КРУГ ЧТЕНИЯ 2015
После моего поста о книгах, было много вопросов, что читаю я сам и что бы порекомендовал к чтению другим. Наверное, в целом о моём круге чтения смысла говорить нет, потому что книги – моя страсть, и от того разговор будет занудно долгим, а пост утомительно длинным, да и в интернете есть списки рекомендованных мною книг. Потому ограничусь лишь тем, что произвело на меня впечатление за пять с половиной месяцев этого года.
Прежде всего, «Асан» Владимира Маканина и «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса. Книги блестящие, актуальнейшие, а сейчас особенно важные.
«Асан» – книга о чеченской войне. Книга спорная, неоднозначная, вызвавшая много за и много против. Но, по-моему, Маканину удалось главное – показать, что на войне нет грешников и святых, нет абсолютно правых и абсолютно виноватых, в каждом – от беса и ангела, и сама война, как живой организм, диктует свою волю, навязывает свою правду. Большой русский роман. Возможно, лучший на данный момент из тех, что написаны в России в нулевых. Соперничать с ним могут разве что «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича.
«Осень патриарха» – классический шедевр об абсолютной власти и абсолютном одиночестве. В книге описана жизнь диктатора одной латиноамериканской страны, но, думаю, на его месте, что называется, мог бы быть каждый власть имущий. Густое, сочное повествование.
Выделю сборник рассказов «Влюблённые лжецы» классика американской литературы Ричарда Йейтса. Об этом писателе, впрочем, я уже говорил, нахваливая его, достаточно. Всё хочу разгрузиться да написать о нём большую программную статью, систематизировать информацию, поработать с иностранными источниками, но времени катастрофически не хватает, да и желания опубликовать данный текст у «толстых» журналов нет. Либеральные, по обыкновению, со мной не связываются, а патриотическим – не до того. Между тем, писать о Йейтсе надо, потому что в России о нём сказано непозволительно мало.
Валерий Былинский. Вот кто удивил меня так удивил. Я читал его роман «Адаптация», даже рецензировал – писать Валера умеет, но в сборнике «РИФ» – всё особенно чудесно. Былинский говорит с читателем искренне о самом главном и делает это без искусственной слезы или пафосного надрыва – всё удивительно органично. Это музыка: одна нота, вторая, третья – и получается симфония, которая открывает в тебе что-то глубинное, душу спасающее. Написано по-европейски легко, стильно и вместе с тем тяжеловесно, как у русских классиков.
Из российских авторов также отмечу Олега Павлова, Олега Рябова и Максима Осипова. Первых двух я читал раньше. Но вот попался в руки сборник Павлова «Повести последних дней», и я перечитал «Дело Матюшина», «Казённую сказку», а «Карагандинские девятины» прочёл впервые. О доставке груза 200. Тоже актуально. Хорошая литература, впрочем, всегда актуальна. Чтение Павлова тяжёлое, болезненное, но в то же время пробуждающее, очищающее, спасительное. Олег Павлов, на мой взгляд, вообще живой классик русской литературы; к сожалению, в последнее время как-то задвинутый на второй план, подзабытый, лишённый того внимания, которого он, безусловно, заслуживает. Но читать его не просто рекомендуется, а настоятельно требуется, без его книг русская литература неполна.
О новой книге Олега Рябова «Убегая – оглянись, или возвращение в Ветлугу» я сейчас пишу рецензию. Потому в этом посте коротко: душистая, светлая проза, рождающая массу аллюзий и дарящее тепло, нежность, свет. Будто мама одеялом в холодную ночь укрыла, а утром чашку какао принесла и в школу разрешила не идти.
Максим Осипов – моё читательское открытие. Подряд прочёл две его книги «Грех жаловаться» и «Крик домашней птицы». Осипова сравнивают с Чеховым. Действительно, что-то такое есть в тоскливости интонаций, но экзистенция текста, безусловно, иная. Не чеховская, нет. Однако тексты эти, как и Антона Павловича, дают едва ли не фотографическое представление нынешней России. Фотография как искусство.
С Чеховым сравнивают и Нобелевскую лауреатку канадку Элис Манро. Прочёл два её сборника. «Азбука» продаёт их под легкомысленными обложками, будто в надежде на то, что купят читательницы бульварных романов, но внутри – настоящая серьёзная литература. Манро, как и Сэлинджер (достаточно вспомнить его «Рыбку-бананку»), умеет препарировать обыденность безумия максимально эффектно, красиво, увлекательно. Отточенный, лаконичный стиль.
Из приятного чтения – «Крымский сборник», составленный Женей Сулесом. Если ехать в Крым, то только с этой книгой. Сделано с любовью, сделано талантливо. Вообще книгу эту министерство туризма Крыма должно всячески популяризировать. И благодарить Сулеса.
Из важного чтения отмечу ещё «Живой как жизнь» Корнея Ивановича Чуковского. Обязан прочесть каждый пишущий, читающий; я вот, правда, только сейчас добрался.
Такие вот читательские дела...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.