­ся не бо­лее чем эк­зо­ти­кой, и его го­лос то­нет под по­то­ком кри­ти­ки и пра­вед­но­го воз­му­ще­ния от про­яв­ле­ния буй­но­го кле­ри­ка­лиз­ма и мра­ко­бе­сия.

Во­ин­ст­вен­ная Цер­ковь, яв­лен­ная в сво­ей си­ле, долж­на шо­ки­ро­вать на­ше за­блуд­шее об­ще­ст­во, встрях­нуть его от гал­лю­ци­но­ген­ной дрё­мы, долж­на все­лить в не­го страх и тре­пет, при­чём без вклю­че­ния го­су­дар­ст­вен­ных ры­ча­гов. Не хо­те­лось го­во­рить о ско­мо­ро­шь­ей про­во­ка­ции «пу­си», но ведь вся рас­тя­нув­ша­я­ся ис­то­рия во­круг них – это так­же па­ро­дия на во­ин­ст­вен­ное Пра­во­сла­вие.

Во всей этой си­ту­а­ции ос­нов­ной мас­се об­ще­ст­ва хо­те­лось не кро­ви и ко­ст­ров ин­кви­зи­ции, а то­го, что­бы Цер­ковь ре­ши­ла этот во­прос сво­и­ми ме­то­да­ми и сред­ст­ва­ми. Но в вос­при­я­тии мно­гих по­лу­чи­лось, что вме­с­то то­го, что­бы обуз­дать ха­ма и ху­ли­га­на, ста­ли ис­те­рич­но звать по­ли­цию. Это вос­при­ни­ма­ет­ся про­яв­ле­ни­ем сла­бо­с­ти, а ес­ли ты слаб и не­ре­ши­те­лен, то как же мо­жешь на­став­лять и учить дру­гих?..
По­нят­но, что Цер­ковь, ожи­дая рас­ка­я­ния и по­ка­я­ния от де­виц, пе­чёт­ся о спа­се­нии их душ, а во­все не тел из узи­лищ вре­мен­но­го за­клю­че­ния. Но во всей этой си­ту­а­ции об­ще­ст­во по­чув­ст­во­ва­ло не­ис­крен­ность и не­по­сле­до­ва­тель­ность, по­это­му и при­ня­лось вы­ис­ки­вать раз­лич­ные под­но­гот­ные… Лю­дям хо­те­лось уви­деть про­яв­ле­ние си­лы са­мой Пра­во­слав­ной Церк­ви, ав­то­ном­ной от го­су­дар­ст­ва, а в ду­хов­ном и учи­тель­ном пла­не на­хо­дя­щей­ся на по­ря­док вы­ше его, ко­то­рая мо­жет ка­рать и ми­ло­вать, но это­го не про­изо­ш­ло.
Си­лу ува­жа­ют, си­лу и по­сле­до­ва­тель­ность Церк­ви ува­жа­ли все­гда, в про­тив­ном слу­чае об­ще­ст­во на­чи­на­ло при­ни­мать её за объ­ект на­сме­шек, а здесь и до унич­то­же­ния хра­мов не­да­ле­ко. И вся эта, в са­мом на­ча­ле ис­кус­ст­вен­но раз­ду­тая ис­то­рия, мо­жет дей­ст­ви­тель­но вы­лить­ся в тра­ге­дию…
Об­ще­ст­во на­ше да­ле­ко не че­ло­ве­ко­лю­би­во, а под­вер­же­но пан­де­мии то­ле­рант­но­с­ти, то есть, в том чис­ле ино­ска­за­тель­но и ли­це­мер­но, но в нём, и я в это твёр­до уве­рен, есть боль­шой за­прос на то, что­бы Цер­ковь во­шла в мир и на­ча­ла на­зы­вать ве­щи сво­и­ми на­сто­я­щи­ми име­на­ми и ста­ла бы дей­ст­во­вать сло­вес­ным ме­чом, на­прав­ля­е­мым пра­вед­ной и спра­вед­ли­вой дла­нью. Хо­чет­ся не толь­ко важ­ных слов о спа­се­нии ду­ши, но и ори­ен­ти­ров в каж­до­днев­ной жиз­ни, рас­хри­с­тан­ной, ра­зо­рван­ной, не­су­щей­ся в не­из­ве­ст­ность по пу­ти Ле­ту­че­го Гол­ланд­ца, ста­но­вя­щей­ся все боль­ше пу­с­той кан­це­ро­ген­ной и поп­кор­но­вой.
По­ка же есть ощу­ще­ние, что до нас до­хо­дит не­кий об­лег­чён­ный ва­ри­ант, эта­кое Пра­во­сла­вие лайт, не би­чу­ю­щее по­ро­ки на­ше­го вре­ме­ни, а са­мо ими на­пи­ты­ва­ю­ще­е­ся. Вот по­это­му всё боль­ше вре­за­ет­ся в со­зна­ние тренд, пре­тен­ду­ю­щий стать мод­ным: ве­ра от­дель­но, а Цер­ковь от­дель­но…

 

Литературная Россия http://www.litrossia.ru/2012/20/07058.html

Комментарии 1

LUXVIAGRGOOD
LUXVIAGRGOOD от 23 мая 2012 15:30

отличній материал

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.