О книге Александры Фрольченковой

Светлой памяти Александры ФРОЛЬЧЕНКОВОЙ (1953-2022)

Фрольченкова А.Б., Луганск, 2013, 123 стр., редактор Морозова-Мавроди Н.В., художник Шевердин П.Н. 


 

  

     Так называется сборник (четвёртый по счёту, предыдущие: «Услышь меня», «Только любовь», «С любовью») Фрольченковой Александры Борисовны, выпущенный ею в 2013 году, получивший тёплые отзывы читателей и почитателей её творчества. Но, прежде чем обратиться к рецензии этого сборника, хотелось бы вспомнить юбилейный вечер, состоявшийся  в «Русском центре» универсальной библиотеки имени М.Горького. 

   Итак, цитируем из статьи: «Её ориентиры: скромность, ответственность, организованность» :  «Александра Борисовна вступила в тот период жизни, когда празднуют юбилей пройденного пути, когда определены жизненные ориентиры, и личностные качества только подчёркивают те ценности, которыми отличается юбиляр…». 

 

 

 

 И ещё: «Стихотворные и прозаические произведения Александры лаконичные по форме, ёмкие по содержанию, рождают у читателей чувство тепла, душевности и доброты. На её с тихи композиторами написано более десятка песен. Мелодичных, берущих за душу…».

   А теперь обратимся к сборнику «В мире огромном и тесном». Итак, в этой книге автор представляет вниманию читателя четыре части. Но, сначала видим предисловие В.Спектора – сопредседателя МСПУ и КЛУ: «…13 лет Александра Борисовна была во главе Луганской писательской организации(восемь из них заместителем, а последние пять лет председателем). В это время в должной мере проявился её организаторский талант, надёжность и ответственность, готовность прийти на помощь в трудную минуту….А читатели и почитатели её творчества благодарны ей за тёплые, задушевные строки о любви, цитаты из которых щедро разбросаны по интернет-сайтам. Не менее интересны прозаические миниатюры, где тоже живёт любовь не только к людям, но и братьям нашим меньшим…». 

Первая часть. «Из неопубликованного» - 16 стихотворений. В частности: «Строка к строке ложится», «Ты сказал «Напрасно», «Вмиг узнала – подарок судьбы», «Место встречи», «Мелькают сосны за окном», «Крым», «Балаклава», «Рыцари слова», «Луганская весна», «Днём погожим осень улыбнулась», «Иллирия», «Молодогвардейцам», «Родина», «Горит, пылает осень», «Одноклассникам», «Новогодние торжества», «За всё в ответе».

 

Вторая часть. Из книги «Услышь меня»  - 55 стихотворений: «В мире огромном и тесном», «Как сегодня взбесилось утро», «Неразделённая любовь», «Просьба», «Пролог», «Расставание», «Травы сухие», «Воскресение», «Не гадала, не ждала», «Признание», «Я снежинкой к тебе полечу», «Откровение», «Я Алёнушкой у пруда», «Утраты», «Тоска», «Когда я окунаюсь в темень ночи», «Когда-нибудь», «Не забудь», «Тебе», «Шла я к тебе», «Влюбилась, влюбилась, влюбилась», «Солнце красное садится», «Мы ведь сразу друг друга узнали», «А за окнами метель мела», «Мороз рисует на окне», «В розовом платьице, в бежевых…», «Если захочешь, узнаешь меня», «В бархате ночи войду и спою», «Татьянин день», «Как рябина рано покраснела», «В нашем парке», «Листопад», «Гадает мне осень своим листопадом», «Уноси парусник меня», «А история повторяется», «Любимая», «Зачем я крадучись живу», «Наше лето», «Наказание», «Ивушка», «Русалочка», «Сыну», «Учителю», «Всё не так», «Долгий путь домой», «Друзьям», «Иначе не умею жить», «Завещание», «Утешение», «Время спросит», «Давай поверим молодым», «Грусть», «Предзимье», «Эскиз», «Я вернусь».

 

 Среди них: 

 

В мире огромном и тесном 

«В  мире огромном и тесном 

Я лишь песчинка, пыль 

В жизненном море безбрежном 

Я сказка, я чудо, я быль…» 

Как сегодня взбесилось утро 

«Как сегодня взбесилось утро – 

Зло, настойчиво гонит ночь. 

Всё в прирде продумано мудро – 

Я той  ночи крёстная дочь… 

И не хочет понять упрямое, 

Что на смену явится день. 

Пусть исчезну – это не главное…
 Там, где солнце, всегда есть тень».

 

Просьба
 «Увези ты меня, увези...
 Куда хочешь. На край земли...
 И молю, ненаглядный мой,
 Будь побережнее со мной.
 Увези от мирской суеты,
 Огради, помоги, защити».

 

Неразделённая любовь 

«Неразделённая любовь – 

Тоска, отчанье и боль, 

Страданья, горечь и печаль, 

И песня, что без слов… 

А жаль…Я не твоя, и ты – не мой. 

Зачем же вместе мы с тобой? 

Ответьте, небо и земля, 

За что наказана так я? 

Чем прогневила и кого, 

И ка мне жить, 

И для чего?» 

Диалог 

«- О чём молчишь? 

- О нас с тобой. 

- Но небосвод ведь голубой! 

- Да, всё прошло : и гром, и дождь. 

- А ты, наверно, бури джёшь?» 

*

 Расставание

 

«Тебя плащом укрыла ночь, 

Меня уносит поезд прочь, 

Никто не в силах нам помочь, 

И мне невмочь…Невмочь!».

 

Откровение
 «Луной в окошко загляну,
 Тоскою, грустью расплескаюсь,
 В глазах-колодцах утону,
 Разлук, поверь, не испугаюсь.
 И пусть нас вознесет любовь
 Над суетою мирозданья,
 И повторится вновь и вновь
 В иных веках, в других сознаньях».

 

Не забудь 

«Звезда глядит в мое окно...
 Я знаю: это – ты...
 Следишь украдкой и давно
 С небесной высоты.
 Там среди звезд, других планет,
 Мой освещая путь,
 От всяких охраняешь бед
 И шепчешь: «Не забудь».

 * 

В бархате ночи войду и спою
В бархате ночи войду и спою

 Все о любви, как вином опою,
 Думы развею и боли сниму,
 Нежно прощаясь, тебя обниму
 И удалюсь за туманом вослед,
 В дар оставляя памяти свет».

 

*
 В нашем парке
 В нашем парке в тишине
 Листья падают...
 Все пылает, как в огне,
 Да не радует: 
 Наши стежки разошлись –
 Не сойтись им вновь, 
 Если сердце не болит,
 Знать, ушла любовь.
 В нашем парке в тишине
 Листья падали...
 Ты не помнишь обо мне,
 Да и надо ли
 Снова сердце бередить?
 Покорюсь судьбе – 
 Перестану приходить
 Я во сне к тебе»

 

*

 

Листопад
 А листья падали и падали...
 Не обменялись даже взглядами,
 Расстались просто, по-английски мы.
 А были ведь такими близкими...
 Две половинки, но единого,
 Да жаль, нас вдруг любовь покинула:
 Теперь все в прошлом, все утрачено,
 Друг другу мы не предназначены.
 Но отчего же мне все кажется,
 Что это осень лишь куражится?
 И, значит, судьбы наши свяжутся –
 О самом главном нами скажется.

 

*

 

Русалочка.
«Русалкой снова обернусь 

 И в моря глубь уйду из ада.
 Жалеть и звать меня не надо – 
 На землю больше не вернусь:
 Не понял ты моей любви
 Такой большой, высокой, чистой,
 Лишь взглядом пристальным, лучистым
 Встречать я буду корабли.
 А в память о любви своей,
 Смиряя боль в душе и бурю,
 Счастливой и спокойной буду
 Тем, что была в судьбе твоей.

 

*
 Татьянни день
 Скрип снега под ногами,
 Луна над головами,
 Когда Татьяны с нами
 В Татьян день...
 Заснеженные парки,
 И звезды, как подарки,
 Загадочны и ярки
 В Татьянин день...
 Запомнятся все встречи
 В морозный чудный вечер,
 И не погаснут свечи
 В Татьянин день...
 Пусть сказка долго длится
 Листая дни-страницы...
 Все снова повторится
 В Татьянин день...

 

*

 

Я вернусь
 Как взыграет казачье во мне,
 Так лечу на крылатом коне
 В край родимый, в Станицу лечу,
 С нею всем поделиться хочу:
 Расскажу, как подружке-сосне 
 Доверяю все тайны во сне,
 Как девчонкой с ромашкой в косе
 Нахожу бриллианты в росе.
 А мечтаю лишь только о том, 
 Что когда-то вернусь в отчий дом...
 Я вернусь, я когда-то вернусь –
 Тихим вечером песней прольюсь...

 

  А вот и третья часть этого сборника: «Ольга Холошенко. Мелодии любви».  Считаем целесообразным привести некоторые строки её отзыва на сборник стихов «Услышь меня»: «Читая стихи Александры Фрольченковой, начитаешь верить, что возвышенность и чистота чувства любви сопутствуют женщине во все возрастные периоды её жизни…». «Вникая в образную ткань стихов поэтессы, вы не найдёте в ней броских, ярких красок, её палитра – полутона акварели. Диапазон чувств, заключённый поэтессой в строгие рамки поэтических миниатюр, отнюдь не беден. От светлых, мажорных тонов радостей любви поэтесса ведет читателя к её печалям и трагедиям, потому, что «там, где солнце, всегда есть тень»…

 

  « …Стихи поэтессы мелодичны, они легко ложатся на музыку и привлекают внимание самодеятельных и профессиональных композиторов области…»…. «Услышь меня»…. В этой книге много оптимизма. Пусть же этот оптимизм никогда не изменяет поэтессе, пусть он звучит о окрыляет читателя в новых её творениях».

 

Часть четвёртая. «Из книги «С любовью». 19 стихотворений: «Замок из дождя», «Мне снишься ты, но почему?», «Светлая грусть», «Держись», «Нежность», «Уже не лето», «Раздумья», «Бег», «Смятение», «Свобода», «Молитва», «Зима», «Как в сказке зимушка стоит», «Наша повесть», «Ты сказал», «Чудо-мостик», «Нечаянная встреча», «Криничка», «Про любовь».

 

Светлая грусть.

 

«Светлая грусть
 Снова тучи сгущаются.
 Скоро будет гроза…
 Все когда-то кончается
 (Надо правду сказать).
 Это старая истина – 
 Все проходит, увы.
 Мы останемся близкими,
 Но не вместе, пойми.
 И не стоит печалиться – 
 В нашей памяти пусть,
 Как и в сердце останется
 Только светлая грусть».

 

Молитва 
 Господи, услышь меня! 
 Я же так любила. 
 Значит, верила в тебя – 
 Дай теперь мне силы 
 Пересуды пережить:
 Ревность, зависть, подлость,
 Научи терпимой быть –
 Не утратить гордость.

 

Зима 

Зима подкралась белой кошкой,
 Дома украсила, окошки –
 Всё нарядила в белый цвет.
 Поёт – рассказывает сказки,
 Где море нежности и ласки,
 Где бедам просто места нет.

 

Как в сказке зимушка стоит

 

Как в сказке зимушка стоит,
 Невестой-недотрогою.
 И чистотой своей манит,
 И красотою строгою.
 Наряды- кружева, меха…
 Приданое богатое:
 И серебро, и жемчуга…
 Но так, гордячка, холодна –
 И потому не сватают.

 

Чудо – мостик 
 Этот мостик незримый, но он существует. Чудо возникновения мостика происходит тогда, когда встречаются родственные души. Они знают, что значат друг для друга – связь всегда есть. Благодаря чудо-мостику им не страшны ни разлуки, ни расстояния. Удивительно, но это так.
 И досадно, когда по каким-либо причинам рушится такой мостик. В жизни всякое бывает… 
 Только не стоит горячиться – разрушать мосты, чтобы не пожалеть потом.
 *
 Нечаянная встреча
 Шумит море жизни. Бушует. Бегут волны одна за другой: вверх-вниз, вверх-вниз… И вдруг, две волны, гонимые, скорее всего, подводными течениями, устремившись, друг к другу, столкнулись. Взмыли фонтаном, рассыпались бесчисленными брызгами, сверкая, переливаясь удивительными красками.
 Станут ли они одним целым? Побегут ли рядом? А может, эта встреча – короткий праздник, счастья миг, но им окажется не по пути, а посему – разбегутся?..
 Ясно только одно: эта нечаянная встреча, этот всплеск им запомнится обязательно. Наверное, тем интересен мир.
 *

 Криничка

 Была себе, жила себе криничка. Живила землю, утоляла жаждущих своею чистой, искристой водой. Смотрелось в нее небо, словно в зеркало, отражались в ней верхушки деревьев. 

 Однажды набрел на нее случайно утомленный жизнью, изможденный путник. Обрадовался, припал к воде, напился вдоволь. А придя в себя, по привычке, сплюнул и пошел дальше.
 Помутилась водица, запечалилась криница. Да время на все надо. Песочек и камушки сделали свое дело: очистили ее. Засияла криничка, засветилась, как и прежде своею чистотой, добротой и заботой про вся и всех. Тем и живет. И жить будет…

 

*
 Про любовь
 «Хочешь сказку про любовь?», – спросила Она игриво и улыбнулась многозначительно, прищурив лукавые глазки.
 «Хочу», – ответил Он, готовый слушать, что угодно потому, что любил Ее.
 «Жила-была Любовь. Скорее не жила, а тлела. При каждом дуновении ветерка, она вспыхивала искорками с надеждой светить, согревать, зажигать.
 И вот однажды, сильный ветер подхватил маленькую искорку и унес далеко-далеко. Упала искорка на сухое полено, которое и не надеялось уже ни на что. Лежало себе, да и лежало. Жар искорки зажег полено. Взвилось языками пламя, торжествуя возрождение Любви. Засветилось полено, согрело своим теплом всех рядом».
 Она замолчала. Он обнял ее и нежно поцеловал, потом еще и еще… И вот запылали они тем огнем Любви из сказки. Они сами стали сказкой.
 Любите, верьте и надейтесь: искорка есть в каждом из нас.

 

      В  заключение  сборника приведены высказывания Мирославы Радецкой «По жизни с любовью»(в сокращении).
    «Небольшого формата изящная книжечка лирики приятно оформлена графическими заставками известного художника П.Шевердина. Среди них трогательные рисунки с символикой-сердечками. Ведь книга поэтессы названа «С любовью». Кратко и ёмко содержание сборника в контексте творчества поэтессы в аннотации к нему охарактеризовала член МСПУ Наталия Мавроди: «Любовь, Любовь, Любовь… Этим чувством пронизано всё творчество Александры Фрольченковой. Любовь во всех её проявлениях. Лаконичные по форме, ёмкие по содержанию, как поэтические, так и прозаические произведения, рождают тепло, доброту, душевный уют».
 Относительно последнего утверждения – хотелось бы верить в его аксиоматическую непогрешимость. Но некогда большой русский лирик сказал о мире поэзии: «Покоя нет, уюта нет». Гамма интимных переживаний в лирике нашей поэтессы звучит всеми оттенками любви – от радостного чувства полёта до мгновений душевной драмы. Разнообразные лики любви в её стихах радуют читателя свежестью поэтических красок – свидетельством душевной молодости пишущей.
     Стихи в подборке не датированы, но можно уловить эволюцию эмоций их героев – от мира романтической сказки до зрелого, выверенного чувства в эхе минувших дней, где в поэтических строках рифмуются «боль» и «любовь». Известно, что за авторским «я» в стихах стоит лирический герой, то двойник автора, то единомышленник, а то и антагонист. У нашей поэтессы, лирика по складу образного мышления, лирическая героиня – чаще всего носительница сердечной кардиограммы автора. С ней мы словно листаем интимный дневник, историю её души.
 По жанровой природе стихи сборника – лирические миниатюры, предметно озаглавленные, афористически образные. Открывает его романтическая любовная лирика, герои которой живут в свете сказочных чудес, прекрасной природы в полной гармонии с миром. Пример тому – «Замок из дождя», милые, добрые стихи с иллюстрацией П.Шевердина. Только романтический взгляд поэта мог построить здание из метафоры «стена дождя», да ещё поселить в нём ангела-хранителя:

 

В том замке добрый ангел жил,
 Объединив с тобой меня – 
 Там две души в одну слились,
 В одну судьбу переплелись.

 Такая же гармония любящих душ во «Встрече» с её сказочным лесом с соснами до небес, населённым чудесными сказками. Но первые нотки дисгармонии зазвучали уже в «Подарке», лирическая героиня которого в духе античной поэтессы Сафо «заболела любовью»: «млела:| И грезила, и ночи не спала,| Придумывала сказки…» А действительность дарила ей боль, как если бы она «возвращалась по стерне босая». Как хорошо надо знать сельский быт, чтобы автор ощутил боль своей героини! Печально звучит и признание горечи сердечного опыта: «Наивная девчонка, сколько лет | В погоне за любовью обжигаюсь…» Нельзя не восхищаться мужеством любящей. А если среди испытаний сердца и это: «А на зелёную листву – | Да белый снег…» Нашей поэтессе не откажешь в фантазии и наблюдательности. Героиня стихов счастлива: она пережила состояние полёта вдвоём, как бы отвечая на горестный вопрос Катерины из «Грозы» А.Островского: «Почему люди не летают?»
 В лирике сборника появляется тема потерь-обретений, о которых писала некогда Ахматова: «Одной надеждой меньше стало, | Одною песней больше будет». Наряду с темой любви-привычки, присутствует в нём тема любви с первого взгляда: «С тобою мы едва знакомы». Но как справедливо заметил Шолохов: «Свои неписаные законы диктует людям жизнь». И с ним «едва знакомым» связана в сборнике тема позднего зрелого чувства «бабьего лета»: – утверждает поэтесса. Воистину, как заметил А.Дюма, в каком-то уголке сердца женщине всегда восемнадцать лет.
    Ещё одна грань любовного чувства в стихах – светлая грусть минувшей любви: «Всё когда-то кончается», – мужественно сознаётся поэтесса. И не худший вариант разлуки «пылавших когда-то», как сказал некогда другой лирик, «останемся близкими, но не вместе»». Не слишком благодарная задача – пересказывать стихи, вытаскивать из строений кирпичи-фрагменты, но иначе не понять, из каких движений души, из каких житейских ситуаций рождается загадка любви.
     В поэтическом сборнике история не героя-однолюба, не одного «милого». К слову, в нём нет реалий индивидуальности, личности, даже внешних примет. В сонетах Шекспира женщина – «смуглая леди». Ахматова рифмует «любы | Твои сухие розовые губы». У Незнакомки Блока – «шляпа с траурными перьями | И в кольцах узкая рука». Наверное, по внутренним импульсам переживания любящей женщины – часто это интимная лирика скорее потерь, чем приобретений: «Прости-прощай, мой милый», «Ты не жди и не зови», «Разлюби, если я – не такая». Но эти потери, сердечные «туманы и дожди», даже и «девятый вал» душевного кризиса не убивает в героине стихов потребности любить:

 

С глаз пелена завесою упала, 

Но верить и мечтать не перестала, - 

Я снова брошусь в океан любви…

 

    ….Второй небольшой раздел сборника – прозаические миниатюры, сродни стихотворениям в прозе, лирическим новеллам. Словом, это проза поэта с элементами притчевой аллегории. «Про любовь» – сказочка о Любви-искорке, которая согрела души любящих. Завершает её мораль: Любите, верьте и надейтесь: искорка есть в каждом из нас». Через аллегорию «Нечаянная встреча» проходит философская мысль – сойдутся ли пути личностей, гармонирующих друг с другом. Не разбегутся ли они после короткого праздника, мига счастья, как волны в море.
     «Чудо-мостик» – притча-предупреждение. Речь идёт о незримом мостике между родственными душами. И досадно, когда эти мостики разрушаются. Автор книги облекает в поэтическую форму мудрость веков – не жечь мосты. Поучительная аллегория «Криничка», поэтически осмысливает народную мудрость – не плюй в колодец, человек, будь благодарен добру, будь источником для жаждущего, отражай в своей чистоте небо.
     Проникнутая глубокими философскими раздумьями о природе любви, благородным пафосом утверждения нравственной высоты подлинного человеческого чувства, написанная хорошим поэтическим слогом книга Луганской поэтессы доносит до читателя своеобразие её художественного мира и пробуждает чувства добрые, потребность соразмышления и сопереживания.

 

    Поющая любовь(из статьи). Наталия Мавроди.

 

   «Поющая любовь» - так назвала Александру Фрольченкову в предисловии книги «Услышь меня» Елена Руни. И действительно, слово «любовь» наиболее повторяемое в творчестве автора. Любовь во всех её проявлениях. Лаконичные по форме, ёмкие по содержанию её поэтические и прозаические произведения рождают тепло, доброту, душевный уют….

 

    …В зрелом возрасте пришла А.Фрольченкова в литературное объединение имени В.Сосюры, где много лет, будучи членом бюро, вела активную деятельность. В 1997 году стала членом Межрегионального союза писателей Украины и Международного сообщества писательских союзов. Более восьми лет А.Б.Фрольченкова была заместителем председателя Луганской областной организации МСПУ, а в 2008 году – избрана председателем.

 

   Отношения с членами творческого союза у неё добрые, доверительные; хотя, как в любой работе, бывают свои сложности. Но лучшая характеристика – мнение её коллег. Т. Санченко: «Она всегда там, где нужнее…». В. Ефанов: «Наша мамка». Ю. Князев: «Огонёк и симпатия наша». А. Шевченко: «Любимая ученица». Любава: «Мать Тереза». Эти высказывания не тебуют комментариев…

 

    Каждый человек оставляет после себя след на земле: кто в детях и внуках, кто в творчестве. «Жизнь удалась», - говорит Александра Фрольченкова.

 

Звезда глядит в моё окно… 

Я знаю: это ты… 

Следишь украдкой и давно 

С небесной высоты. 

И там, средь звёзд других планет, 

Мой освещая путь, 

От всяких охраняешь бед 

И шепчешь: «Не забудь». 

   Так пусть и впредь будет добрым для Александры свет её Звезды, которая посылает ей любовь, творческое вдохновение, терпение и яркое восприятие жизни».  

 

   Можно ещё и ещё говорить о творчестве А.Фрольченковой. Хотелось бы привести то, что было сказано и написано в день юбилей Александры Борисовны и помещено в Интернете под названием: «Её ориентиры: скромность, ответственность, организованность».

 

   Ну а сборник А. Фрольченковой «В мире огромном и тесном» заслуживает самого пристального внимания литераторов и всех, всех, всех!

  

Юрий Кукурекин

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.