Жанры и строфы современной русской поэзии.В 3-х т.
Работа такого рода, которую выпустил в свет Евгений Степанов, ценна прежде всего тем, что она стимулирует на поиск. В истории новейшей русской поэзии, например, такими стимулирующими проектами уже были "Поэтический словарь" А. П. Квятковского, "Русский стих" М. Л. Гаспарова, "Литература формальных ограничений" Т. Б. Бонч-Осмоловской, а также антологии верлибра, палиндромической поэзии... Ну и автор этих строк тоже не остался в стороне с "Зевгмой" и "Року укором". Работа Е. В. Степанова показывает, что поиск может быть продолжен и расширен. Поэзия постоянно ветвится. Но чтобы она ветвилась еще интенсивнее, почву надо профессионально обрабатывать. Именно этим занят поэт-исследователь Евгений Степанов, который не только собирает и описывает коллекцию форм, но и сам постоянно добавляет собственные примеры. Это своего рода поэтическая селекция, направленная на улучшение вида!
Могут сказать, что по ряду форм, представленных в трехтомнике Степанова, существуют исследования, выходили антологии. Это так. Но время идет, и накапливаются новые тексты. Кроме того, сам Евгений Степанов в своих журналах "Дети Ра", "Футурум АРТ", "Другие" стимулировал обращение авторов к формам, которые в результате составили предмет его исследований. Вообще же надо бы поставить за правило хотя бы раз в пять лет пересматривать современное поэтическое хозяйство в специальных исследованиях. А то ведь, если судить по основным журналам, у нас сплошной ямб, уложенный в кирпичики четверостиший!
Работа Е. В. Степанова показывает, что это далеко не так. Оказывается, мы живем в эпоху необыкновенного разнообразия стиховых вообще и поэтических форм в частности. Однострок, дистих, терцет, катрен, пятистишие, восьмистишие, танкетки... Пристрастие разных авторов к минималистским формам не случайно, век нанотехнологий требует компрессии мыслечувств. И очень интересно, что это происходит на поле вроде бы вполне традиционных форм. Мне уже приходилось писать о том, что довольно часто и в историческом, и во внеисторическом авангарде происходит актуализация и переакцентуация как раз традиционных форм. Например, это происходило с такой идущей из глубины веков формой, как палиндромия. Весь ХХ-й век в России эта форма то выныривая на поверхность, то снова прячась, была каким-то фантомом русской поэзии. К сегодняшнему дню палиндромическое волнение стало спокойнее, оно введено в русло, в том числе исследованиями А. В. Бубнова. И, тем не менее, палиндромический раздел в исследовании Е. В. Степанова чрезвычайно важен, поскольку показывает, как поэтическое начало взаимодействует с непоэтическим и задает параметры новых поисков в практике и в описании практики.
То же можно сказать о разделе одностроков, здесь Степанов дает интересную формулировку "однострочной поэзии". Это такое произведение, которое имеет "в своей основе метафору, образ или другой троп" и "обладает авторской интонацией". В принципе это определение можно распространить на поэтические произведения вообще. Но в случае одностроков особенно важно отграничить однострочные хохмы от поэтических высказываний. Думается, что над этим еще предстоит нам всем потрудиться...
Но вот такая форма как сонет. Не только суровый Дант не презирал сонета, но и последний графоман... Е. В. Степанов находит новый подход к современной сонетной форме. Он показывает на конкретных примерах, что это отнюдь не застывашая форма, что с ней можно работать очень нестандартно.
Мне кажется вообще очень плодотворным обращение исследователя к таким формам, которые как бы подразумевают некую стандартность. Например, Степанов убедительно показывает, как трансформируются под пером или клавиатурой ищущих авторов частушка, эпиграмма, пародия. В разделе "Эпиграмма" приведено множество интереснейших текстов. Например, совершенно великолепны и выдержаны в традиции эпиграммы Фёдора Мальцева. Их хочется постоянно цитировать. Скажем вот такая эпиграмма, обращенная к Ольге Ермолаевой:
Она изменится едва ли,
Ее пристрастия видны.
И тридцать лет в одном журнале,
Как Сталин у руля страны.
В то же время в этом разделе есть тексты, которые скорее можно отнести к "посвящениям" (например, интересные тексты Юрия Беликова).
Е. В. Степанов обращается и к различным поэтическим формам, которые появились в недавнее время. Ряд из них имеет конкретное авторство, например, листовертни Дмитрия Авалиани или лингвогобелены Вилли Мельникова. Любопытен раздел цифровой поэзии, в том числе актуализацией поиска такого мегаавтора, как Александр Кондратов. Забавно, что определение "цифровая поэзия" на сегодня имеет по крайней мере два значения. "Цифровая", то есть с использованием цифр, и "цифровая" в смысле "дигитальная" (на Западе есть ряд работ, посвященых как раз дигитальной поэзии).
Я хочу сказать, что эта работа интересна еще тем, что она находится на острие современных поисков. Здесь еще нет устойчивости, многое довольно зыбко, находится в становлении. И то, что ведется поиск на такой колеблющейся почве, может быть только плюсом изыскателю.
Сергей БИРЮКОВ,
доктор культурологии
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.