Урок абсурда

ПРЕМЬЕРА В ЛУГАНСКОМ
ОБЛАСТНОМ РУССКОМ ТЕАТРЕ


УРОК АБСУРДА
«Никто не говорил мне, что на вкус беда так подобна страху»(К.С.Льюис).

Прежде всего, (это очень важно!), надо сказать о драматурге Эжене Ионеску, по пьесе которого осуществил постановку «Урок» в Луганском областном русском драматическом театре его главный режиссёр Олег Александров. Итак, Ионеско Эжен, французский драматург, один из основателей модернистского «театра абсурда». Член Французской академии, румын по происхождению. То есть, именно с его «подачи» в драматургии и на сцене запускается механизм абсурдов, в гротескных фарсах и аллегориях пародирующий алогизм языковых штампов и автоматизм трафаретного мещанского мышления. Таким образом Ионеско выворачивает наизнанку обычные житейские ситуации, придаёт им буффонадно- нелепый вид.
Нужно сказать, что режиссёр- постановщик О.Александров, художник- постановщик Ф.Александрович, художник по костюмам Е.Гладкая и трио исполнителей цели драматурга и своей достигли, что называется, в полном объёме. Прямо скажем - пьеса "Урок", - один из идеальных примеров абсурдной драмы. Сюжет построен на максимально простой ситуации: юная ученица(артистка Анна Приходкина, вполне отвечающая заданной теме в своём исполнении этой роли) приходит на урок к пожилому учителю(артист Сергей Евдокимов, традиционно уже появляющийся на сцене и оставляющий самое благоприятное впечатление своим исполнением).
Вот это и есть самый понятный зрителю эпизод из спектакля, ибо, дальше начинается всё, что угодно: самого различного характера интерпретации ситуаций, самых простых и не предвещающих, казалось, такой «закрутки», которую совершают автор пьесы, режиссёр и актёры. К примеру, с теми же примитивными арифметическими задачками. Ничто, сначала, не предвещает каких- либо неожиданностей – от повторения азов арифметики и языкознания типа «испанский и неоиспанский языки». То есть, от этого трудно ждать особого драматизма. Но, очень быстро действие спектакля ускоряется, начинается движение актёров, в котором заметную роль занимает Павел Морозов в роли служанки(кстати, у Ионеску служанку играет- таки женщина, то есть, мужчина в этой роли- сугубо «александровская» находка). Реплики следуют за репликами, возникают элементы речи из практики психиатра: эхолалия(неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в речи учителя и ученицы и наоборот); логорея (речевое возбуждение, многословие, ускорение темпа и безудержность речевой продукции, что демонстрируют актёры достаточно уверенно и убедительно; неологизмы(слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке, свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка)... Сцена с пулемётом- также открытие режиссёра- постановщика.
Пока длится действие, герои полностью преображаются. ОНА из прилежной воспитанной барышни становится злобной тупицей, способной только угрюмо повторять за наставником отрывочные реплики, а ОН из галантного джентльмена превращается в садиста, безжалостно терзающего свою очередную жертву. По воле драматурга Учитель и Ученица теряют способность найти понимание в абсолютно элементарных вещах. И, подспудный итоговый смысл пьесы состоит в том, что как только теряется согласие в том, что такое дважды два, возникает духовная апатия, - рушится вся картина мира, отменяются очевидные правила жизни, перестают действовать любые смыслы и нормы. Отсюда и такой финал – ничем не объяснимая агрессия со стороны Учителя, убивающего свою ученицу.
То есть, полнейший абсурд, которым Эжен Ионеско наполнил свой "Урок", Олег Александров, показывает в своём видении и...умножает. Фактически, главных героев становится не два, а три- Служанка в исполнении П.Морозова привлекает к себе внимание своим экстравагантными «штучками», среди которых и смена эффектных платьев(костюмы- таки, хороши и это факт!) и под конец...стриптиз(за которым, кроме могучего мужского торса П.Морозова ахнувший зритель ничего больше и не увидел).
По тонкости мизансцен спектакль у артистов получился идеально абсурдистским. Настолько- насколько режиссёр позволяет актёрам каламбурить и играть, судя по всему, «в охотку». Этому способствуют совершенно неожиданные ходы и решения в костюмах Служанки, оформление спектакля и, конечно, музыка. Удачно вписывающаяся в течение отдельных эпизодов и вызывающая соответствующие эмоции у зрителей. Тот факт, что спектакль относится к категории театра абсурдов, всё же зрителями, в основной своей массе воспринят не был. Настолько всё необычно, не классического, что – ли типа. И, гневные реакции одних, недоумение других соседствовали с интересом третьих(по большей частью- молодёжи) и задумчивостью четвёртых. Кто прав? – Сказать трудно, ибо представленный материал, в силу своей необычности и не классичности воспринимается большинством зрителей тяжело.
Что касается исполнения, то нужно отметить очень приличную работу не первый уже раз «прокатывающих» эти роли артистов С .Евдокимова и П.Морозова. Тем более бросается в глаза всё более и более подрастающая в мастерстве Анна Приходкина, дочь замечательного своего отца. Костюмы, оформление сцены и музыка запоминаются....
А жизнь, в финале, у Ученицы –таки, отнимает запутавшийся до нельзя Учитель. Какова мораль? – Абсурд!!!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины.

Комментарии 1

Варлам Гампер
Варлам Гампер от 26 октября 2009 13:56
читается с интересом
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.