Василий Нарыжный
Эхо аланов
Автобус быстро домчал нас из Ворошиловграда до поселка Петровка. Дальше надо было идти пешком. По небольшому мостику переходим на правый берег реки Евсуг, где открывается широкая долина. Здесь осенью 1976 года работала археологическая экспедиция Ворошиловгрвдского педагогического института имени Т.Г. Шевченко совместно с областным краеведческим музеем. Руководитель экспедиции К.И. Красильников.
...Шел обычный рабочий день раскопок. Из строго расчерченных квадратов выбрасывалась наносная земля, пока не начинался «культурный слой». Вот тогда и наступает самое ответственное - анализируется и просматривается каждый квадратный сантиметр земли. Прежде всего нужно найти «горизонт жизни» древних обитателей этого края.
И вот цель достигнута. Под лопатами студентов-практикантов проступает утрамбованный земляной пол, по-видимому, древнего жилища. Дальнейшие работы подтвердили это. Расчищен большой квадрат с четко обо¬значенными «стенами». Еще несколько боковых прирезок, и у правой стенки под руками археологов начинает обозначаться... печь! Обычная, как сейчас иногда делают «на быструю руку» в летних кухнях для приготовления пищи. Рядом обломки керамики и три глиняных сосуда.
А у противоположной стены? Там еще более ценная находка. После окончательной очистки перед нами предстала двухкамерная гончарная печь, сооруженная из глины. Но сохранность – невероятная!..
— Это очень большой успех, - рассказывает К.И.Красильников. – Обычно гончарные печи мы находили здесь за последние три года раскопок в специальных мастерских и одна, уже ранее нами раскопанная, датируется IX веком нашем эры. Сейчас мы продолжаем раскапывать селище салтово-маяцкой культуры периода IХ-Х веков. Исследователям этой культуры редко удавалось увидеть печь в таком первозданном состоянии. Её можно хоть сейчас применить на практике!..
Наконец жилище-мастерская полностью расчищено. По его углам обнаружены ценные реликвии - остатки обгоревших бревен, вкопанных ещё в те древние времена при постройке жилища. Места их расположения говорят о том, что они служили опорой для крыши...
Рядом с печью, в хозяйственной части жилища, затвердевшие комья глины, которую, видимо, древний мастер не успел израсходовать. По соседству, в раскопе идентичного жилища, обнаружена ещё одна печь из глины, но уже совершенно другой конструкции и размерами поменьше.
— Эта печь, – продолжает Константин Иванович, – применялась для выплавки металла. Рядом с ней мы обнаружили куски шлака, обломки тиглей, воронки для слива металла. В этих краях жили тогда племена аланов (современные осетины), которые из Северного Кавказа перекочевали в бассейн реки Северский Донец. Здесь они совместно с болгарами и создали основу новой культуры, получившей название «салтово-маяцкой» (по двум обнаруженным памятникам в населенных пунктах Салтово и Маяки - Ма-яцкому городищу и Салтовскому могильнику на Северском Донце). В подтверждение проживания здесь аланов свидетельствуют найденные нами лощеные сосуды и клейма на гончарных изделиях в форме пятиконечной звезды - типичные для этих племен.
В ходе раскопок этого селища четко прослеживаются и элементы славянской культуры. Это предметы домашнего обихода - ножи и топоры. Главное - сама конструкция жилищ очень близка к славянским с их бревенчатыми стенами и прямоугольником в основании...
Мы идём с Константином Ивановичем по «улице» раскопанных жилищ. Под ногами шуршит пожелтевшая трава. Густо пахнет полынью. Обширные поля уходят за горизонт.
— Жители этого селища, - показывает Константин Иванович на терри¬торию раскопок, - были мирными, оседлыми земледельцами, скотоводами, гончарами. О земледелии нам напоминают находки каменных жерновов, земляных ям-хранилищ. А обнаружили зерно в сосудах-пифосах тарного назначения возле очагов. А вот около села Новолимаревка Беловодского района раскопали целый амбар-зернохранилище! И в каждой яме - 2-3-х сантиметровая прослойка обуглившихся зерен. По нашим подсчетам здесь хранилось около 10 тонн пшеницы и овса.
Вы заметили? Снова - «обуглившиеся», как и остатки бревен, как и раздавленная посуда бытового назначения, а не просто побитая случайно у очагов. Ранее ни в одном древнем источнике не зафиксировано подобного обычая - бросать сосуды в очаги, на которых «священнодействуется» пища. Наоборот, очаг, как святыня, почитается... Всё это подводит к мысли, что в то далекое время здесь разыгралась какая-то катастрофа, прежде чем перестало существовать это селище.
...Ничто не предвещало беды. Полноводная и широкая река. Евсуг спешила в главную водную артерию «Дикого поля» - Северский Донец. Большое селище, расположенное на её берегу, жило своей обычной жизнью. Гончары месили глину, подростки таскали хворост к жилищам, где у домашнего очага хлопотали женщины. На обширных пастбищах, покрытых сочной травой, паслись стада коров, овец, коз, лошадей. Собаки, помогавшие пастухам, заливались громким лаем, когда какое-то неразумное животное пыталось забрести в бурно колосящееся пшеничное или овсяное поле.
...Вдруг небосвод на востоке начал медленно тускнеть. В лучах заходящего солнца обозначилось все возрастающее черное облако, двигавшееся по направлению к селищу с ураганной быстротой. И когда стало ясно, что это за «облако», - жители пришли в ужас.
— Печенеги! Печенеги!.. - раздавалось со всех концов селища.
Люди в панике метались, не зная, что в первую очередь предпринять. Женщины хватали младенцев и, прижав их к груди, носились между построек. Мужчины спешно вооружались, чтобы достойно встретить врага. А некоторые жители, подстегиваемые паническим страхом, уже покинули пределы селища. Прихватив свой нехитрый домашний скарб, подгоняя отставших детей, они пытались добраться до густых придонцовых лесов, где можно было надежно укрыться от врага. В те времена у оседлого населения бытовала поговорка: «Страшен кочевник в степи, а в лесу он - как малое дитя!»
Как саранча, налетели печенеги на мирное селище, истребляя все жи¬вое, разрушая и сжигая все постройки. Все смешалось воедино: лошадиное ржание, душераздирающие крики женщин и детей, звон боевых клинков и кривых сабель.
От селища не осталось и следа - все сровняли с землей кочевые грабители! Только в некоторых местах еще дымились головешки да у реки завывал чудом уцелевший, израненный пес, как бы напоминая о недавно разыгравшейся здесь трагедии...
Всё это живо предстало в моем воображении во время беседы с К.И. Красильниковым. Делюсь своими предположениями.
— Очевидно, так все и происходило. Селище погибло от набега кочев¬ников-печенегов во время их передвижения из Азии в Европу в IХ-Х веках. Раньше они кочевали в степях между Волгой и Аральским морем. Затем двинулись в европейские степи...
Участница экспедиции, заведующая отделом областного краеведческого музея Т.Н. Клочко добавила:
— Сама территория, где мы вели раскопки, очень интересна еще и тем, что здесь обнаружено два культурных слоя, как говорят археологи. Если затрагивать социальную сторону вопроса - это два этапа жизни и деятельности людей. Первый этап - палеолит (каменный век). Это подтверждается в ходе земляных работ на раскопках. Почти на каждом квадратном метре мы находим много каменных орудий труда: скребки, резцы, проколки, кремневые заготовки, отщепы. Раскопали уже несколько небольших мастерских по изготовлению этих орудий труда, относящихся к позднему палеолиту (от 30 тыс. до 15 тыс. лет назад). Второй этап - раннее средневековье, на котором более подробно уже останавливался К.И. Красильников.
Все перечисленные факты говорят о том, что здесь, на берегу теперь уже небольшой речушки Евсуг, ещё до возникновения раскапываемого селища, люди жили оседло. Осваивали и обживали наш край.
«Ворошиловградская правда», 16 января 1977 года